Обзор The Dark Pictures: House of Ashes — А где хоррор?
Всё, что нужно знать о The Dark Pictures: House of Ashes, можно комфортно уложить в два предложения. Если вам понравились предыдущие выпуски серии, то и этот, вероятно, придётся по душе: в целом это та же самая игра, что и раньше. А если они вам не понравились, то третья часть вряд ли что-то изменит — повторюсь, это плюс-минус та же самая игра, что и раньше. Всё-таки Supermassive Games, авторы нашумевшего подросткового слэшера Until Dawn, изначально метили в тематическую антологию, поэтому логично, что все её эпизоды придерживаются одной структуры.
Стоит ли начинать знакомство с серией именно с House of Ashes? Нет, не думаю, что вы много потеряете, если пройдёте мимо. Наоборот, вы сэкономите время, которое можно с пользой потратить на что-нибудь ещё. Man of Medan и Little Hope можно было посоветовать почти кому угодно в качестве безмозглого досуга для компании на один вечер, но в этот раз ситуация прямо противоположная. Я в принципе не знаю, кому и зачем можно порекомендовать House of Ashes. Она недостаточно хороша, чтобы воспринимать её всерьёз, но в то же время недостаточно плоха, чтобы доставлять удовольствие в ироничном ключе, как это делают фильмы категории Б.
Ганс, мы что, злодеи?
Впрочем, надо признать: завязка сюжета пришлась бы очень кстати в каком-нибудь нарочито тупом эксплотейшн-боевике. 2003 год, вооружённые силы США вторглись в Ирак. В захваченное морпехами поместье Саддама Хусейна прибывает агент ЦРУ с благими вестями: экспериментальный спутник-разведчик наконец засёк хранилище химического оружия, ради которого война якобы и затевалась. Нужно лишь наведаться в крохотную горную деревушку и забрать желанный приз — вот только всё, разумеется, идёт не по плану. Вскоре после прибытия на место отряд американцев попадает в засаду, а в самый разгар перестрелки они вместе с иракскими солдатами буквально проваливаются под землю, в таинственные пещеры, где тысячи лет скрывался древний шумерский храм. Никакого химического оружия или хотя бы сокровищ свергнутого Хусейна там нет — только орды неизвестных науке монстров, которым всё равно, кого рвать на куски: «своих» или «чужих».
Как флэшбеки в древнем Аккаде связаны с событиями в настоящем? Хороший вопрос, но отвечать на него игра не собирается
В тёмных катакомбах героев ждут поистине леденящие душу ужасы: пять-шесть часов однообразных QTE, неспешные прогулки по линейным локациям, чтение дневников и никудышно написанные диалоги. Словом, всё как обычно. Я наивно надеялся, что внезапная смена курса с городских легенд в духе «Баек из склепа» на вполне реальную, до сих пор не зажившую трагедию предвещает какие-то качественные изменения в подходе к сценарию, но зря. Авторов предсказуемо не волнуют такие тонкие материи. За исключением пары неуклюжих нравоучений о том, что война — это плохо, игра не извлекает из этой противоречивой темы ровным счётом ничего стоящего. Ни психологизма, ни чёрного юмора, ни хотя бы цирка с зомби-вампирами-террористами-шумерами. Такое чувство, что студия просто не нашла более подходящий предлог для того, чтобы перенести события в околоегипетский антураж… Хотя персонажи то и дело натыкаются на записки британской экспедиции, сгинувшей в храме за пятьдесят лет до начала сюжета. Даже насквозь банальная история аристократов, раскопавших проклятые руины, в данном случае смотрелась бы куда интереснее: там как минимум можно было бы разгуляться в плане штампов, не беспокоясь о смысловой нагрузке или моральном подтексте.
Игра всеми силами оттягивает экранный дебют монстров. Увы, страшнее они от этого не становятся
К сожалению, вместо этого House of Ashes с крайне серьёзным лицом отводит большую часть повествования на перепалки пяти невыразительных героев, чьи имена забываются за пару минут. Тут всё снова как обычно. Набор типажей примерно тот же, что и всегда, только с небольшой поправкой на сеттинг. Душный зануда, сильная-независимая стерва, страдающий романтик, отважный сорвиголова и восточный мудрец в обличье средневозрастного бати. Авторы пытаются создать между ними какое-то подобие химии, но поверить в драму совершенно не получается, потому что ключевые детали, которые вполне могли бы заставить игрока сопереживать, всегда остаются за кадром. Характеры персонажей, по идее, должны меняться в зависимости от ваших решений, но к концу истории герои останутся такими же примитивными манекенами, какими были в начале.
Динамические черты характера вроде как влияют на поведение персонажей, когда контроль над ними переходит к игре. Правда, есть подозрение, что разработчики редко вспоминали об этой механике
Во всём сюжете есть лишь один по-настоящему достойный момент: линия техасского патриота (сорвиголовы), который поневоле заключает союз с иракским солдатом (батей-мудрецом). Между вчерашними врагами постепенно завязывается нелёгкая, но неожиданно искренняя дружба, которая несколько раз действительно может пробить на эмоции. Жаль только, что кульминация их отношений случается на фоне максимально нелепого твиста, пришитого к сюжету ослепительно белыми нитками. Видимо, Supermassive Games, в предыдущих частях дважды повторившая один и тот же дешёвый трюк, решила сделать убогие концовки визитной карточкой серии: здесь команда прямо-таки превзошла себя.
FUBAR
Понятно, что упрекать второсортный хоррор в посредственном сценарии нет никакого смысла. В конце концов, люди смотрят этот сорт кино не ради нарратива, а ради хлеба и кровавых зрелищ. Ради эффектных расправ над раздражающе глупыми персонажами, креативного насилия, жутких (или, наоборот, смешных) монстров и скримеров, заставляющих вскочить с дивана, — словом, ради аттракциона, которым можно наслаждаться, полностью выключив мозг. Таким аттракционом была Until Dawn, которая до сих пор остаётся лучшей работой студии. Она отлично компенсировала собственную глупость фантазией постановщиков и разнообразием ситуаций, а ценителей жанра радовала множеством отсылок к культовым кинолентам.
В Man of Medan и Little Hope ситуация обстояла заметно хуже, однако House of Ashes в этом плане и до них не дотягивает: я уже очень давно не видел настолько скучных, беззубых ужастиков. После полного прохождения мне на ум не приходит ни одной хоть сколь-нибудь запоминающейся сцены, хорошей или плохой. Ни одной брутальной смерти, ни одной зрелищной цепочки QTE или красивой локации, ни одной зияющей сюжетной дыры, над которой можно было бы от души посмеяться. Даже старые добрые скримеры (к слову, довольно редкие) не заставляют сердце биться чаще. Мне кажется, авторы сами загнали себя в тупик, поставив на главные роли профессиональных солдат. Сложно проникнуться атмосферой и почувствовать нависающую угрозу, когда в катсценах герои регулярно убивают десятки монстров, не жалея патронов.
Технически персонажи и впрямь могут погибнуть в любой момент, но чаще всего от ваших решений зависит только одно: сколько QTE придётся пройти в том или ином сегменте
Сам по себе акцент на экшен вызывал бы не так много вопросов, если бы разработчики позаботились о соответствующем качестве постановки, спецэффектах и других визуальных нюансах. Но с кинематографией у House of Ashes тоже, мягко говоря, не срослось. Значительную часть хронометража на экран физически тяжело смотреть, потому что большинство сцен разворачивается в тёмных, достаточно тесных пространствах, где из-за бестолковой работы с освещением и камерой буквально ни черта не видно. Не говоря уже о том, что две трети кадра постоянно закрывают чёрные полосы, которые ещё сильнее сужают угол обзора, — в итоге бесконечный поток однотипных серо-буро-коричневых декораций чудовищно утомляет глаза. Создатели фильма «Спуск», которым явно отчасти вдохновлялись разработчики игры, ещё в 2005 году смогли показать, как надо правильно снимать мрачные пещеры при сравнительно малом бюджете, — было бы только желание и талант.
Что же до боевых сцен и всяческих напряжённых моментов, во время которых нужно вовремя давить на кнопки, то вы и сами можете догадаться, на каком уровне они выполнены. Местами компетентно, но в основном так себе. Приятно, что сложность QTE можно настроить под себя, однако впечатления ощутимо портит крайне рваный, а порой откровенно припадочный монтаж: разработчики словно пытаются скрыть недостаток физической формы актёров, как в том фееричном фрагменте из третьей «Заложницы» с Лиамом Нисоном. Вероятно, так оно и есть. На крупных планах по мимике заметно, что многим актёрам непривычно работать с цифровым захватом движений. Они то переигрывают, широко раскрывая рты и выпучивая глаза, то недоигрывают, реагируя на события как деревянные куклы из эпохи раннего 3D. Сложно сказать, кто в этом виноват, да это и не суть важно: идеальная актёрская игра в любом случае не спасла бы пресный сценарий.
Впрочем, даже если оставить все эти снобские тонкости за скобками, аудиовизуальная презентация House of Ashes всё равно оставляет желать лучшего: не знаю, что там на ПК, но на PlayStation 5 графика выглядит невзрачно. Выбор между режимом «качества» в 30 fps и «скорости» в 60 fps по факту ни на что особо не влияет. Просто в одном варианте игра будет медленной и уродливой, а во втором — быстрой и уродливой (специально для про-геймеров). А микширование звуковых дорожек периодически сбоит: у меня, например, звук одного скримера наслаивался сам на себя, становясь в несколько раз громче, — видимо, чтобы разбудить заснувшего от скуки игрока.
Я привык делить видеоигры на две категории: одни вызывают эмоции (позитивные или негативные), а другие — апатию. В этой незамысловатой системе координат The Dark Pictures: House of Ashes однозначно принадлежит ко второй группе. Концентрация уныния столь высока, что игра погружает в транс, после чего благополучно забывается на следующий вечер. Идея антологии ужасов была привлекательной на бумаге, но в реальности порядком исчерпала свой ресурс уже на середине задуманного цикла. Если Supermassive Games срочно не возьмётся за ум, то четвёртая и пятая части The Dark Pictures морально устареют задолго до релиза.
Порадовало
Огорчило
Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чём: PS5.
Сколько: 6 часов.
Ачивка редакции
«А, что?»
Случайно убить персонажа, не заметив предупреждение о QTE.
О локализации
Полный дубляж на русский язык. Перевод сносный, но играть лучше в оригинале с субтитрами: так хотя бы можно оценить акценты.
Вердикт
The Dark Pictures: House of Ashes нельзя назвать худшим хоррором современности, но и похвалить её толком не за что. Она просто до боли посредственна — даже по меркам второсортных ужастиков, от которых никто ничего не ждёт.