Обзор Interrogation: You will be deceived. Серая мораль в черно-белой игре
Дебютный проект румынской студии Critique Gaming с ходу вызывает ассоциации со своими очевидными вдохновительницами: Papers, Please, This is the Police и другими подобными играми, где нам предлагают стать винтиком огромной системы и попытаться не сгореть в бюрократическом аду. Темы и философские вопросы здесь уже знакомые: разработчики решили высказаться на тему социальной ответственности, власти, этики силовых структур и, конечно, эфемерной справедливости, которой на самом деле никак не добиться.
Получилось ли у них это сделать? Скорее да, чем нет. По крайней мере, в отличие от последней Call of Duty, в Interrogation: You will be deceived действительно есть серая мораль.
Меньшее зло
С точки зрения жанра, Interrogation — своего рода помесь визуальной новеллы и симулятора детектива: основную часть времени в игре вы будете просто допрашивать подозреваемых, пытаясь выбить из них нужные для расследования крупицы информации. Завязка тут довольно примитивная: вы — обычный полицейский с командой из трёх человек в распоряжении, а объект вашего расследования — это террористы, которые зовут себя «Фронтом освобождения». Кто они такие, откуда взялись, чего на самом деле хотят? Непонятно.
К счастью, искать ответы на все эти вопросы — ваша прямая рабочая обязанность, так что доставайте английский словарь (игра вышла без перевода), заваривайте чай и готовьтесь к череде утомительных допросов. Несговорчивые свидетели и подозреваемые, а также коллеги, журналисты и все остальные причастные к расследованию уже готовы трепать вам нервы.
Если в детстве вы обожали сериалы про полицейских или сами мечтали стать детективом, эта игра вам точно понравится: Interrogation позволяет побывать в шкуре того самого гениального детектива, на которого надеется всё отделение. При этом необязательно быть хорошим копом: хотите — действуйте в обход служебных инструкций и запугивайте потенциальных преступников, а хотите — вообще вступайте в сговор с террористами. Подозреваемых можно даже избивать, хоть игра это и не поощряет. Кто-то из коллег наверняка заметит, что на записи допроса не хватает целого куска, где вы, скорее всего, достали из-под стола шокер или просто швырнули беднягу в стенку (а вдруг он вообще невиновен, кстати?).
Если же насилие для вас — не выход, можно попытаться действовать более законными способами: либо врать и манипулировать, либо честно пытаться расположить к себе подозреваемых, чтобы они добровольно выдали всю информацию властям. Правда, с ходом расследования у вас не раз поменяются взгляды на происходящее, а с ними сдвинутся и понятия «плохого» и «хорошего».
Как только продвигаешься чуть глубже по сюжету и наконец вникаешь в историю, начинаешь задаваться неудобными вопросами. А нужно ли вообще останавливать террористов? Ребята ведь борются за правильные идеи, хотят помочь людям и сами не против принять офицера полиции в свои ряды. Вас никто не останавливает — можно начать помогать преступникам. А можно остаться на страже порядка и добиться формального правосудия: в конце концов, какими бы добрыми ни были намерения «Фронта», терроризм они не оправдывают. Здесь-то и проявляется эта самая серая мораль — поди пойми, какой выбор тут правильный (спойлер: ни один).
В этом плане сценарий лишён всякого идеализма: нам сразу показывают, что полиция — не всегда хорошие ребята, а те, кого они ловят, — не всегда злодеи. Негодяев, для которых цель всегда оправдывает средства, поровну на обеих сторонах конфликта. И то же касается хороших людей, просто пытающихся сделать этот мир чуть лучше и безопаснее. Оттого здесь придётся заниматься тем самым, что так ненавидел Геральт: выбирать между одним злом и другим. Кого бы вы ни решили отыгрывать — верного пса системы, революционера-освободителя или нечто среднее, — замарать руки придётся в любом случае.
Симулятор детектива
Впрочем, какими бы высокими ни были ставки, подавляющая часть геймплея — просто череда диалогов. Но надо отдать Critique Gaming должное: они постарались разбавить не самый захватывающий игровой процесс головоломками, микроменеджментом и заданиями на время. В перерывах между допросами подозреваемых и свидетелей придётся распределять бюджет команды, следить за своим рейтингом в прессе и иногда решать простые головоломки наподобие «собери картинку из фрагментов».
Такие, казалось бы, опциональные активности (всё же перед нами визуальная новелла, а не симулятор менеджмента) и впрямь добавляют Interrogation реалистичности, а ещё изрядно повышают уровень стресса. Я постоянно ломала голову над тем, что лучше сделать: кого отправить допрашивать свидетелей, кого — договариваться с начальством и другими департаментами, а кого оставить сидеть с документами? И на что потратить остатки бюджета: послать кого-то на курсы повышения квалификации, выдать премии, устроить тимбилдинг или просто отправить коллег на психотерапию (уж она-то точно всем нужна)?
Сначала вы сами допрашиваете кого-нибудь с пристрастием, а потом на порог заявляется журналист — и вы резко оказываетесь на обратном конце этой пищевой цепочки
Допросы на время тоже не дают расслабиться: когда нужно найти бомбу или освободить заложников, каждая секунда на счету. В игре нет таймера реального времени, так что можно думать над каждым вопросом сколько заблагорассудится, зато само количество реплик ограничено. Скажем, у вас есть всего три минуты на то, чтобы предотвратить катастрофу, а каждая строчка разговора отнимает пять секунд — и как только они закончатся, случится нечто непоправимое. Очевидно, что в таких ситуациях лучше не выспрашивать у подозреваемого имя и место работы, а сразу переходить к более насущным вопросам.
Ещё в Interrogation есть знаменитая «доска расследования», где висят фотографии, заметки и другая макулатура, но она нужна в основном для эстетики. Игра достаточно короткая, вы не успеете забыть ключевые имена и события — лично я открывала доску лишь пару раз за всё прохождение, чтобы просто посмотреть, как она изменилась.
От того, кого именно вы послали на конкретное задание, зависит результативность миссий: один подчинённый выведает всё, что нужно, а другой, наоборот, вернётся ни с чем
У меня есть к вам пара вопросов
Проблемы начинаются ближе к концу истории — в последней главе. Ставки уже высоки, провала допустить нельзя, а потому после каждой неудачи приходится раз за разом перезагружать уровень в поисках идеальной линии разговора. Игра превращается во фрустрирующий кликер: под конец я так застряла на одном допросе, что уже просто наугад прощёлкивала все возможные реплики, пока наконец не сообразила, какую линию надо было гнуть с самого начала.
И то — даже когда уже понимаешь, что нужно делать, располагаешь к себе подозреваемого и выводишь разговор в нужное русло, он всё равно может отказаться отвечать. Просто потому что ты, например, забыл задать ему пятый вопрос из третьей ветки диалога или не уточнил у его подруги, какой именно кофе ему нравится. Поэтому когда допрос наконец заканчивается успехом, возникает ощущение, будто ты только что прошёл босса в Dark Souls, над которым просидел полдня.
Уровни сложности есть, но только формальные. Разница лишь в том, что на «лёгком» прохождении у вас есть подсказки, — сами головоломки и диалоги не меняются
Но у этого есть и положительная сторона: какой бы перед вами ни сидел подозреваемый, не будет чувства, что это просто картонный болванчик. Собеседники в Interrogation вправду похожи на живых людей: у них разные взгляды на мир, убеждения, желания и запутанные эмоции. Какие-то вопросы их оттолкнут, а какие-то, наоборот, настроят на разговор по душам. К любому нужен индивидуальный подход: не получится расколоть какого-нибудь профессора философии тем же способом, что сработал с морпехом или бизнесменом.
И такое правдоподобие — заслуга исключительно сценария, а не актёрской игры. В Interrogation нет никакой озвучки, а нарисованные персонажи почти не двигаются, но это ни капли не портит впечатления от прохождения. Наоборот, отсутствие голосов и давящее молчание только играют на руку мрачной нуарной стилистике.
Есть тут и подобие системы прокачки. После допросов можно выбирать, какие «старые воспоминания» вклеить в свой альбом: какие-то открывают новые способы жёсткого допроса, другие позволяют быстрее втираться в доверие
Саундтрек тоже справляется со своей задачей — создаёт атмосферу. Но это всё, что он делает: никаких запоминающихся мелодий в Interrogation нет. Это не недостаток, но если вам нравится коллекционировать музыку из игр (а в визуальных новеллах она нередко становится одним из основных средств воздействия на игрока), здесь ловить нечего. Зато очень достойно сделано остальное звуковое оформление: каждый раз приятно слушать, как перелистываются страницы в папках с документами или чиркает по бумаге карандаш. Да и простой скрип ножек стульев по полу в начале допроса лишний раз добавляет живости происходящему.
Перед каждым разговором можно прочитать досье с информацией по делу и краткой биографией подозреваемого
Из-за такого количества плюсов игры особенно грустно видеть её концовки. Их всего три, и они немного напоминают те, что были в Deus Ex: Human Revolution. Финал зависит не от роли, которую вы решили отыгрывать, и не от найденных деталей, как в той же Layers of Fear, а от простого нажатия кнопки. Вот концовка A, вот B, а вот C — выбирай любую. Но когда выбор наконец будет сделан, вас даже не радуют финальной катсценой или диалогом — только показывают первую полосу газеты с новостями о событиях, к которым привели ваши поступки. И хотя вы видите формальный результат своей работы, чувства завершённости и удовлетворения от него нет и в помине.
Возможно, проблема в том, что нам изначально и не показывают окружающий мир. Игрок просто не знает, что было раньше, чтобы понять, доволен он последствиями своих действий или нет. А может, дело просто в том, что лист бумаги — не самый лучший вариант для концовки. Всё-таки в игре, где ты 90% времени проводишь в разговорах с живыми людьми, хочется увидеть результат с их участием, а не прочитать его сухое описание.
Interrogation: You will be deceived, разумеется, можно обвинить во вторичности. Сюжет не новый, проблемы тоже, да и задания по сбору картинок не дарят никаких сверхъестественных впечатлений. Но эта игра способна всерьёз затянуть в свой душный чёрно-белый мир, а иногда даже заставляет всерьёз задуматься над своими убеждениями, и это уже ценно. Первый блин студии Critique Gaming однозначно не вышел комом — просто разработчикам, возможно, не хватило ресурсов или опыта, чтобы довести все свои идеи до идеала. Так или иначе, для маленькой команды из нескольких новичков это достойный результат.
Порадовало
Огорчило
Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PC
Сколько: 8 часов
Ачивка редакции
«Почти пацифист»
Пройти игру, не применяя к подозреваемым грубую силу. Почти.
О локализации
Увы, игра вышла только на английском: перевода нет.
Вердикт
Неплохой детектив на пару вечеров. Сюжет не блещет оригинальностью, но это и не всегда обязательно: если вам нравится читать людей (и много английского текста), постоянно задавая самому себе неудобные вопросы, — игру точно не стоит пропускать.