Life is Strange: True Colors
Платформа:
PC, PS4, PS5, Stadia, XBOXSX, XONE
Жанр:
adventure
Дата выхода:
10 сентября 2021 г.
Разработчик:
Deck Nine Games
Издатель:
Square Enix
Актуально для платформы: PS4
Не знаю уж, совпадение это или авторская задумка, но действие каждой из частей Life is Strange разделяют три года. События приквела Life is Strange: Before the Storm происходят в мае 2010 года, События оригинальной игры разворачиваются в октябре 2013-го, а никак не связанная с ними сюжетно Life Is Strange 2 начинается в октябре 2016-го. Life Is Strange: True Colors продолжает традицию: история, рассказанная в ней, случилась спустя три года, в 2019-м.
Knockin’ On Heaven’s Door
Главная героиня True Colors, 21-летняя Алекс Чэнь, приезжает в живописный и уютный американский городок (разве в серии Life is Strange бывают другие?) к своему брату Гейбу, которого очень давно не видела. После определённых событий (даже в описании игры в Steam сказано каких, но лишний раз спойлерить всё же не хочу) протагонистка начинает своё независимое расследование — ведь у каждого тихого городка есть свои тайны. Незадолго до этого выясняется, что Алекс не простая девушка, а особенная: она может видеть и понимать чувства других людей — а это ли не чудо в наше суровое токсичное время? А чтобы мы не сомневались, что суперспособность настоящая, при применении своей силы героиня, так же как и Макс или Даниэль, вытягивает руку вперёд.
Городок Хэйвен-Спрингс, куда приезжает Алекс, с первого взгляда тоже кажется необыкновенным. На его главной улице уютно устроились магазин винила, винтажный бар, аптека с запрещёнными в России, но разрешёнными в штате Колорадо психоактивными веществами… Ну вы знаете эти шахтёрские городки. Барбершопа только не хватает, чтобы местным работягам было где ровнять свои усищи. Кругом, само собой, восхитительная природа — горы, лес и речка.
Я могла бы саркастично заметить, что, мол, видимо, это хипстеры-разработчики так себе представляют типичную американскую провинцию, если бы они сами не были оттуда родом. Тут уместно отметить, что за True Colors ответственны не французы из DONTNOD, а небольшая колорадская студия Deck Nine. Именно она четыре года назад сделала Before the Storm и теперь полноправно занимается развитием всей серии.
Несмотря на то что от эпизодической системы Deck Nine отказалась, разделение на главы в игре осталось.
В новой Life is Strange мы побываем всего в одном городке. Его обитатели (точнее, тот десяток человек, с которым мы знакомимся по прибытии) постепенно раскрываются на протяжении всех пяти эпизодов (кто-то более, кто-то менее). В дело вступила проверенная формула первой части — больше никакого дорожного приключения и кратковременных попутчиков, которые толком не успевают показать себя. Однако, по сравнению с оригинальной Life is Strange повествование в True Colors гораздо сильнее растянуто по времени: между эпизодами, каждый из которых занимает один день, иногда проходят недели. В этом плане история Макс Колфилд была куда компактнее и камернее и смотрелась более целостно, что ли. Приключения Алекс Чэнь по духу больше напоминают сериал, в котором иногда можно поизучать окружение.
В True Colors игроку скорее отведена роль наблюдателя: его влияние на историю сведено к минимуму. Сведён к минимуму и геймплей. Смотреть кат-сцены тут придётся куда чаще, чем взаимодействовать с предметами на локациях. В общем, самое то, чтобы вечером расслабиться на диване. Здесь есть своя законченная история, приятные персонажи, к которым волей-неволей начинаешь проникаться симпатией, неожиданные повороты (благодаря намёкам некоторые из них всё-таки предугадываются) и несколько интересных ситуаций. В общем, получился неплохой такой мини-сериал.
Однако как игра новая Life is Strange практически не работает. У неё нет никаких требований к навыкам своего зрителя, она не терзает его муками выбора и его последствиями. Формально выбор у Алекс есть, просто он, по сути, ни на что не влияет. В плане вариативности True Colors уступает даже проектам Telltale Games, где в разных прохождениях можно было и разными путями пойти, и локации какие-то пропустить, и диалоги совсем другие увидеть. Про Heavy Rain, Detroit: Become Human и Until Dawn я вообще молчу, но тут и бюджеты несопоставимые.
Один из лучших эпизодов игры — фэнтезийная «ролёвка». Тут есть и свой боевой геймплей в духе JRPG, и загадки, и отыгрыш с какой-никакой вариативностью. Конец, правда, немного предсказуем, но что поделать.
Weapon of Choice
Чтобы не быть голословной, перейду к примерам. Сразу отброшу мелочи типа мытья посуды и уборки квартиры — в следующей главе она всё равно будет прибранной, зато, если навести чистоту, в итоговой статистике будет стоять зелёная галочка напротив «Алекс убралась». Куда сильнее меня интересуют отношения со второстепенными персонажами и влияние на их судьбы. Тут всё тоже печально — никакого эффекта бабочки (а помните, как яростно первая часть на него ссылалась и как активно использовала образ этого насекомого!).
В начале игры Алекс знакомится с бойким мальчиком по имени Итан. Он рассказывает ей, что собирается пойти погулять в местные заброшенные шахты. Спустя какое-то время после разговора нам предлагается выбор: рассказать об этом взрослым или нет. Разумеется, я, как порядочный человек, сдала мальчишку, меня поблагодарили, а его пообещали поругать, но в итоге это ни на что не повлияло: он всё равно пошёл в шахты. Ну, наверное, Итан теперь будет ненавидеть Алекс, справедливо рассудила я. Но ребёнок оказался очень великодушным (или очень забывчивым) и не высказывал в дальнейшем ничего и близко похожего на обиду.
Спектр эмоций, которые видит героиня, ограничен. Поначалу это один только негатив: страх, гнев, печаль. За бортом остались похоть, хитрость, решимость, смущение, недоверие, шок, самодовольство, сосредоточенность и много-много чего ещё.
У Алекс есть два любовных интереса (и по совместительству помощника в расследовании) — Райан и Стеф. В первом прохождении я выбрала девушку, и в финале, когда мне нужна была (как я думала) её помощь, она, конечно же, сказала: «Алекс, ну как я могу тебя не поддержать!» Тогда я посчитала, что она сделала это из-за наших близких отношений, но каково же было моё удивление, когда во втором прохождении Стеф сказала мне точно такую же фразу. При этом я уже крутила роман с Райаном, а девушку игнорировала по полной. Один раз я даже на неё накричала, и она, не выдержав, ушла из квартиры.
Этот инцидент, кстати, меня приятно удивил: он случился уже тогда, когда я не ожидала от второго прохождения никаких существенных отличий от первого. Незадолго до этого Алекс говорила с одной из жительниц Хэйвен-Спрингс, которую обуял гнев. А мы, между прочим, не только ауры настроения читать можем, но и забирать у людей сильные негативные эмоции. В важные для сюжета моменты игра ставит нас перед выбором, помочь человеку облегчить страдания или оставить его наедине со своими эмоциями.
Весь эпизод в мастерской Шарлотты — это, наверное, одна из берущих за живое сцен в True Colors.
В первый раз я не стала вмешиваться: злость Шарлотты казалась мне оправданной, и в итоге девушка поборола её, а в конце игры снова вернулась к привычной работе. Но когда я забрала её чувства себе, то, во-первых, затем выплеснула их на друзей и, вместо того чтобы работать с ними сообща, стала разбираться с делами в одиночку. Во-вторых, сама Шарлотта стала другой. Её гнев сменился холодным отчуждением. Вот оно! Реакция на мои поступки! Я уже обрадовалась, что девушку ждёт совсем другой финал, но… В эпилоге она опубликовала в местной соцсети точно такой же пост о том, что снова готова рисовать на заказ портреты обитателей Хэйвен-Спрингс. Такая тут вариативность.
Я прекрасно понимаю, что мои ожидания — это мои проблемы. А разработчики из Deck Nine сделали то, что хотели, — сюжетную историю про героиню с суперспособностью чувствовать настроение окружающих. И ведут себя персонажи так не потому, что игрок что-то сделал или не сделал, а потому, что так было нужно сценаристам. Сама история получилась плюс-минус интересная, все развешанные ружья в ней стреляют, трогательные моменты давят на эмоции, а персонажи вызывают желание им помочь. У некоторых второстепенных героев есть небольшие сайд-квесты, в которые даже необязательно вмешиваться во время прохождения (как вы уже поняли, глобально это мало на что повлияет), но это позволяет чуть лучше их узнать.
Есть небольшие задания и у нескольких обычных жителей города: помочь орнитологу найти редкую птицу или поставить для девушки из бара определённую песню в музыкальном автомате. Все они довольно просты и рассчитаны на внимательность игрока. А ещё они завязаны на способности Алекс видеть эмоциональную ауру людей и читать мысль, которая их гложет, — иначе как ещё ей понять, что людям нужна помощь! Причём поначалу героиня не использует свою силу во благо (и меня это очень возмущало), но потом желание помогать горожанам у неё всё-таки появляется. Можно считать это личностным ростом протагонистки. Наверное.
Первая задачка, которую должна решить Алекс, по надуманности даст фору многим русским квестам. Такое ощущение, что разработчики видели кошек только на фотографиях и, сидя за чашечкой кофе в «Старбаксе», фантазировали о том, как они работают.
Any Colour You Like
Почему-то писать про недостатки новой Life is Strange гораздо легче, чем про достоинства. Может даже показаться, что игра мне совсем не понравилась. Но это не так. В её атмосферу приятно окунаться, а по улочкам Хэйвен-Спрингс интересно ходить и изучать детали, искать особые предметы и слушать связанные с ними кусочки воспоминаний, позволяющие лучше узнать персонажей. По улочке, вернее: для исследования нам доступны только центральная улица, три магазина на ней, один бар и парк неподалёку. Да, бо́льшую часть игры Алекс будет гулять по одним и тем же локациям. И какими бы уютными они ни были, это, увы, надоедает. Ну вот, видите, я опять про плохое!
Привлекательности Хэйвен-Спрингс и его обитателям не в последнюю очередь добавляет обновлённый внешний вид серии. Новая Life is Strange стала выглядеть действительно по-новому. Так и хочется воскликнуть: как похорошела франшиза при Deck Nine! Алекс и её мимика чудо как проработаны, но вот второстепенные герои уже не такие детализированные, и некоторые из них выглядят как персонажи какой-нибудь The Sims. Через полгода посмотрим, как студии Deck Nine удастся обновить ещё и оригинал.
Наблюдать за лицевой анимацией Алекс, её ужимками и тем, как она хмурит брови, — одно удовольствие.
Ещё за день до релиза в Life is Strange: True Colors было несколько забавных графических багов: например, наушники, которые снимала с себя героиня, в следующей сцене снова оказывались на ней, а бокал, из которого она пила, вновь наполнялся зелёной жидкостью. Стакан-самобранку, как и наушники, впоследствии починили, но вот другие странные вещи, относящиеся больше к логике, чем к графике, всё ещё на месте и вряд ли когда-нибудь исчезнут. Это, например, полицейский, который прямо в форме пьёт в баре посреди рабочего дня, или очки, магическим образом остающиеся на героине в ситуации, в которой по всем законам физики их быть не должно.
Немаловажную роль в новой Life is Strange играет музыка. Персонажи говорят про музыку, слушают музыку, колбасятся под музыку, музыка звучит в ключевые моменты их жизни. Большинство засвеченных в игре групп и треков выдуманные, но есть и упоминания настоящих песен и альбомов. Например, в мире игры существуют Селин Дион (Celine Dion), The Smashing Pumpkins, Smash Mouth, Kings of Leon и Дайдо (Dido) (композиции двух последних исполнителей даже лицензированы для True Colors). Ну и, конечно же, невозможно не отметить сцену, где Алекс каверит «радиохэдовскую» Creep — главную песню всех страдающих одиночек, чувствующих себя никому не нужными. Банально? Пошло? Возможно. Но, чёрт возьми, как в итоге вышло трогательно и душевно. И со смыслом, так как хорошо бьётся с переживаниями героини о том, что она don’t belong here.
Как и в Twin Mirror, есть в True Colors и свои мини-игры. Отличная идея, на самом деле, вставить в игру такие вот автоматы: попробуй сам найти, запустить и поиграть в Arkanoid и Lode Runner, — слишком много возни. А тут уже всё готовое — удобно!
Помните фразу из первой Life is Strange: «Это действие будет иметь последствия»? Или уже ставшую мемом «Персонаж запомнит это»? True Colors — это будто насмешка над идеей, что игрок может что-то изменить в заранее написанной истории. Несмотря на то что в начале нас по классике предупреждают, что некоторые решения будут иметь последствия, наш выбор скорее просто отразится на строчке в итогах эпизода, чем реально повлияет на персонажей и их судьбы. Жителям Хэйвен-Спрингс по большому счёту плевать, как ты к ним относишься, — им важно сыграть свою роль. Плохо это или хорошо — решайте сами. Лично я записала отсутствие вариативности в минусы.
В своё время я, нисколько не терзаясь, поставила Life is Strange 2 «Проходняк» (и не жалею об этом). С True Colors меня, напротив, мучают сомнения. Тут вроде бы и история лучше, и персонажи интересней. Вот только выбор без выбора не даёт полного эмоционального отклика, и в финале не ощущаешь, что получил свою заслуженную концовку. Ближайшая интерактивно-киношная конкурентка новой Life is Strange — антология The Dark Pictures даёт куда больше геймплея и вариативности (хотя по части сюжета и финальных твистов, как по мне, уступает).
True Colors сложно оценить объективно. Это будет одновременно «Проходняк» для тех, кто ожидал от свежего творения Deck Nine интерактивного кино, в котором поступки игрока важны, и «Похвально» для тех, кому просто хочется погрузиться в историю. Выбор в таком случае — это штрихи к твоему личному портрету. Этакий тест на эмпатию. Сможешь ли, как Алекс, сопереживать другим?
Плюсы: внешне серия стала ещё краше и уютнее; главная героиня и её ближайшее окружение детально проработаны, у них богатая мимика, они кажутся живыми; это снова история про людей и их взаимоотношения — больше никакой политики.
Минусы: выбор в игре мало на что влияет: глобальных решений, которые как-то отличают прохождения, тут всего два — с кем строить отношения и куда податься после сюжетных событий; механика эмоций не раскрыта на полную.