Обзор Gran Turismo 7 — От фанатов авто для фанатов авто
При всей популярности серии Gran Turismo важно понимать, что это развлечение далеко не для всех. Несмотря на обманчивый информационный шум и формальный жанр, гонки в ней — вовсе не главное: соревноваться против ИИ здесь никогда не было по-настоящему интересно. Почему же тогда Gran Turismo так любят? Причина простая: Кадзунори Ямаути уже в который раз делает игру, где куда важнее сами автомобили, чем то, что с ними происходит. И в этот раз он вновь довёл привычную формулу практически до совершенства.
Погружая в тему
Разработчики Gran Turismo 7 сразу дают понять, насколько они в теме и как сильно любят своё дело: игра начинается под титры на фоне архивных записей, затрагивающих всю историю автопрома от первых тарантасов до сборки современных машин. Polyphony Digital тут же начинает заваливать игрока контентом, чтобы даже самые горячие автоманьяки смогли вдоволь насладиться свободным временем и оценить масштаб проработки проекта. А все остальные — влюбиться в автомобильную индустрию.
Графика (даже на PS4) держится на уровне: погодные эффекты и освещение меняются в реальном времени и преображают трассы, пейзажи на фоне, вроде гор или ночных городских огней, впечатляют, а авто проработаны до мельчайших деталей
Автопарк, как всегда, роскошный: от классики, вроде самого первого «Жука», до разработанных специально для игры прототипов Vision. Каждая машина воссоздана до мельчайших деталей, но, что куда важнее, авторы не забыли предоставить аудитории множество способов взаимодействовать с ними. Давно переживали, что не умеете играть в серьёзные гоночные симуляторы? Тут есть целый учебный центр, где пошагово обучают всем необходимым навыкам: от торможения до преодоления связок поворотов. Не знаете треков? Режим «Знакомство с трассой» поможет вызубрить их до конкретных секторов. Хотите рассмотреть салон какой-нибудь Ferrari? Тоже можно, причём игра специально подталкивает собирать полные коллекции автомобилей: авторы раздают новые модели чуть ли не за каждый заезд, постепенно заполняя место в гараже, словно альбом с марками.
Ну а если нравится копаться под капотом, то любую машину можно настроить — начиная с угла схождения и заканчивая крутящим моментом. А попутно автомобиль можно помыть, поменять масло, перебрать двигатель, создать уникальную ливрею или затюнить, прикупив новые диски, антикрылья и прочую косметику. Тем более что собственными дизайнами можно поделиться с другими игроками, что наверняка заставит многих подолгу корпеть над уникальными раскрасками.
В местном музее можно провести часы реального времени
Любители фотографии смогут запечатлеть любой автомобиль из коллекции на фоне тысяч живописных пейзажей с кучей разных настроек. А если вам больше хочется рассматривать красивые фото, то в бренд-центре расположен целый музей, где вместе с архивными снимками и видеозаписями расписаны важнейшие события в истории крупных компаний и конкретных моделей. Наконец, помимо обычных гонок есть целый набор различных заданий от «обгони несколько машин за пару поворотов» до «с помощью слип-стрима набери скорость в 300 км/ч». И это, пожалуй, даже не все интересные вещи, которыми можно заняться в Gran Turismo 7.
Модные тенденции
Но главное, что всё это сделано не для галочки, а привязано к вполне любопытному мета-геймплею: одиночная кампания в этот раз стилизована под карту города, по которой разбросаны самые разные здания. У каждой постройки — своя функция. Например, в верхней части карты расположился салон подержанных авто, а внизу, на берегу моря, — магазин запчастей. Игрокам вместо абстрактных меню нужно путешествовать между локациями, а в каждой ждут персонажи со своими именами, портретами и монологами, что значительно усиливает погружение.
Сердцем всей задумки, пожалуй, можно назвать «Кафе», где собираются автолюбители. Там игроку выдают задания, награды за выполненные цели в виде новых трасс или лотерейных билетов, а в честь каждой собранной игроком коллекции автомобилей владелец кафе обязательно прочитает лекцию об истории представленных в ней машин. Всё это подано немного сухо, зато с архивными фотографиями и интересными фактами. В общем, атмосферно и погружает в тему.
Именно задания «Кафе» двигают прохождение вперед. Игрока постоянно просят пойти в какой-нибудь новый режим и что-нибудь там сделать, приобрести определенные автомобили и проехаться на них по самым разным трассам, причём новые соревнования тоже открываются именно за выполнение задач. Благодаря такой прогрессии всегда есть мотивация переключаться с одного занятия на другое, чередовать технику и стремиться к дополнительным целям, кроме прохождения всех чемпионатов по порядку.
Несмотря на все изменения, атмосфера осталась классической для серии. Во многом это можно объяснить практически тем же стилем интерфейса, а также традиционным для Gran Turismo японским роком/лаунджем в качестве саундтрека
Если при упоминании «города» и «лотерейных билетов» у вас возникли ассоциации с мобильными казуалками, то не зря: разработчики не просто взяли стилистические элементы из тайкунов, но и подсмотрели некоторые удерживающие механики. Так, эти самые лотереи удачно поддерживают чувство азарта: в них можно выиграть деньги, новую машину или какую-нибудь запчасть. Кроме того, по окончании чемпионатов предлагают выбрать одну из трёх карточек со знаками вопросов, символизирующих уникальный автомобиль, а каждый день игра измеряет пройденную игроком дистанцию — если накатал «норму», то получишь какую-нибудь награду. Возможность пройти игру быстрее, тратя деньги, тоже есть: большая часть заданий завязана на коллекционирование машин, которые можно выиграть в гонках, а можно просто купить. Да и внутриигровая валюта продаётся и за реальные деньги.
Другое дело, что всё это совсем не плохо и ни разу не смахивает на гринд. Важные для прохождения автомобили раздают на каждом шагу, денежных средств всегда в достатке, а получить их можно за любой чих. Даже настроенные пользователем гонки вознаграждаются валютой, причём чем выше сложность, тем больше денег достанется за победу в заезде.
Серьёзных багов в пресс-версии на PS4 замечено не было, однако игра периодически любит намертво зависать во время блужданий в меню. Вероятно, к релизу это исправят
Единственный минус сюжетной кампании заключается в неудобстве. Пользовательский интерфейс Gran Turismo всегда был громоздким, а в этот раз проблема усугубляется тем, что множество однотипных функций разбросано по самым разным домикам-меню. Хотите купить машину? Можете отправиться в салон подержанных авто, можете — в бренд-центр, где выставлены новые модели, а ещё есть вариант прикупить совсем уж редкий экземпляр у коллекционера. Настройка автомобиля, покупка запчастей и тюнинг тоже расположены в разных местах, а перекраска машины — вообще отдельная история. Просто выбрать цвет в гараже тут недостаточно: нужно отправиться в мастерскую, отдельно купить краску, затем открыть редактор ливрей, выбрать нужный тип краски и цвет, а после нанести его и сохранить. И для всего этого придётся переходить из одного меню в другое, что на PS4 сопровождается постоянными загрузками. Атмосферно? Да, ещё как. Удобно? Вовсе нет.
Один нюанс
Но это, скорее, мелкая придирка. И оттого особенно обидно, что с главным аттракционом, гонками, тоже вышла накладочка. Как и в предыдущих частях, здесь совершенно безынтересный ИИ, во время заездов почти ничего не происходит, а чувства опасности или красочных аварий нет. К тому же в большинстве сюжетных гонок практикуется старт с ходу, который отправляет игрока в конец и даёт лидерам фору в 20 секунд, что делает ситуацию только хуже.
Искусственный интеллект хоть и предсказуемый, но не глупый, — раздражающих вещей соперники не делают в принципе
Игрок вынужден прорываться вперед, но отсутствие полноценного старта лишает соревнования хоть какой-то интриги, да и на балансе сказывается в худшую сторону. Быстрейшие машины всегда начинают в лидерах, что напрочь убивает борьбу между ИИ и чемпионаты с очками, ведь одни и те же гонщики приезжают на одних и тех же местах. Наконец, всё это сильно ограничивает в выборе автомобилей. Если специально прокачивать технику для прорывов, то соперники превращаются в мобильные шиканы, которые просто надо объезжать, а взять меметичного «Жука» или старенький Fiat — значит заранее распрощаться с шансами на победу. Приходится самому искать баланс и забывать про некоторые машины навсегда, что не очень приятно.
Авторы попытались внести толику разнообразия с помощью нового режима «Музыкальное ралли». Однако от обычных гонок на время эта дисциплина отличается синхронизированным под ритм музыки таймером и эквалайзером, напоминающим, что к концу композиции заезд закончится и проехать за это время нужно как можно дальше.
Пилотировать с видом из салона интереснее всего, во многом благодаря звуковому сопровождению и проработке интерьеров. Физическая модель лучше всего ощущается именно в кабине
Тем не менее, Gran Turismo 7 — это всё ещё игра скорее о борьбе с самим собой, чем с соперниками. Она про концентрацию, чувство машины и попытки проехать круг без ошибок. Модель поведения автомобилей по-прежнему выдерживает практически идеальный баланс между аркадой и реализмом: когда и обычный человек без труда справится, и за ошибки игра накажет, и при этом выглядит процесс максимально приближённым к реальности.
Физика удачно имитирует все базовые ощущения от реальной машины, вроде наездов на кочки или атаки поребриков. Она заставляет тормозить, грамотно дозировать газ и выбирать траектории, но упрощает процесс ровно настолько, чтобы и дядя Федя без водительских прав смог получить удовольствие. Как на руле, так и на геймпаде. Причём разная техника действительно отличается друг от друга, подталкивая регулярно менять стиль пилотирования. Если Nissan GT-R нервозен и склонен к постоянному сносу задка, то какой-нибудь современный Ford Mustang, напротив, чрезмерно прямолинейный и с трудом вписывается в повороты. Погода тоже порой кардинально меняет игровой опыт: в ночи ориентироваться становится тяжелее, а на мокрой дороге автомобили ведут себя нервно, пускаются в аквапланирование и крайне неохотно тормозят. И оттого особенно обидно, что насладиться этим по-настоящему без интересных соперников выходит не всегда.
Соперники вполне могут ехать быстро, но атаковать, защищаться и совершать ошибки они практически не умеют — просто следуют идеальным траекториям от начала и до конца
Впрочем, Gran Turismo годами была такой: игрой скорее про машины и субкультуру, про соревнование с таймером и непрерывный процесс обучения. Именно за это люди её обожали, обожают и, скорее всего, будут обожать после седьмой части. Тем более, что режим Sport и мультиплеер вполне могут компенсировать недостатки ИИ за счёт заездов против реальных игроков. Увы, мне не удалось нормально оценить онлайн-составляющую, но поводов сомневаться в ней нет. Если хотите узнать побольше, пишите в комментариях, — тогда мы обязательно вернёмся к этой теме позже.
Порадовало
Огорчило
Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чём: PS4.
Сколько: около 20 часов.
Ачивка редакции
«Неуязвимый»
Пять минут безуспешно пытаться разбить машину, чтобы протестировать систему повреждений.
О локализации
Субтитры переведены на русский язык, но о переводе сказать особенно нечего: ошибки в текстах встречаются нечасто, а голосовых дорожек в игре вовсе нет.
Вердикт
В Gran Turismo 7 не всегда интересно играть, но она заставляет восхищаться собой и своими создателями каждые пять минут. То, насколько ее разработчики любят автомобили и связанную с ними культуру, их страсть и внимание к деталям — настоящая редкость.