Во что поиграть в отсутствие новых игр: большой список личных рекомендаций
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Фраза «тяжёлые времена» в последнее время звучит регулярно. Покупать игры стало если не невозможно, то по крайней мере очень сложно — и непонятно, сколько это ещё продлится. Сокращается и выход статей на Игромании — теперь их будет куда меньше, как минимум в ближайшее время. И теперь большинство из нас займётся закрытием бэклогов, прохождением игр, когда-то отложенных на неопределённый срок. Поэтому напоследок мне хотелось бы оставить ряд личных рекомендаций — для того, чтобы ваш бэклог пополнился лучшими (на мой взгляд) играми. Для удобства я разбил свой список по жанрам, а в случае с играми, которых нет на PC, заодно указал платформы.
RPG
Японские
JRPG — один из моих любимых жанров ещё с тех пор, как в далёких 90-х я познакомился с Final Fantasy VII. Она и по сей день остаётся неплохой точкой входа в жанр, хоть и с её визуалом сейчас мириться тяжеловато. Этой проблемы лишена Final Fantasy X — тоже со всех сторон отличная игра с ярким сеттингом, грамотно выстроенным повествованием и вдумчивой пошаговой боёвкой. Наконец, если вам по душе что-то менее фэнтезийное и более повседневное, то стоит попробовать Persona 4 — на мой взгляд, лучшую игру Atlus. Тут и школьная жизнь, и дейстсим, и интроспективные копания в головах героев, и типичные для серии Shin Megami Tensei бои, и много-много юмора. Все три эти игры доступны в Steam и, возможно, уже лежат в ваших библиотеках.
Final Fantasy X
Persona 4
Но если перейти от очевидных советов к более интересным, то придётся заговорить об играх, которые достать легально было сложно даже в те времена, когда это кого-то заботило. Так, серия Valkyrie Profile состоит из трёх частей: первая — на PS1 и PSP, вторая — на PS2, третья — на Nintendo DS. Все три по-своему хороши. Valkyrie Profile: Lenneth — очень необычная JRPG во всех своих аспектах: от фрагментированного повествования, состоящего из множества коротких трагичных зарисовок, до геймплея, где пошаговые бои с экшен-элементами сочетаются с 2D-платформингом и головоломками. Valkyrie Profile 2: Silmeria более традиционна в своей структуре, но в остальном она отлично развивает идеи оригинала. Valkyrie Profile: Covenant of the Plume — тактическая RPG, которая раскрывает все грани своей истории лишь за несколько прохождений, позволяя взглянуть на одни и те же события с разных точек зрения.
Valkyrie Profile: Lenneth
Valkyrie Profile 2: Silmeria
Впрочем, ещё раньше этот подход был использован в Suikoden III (PS2) — эпической RPG, где внимание уделяется всем сторонам масштабного конфликта, включая его антагониста. Благодаря такому подходу, использованному, например, и в «Песни льда и пламени» Дж. Мартина, десятки персонажей раскрываются должным образом, и никто не кажется однозначно злым или добрым.
Сильный и неоднозначный антагонист есть и в предыдущей части серии — Suikoden II (PS1). Серия Suikoden в целом любопытна по ряду причин. Во-первых, в её основу лёг классический китайский роман «Речные заводи», рассказывающий о 108 разбойниках, ставших повстанцами. Вот и в каждой части герой может собрать в свою армию аж 108 персонажей — от бойцов до поваров и кузнецов, — чтобы изменить судьбу и получить лучшую концовку (без гайда это сделать тяжеловато, но гайды есть, например, на сайте suikoden.ru, который я зачем-то содержу с середины нулевых). Во-вторых, каждый конфликт тут — локальный: никаких спасений мира. И в-третьих, благодаря локальности конфликтов сюжеты игр серии складываются в единую историю, а некоторые персонажи кочуют из одной части в другую. Поэтому, если серия заинтересовала, можно начать и самой первой части, в которой ничего особо хорошего нет: после неё вторая будет восприниматься гораздо лучше благодаря обилию знакомых лиц. После третьей же части стоит остановиться. И сразу хочу предупредить, что у всей серии есть заметный минус: очень тягомотный геймплей с огромным количеством лишней беготни и скучных рандомных боёв.
Впрочем, если говорить о тех сериях, что ведут целостные сквозные истории через множество выпусков, то нельзя обойти стороной The Legend of Heroes — игры очень простенькие с точки зрения визуала и геймплея, но безумно насыщенные в повествовании. Авторы серии показали всем, как надо прорабатывать мир до малейших деталей: тут у некоторых NPC больше реплик, чем у центральных персонажей в других RPG! Пока серия состоит из трёх больших арок: Trails in the Sky (3 части); Trails from Zero и Trails to Azure (выйдут на английском в 2022-2023 годах); и Trails of Cold Steel (4 части) — в таком порядке. Я сам пока что прошёл лишь первую часть этой огромной саги и остался очень доволен.
The Legend of Heroes: Trails in the Sky
Поскольку JRPG — жанр в первую очередь сюжетный, необходимо отдать почести игре, которая в плане нарратива до сих пор остаётся непревзойдённой: Xenogears (PS1). Да, играть в неё не менее неудобно, чем в «Суикодены», но терпение будет вознаграждено сторицей: здешняя история и по размаху, и по числу всевозможных отсылок, и по проработке и постановке глубоко эмоциональных сцен оставляет далеко позади всех собратьев по жанру.
Дальнейшая судьба Тецуи Такахаси, режиссёра Xenogears, сложилась так, что он всю свою жизнь делает игры с «Xeno» в названии. С переменным успехом: так, очень претенциозная Xenosaga вышла пшиком, зато Xenoblade Chronicles (Wii, 3DS, Switch), где упор был сделан в первую очередь на мир и геймплей, более чем удалась. В своём обзоре её переиздания я назвал её «последней революционной JRPG»: все её составляющие гармонично увязаны друг с другом, а боевая система демонстрирует идеальный сплав элементов традиционных и онлайновых RPG. После неё вышли почти бессюжетная Xenoblade Chronicles X и невыносимо анимешная Xenoblade Chronicles 2, которые и в геймплее тоже не смогли достичь уровня оригинала.
Xenoblade Chronicles: Definitive Edition
Лишь две JRPG я поставил бы выше Xenoblade (говоря не только о сюжете, а о совокупности всех игровых аспектов). Это Final Fantasy XII, также стирающая типичный для JRPG диссонанс между исследованием мира и боями, дающая игроку полный контроль над ходом боя и возможности его автоматизации, а также наделённая потрясающего качества сценарием. Плюс The World Ends with You (DS, Switch), действие которой разворачивается в модном районе Токио: я о ней уже рассказывал и в обзоре её средненького сиквела, и в материале о лучших играх для Nintendo DS.
Final Fantasy XII
The World Ends with You
Тактические
Западными тактическими играми я не очень увлекаюсь, поэтому из них могу посоветовать разве что лаконичную, минималистичную и предельно честную Into the Breach. А японские TRPG за последние лет 15 практически вымерли. Правда, есть несколько достойных новинок: например, Fire Emblem: Three Houses (Switch), шестнадцатая часть серии, которая давным-давно заложила каноны жанра. В ней и качественный сценарий, и десятки отлично прописанных персонажей, и неплохие элементы дейт-сима, и масштабный ветвящийся сюжет, и солидная тактическая составляющая.
Fire Emblem: Three Houses
Ещё одна замечательная и относительно современная японская TRPG — Valkyria Chronicles 4. Она не сильно отличается от первой части серии, вышедшей ещё на заре PS3, но это и неважно: ни одна другая игра жанра с тех пор не сделала столь же значимого шага вперёд. Valkyria Chronicles перенесла сражения с «клеточек» на реалистичные поля боя и удачно совместила общую пошаговость с передвижением в реальном времени, благодаря чему ощущается она совершенно уникально. Четвёртая же часть провела толковую работу над балансом и сценарием — так что в первую очередь советовать хочется именно её.
Valkyria Chronicles 4
Из классических же TRPG хочется отметить Final Fantasy Tactics (PS1, PSP), о ремастере которой в последнее время ходит много слухов. Именно в ней система профессий из старых «финалок» достигла пика своего развития: тут сотни умений и глубочайшая кастомизация каждого бойца. FFT можно проходить десятками, сотнями различных способов, один другого интереснее. Последующие выпуски подсерии от самой Square Enix выходили один другого примитивнее, но в конце 2010-х в инди-сегменте нашёлся достойный продолжатель дела FFT — Fell Seal: Arbiter's Mark. Игра, созданная буквально двумя разработчиками, позаимствовала боёвку FFT и грамотно убрала из неё лишние шероховатости, дополнив захватывающие тактические бои толковым сюжетом.
Final Fantasy Tactics
Fell Seal: Arbiter's Mark
Онлайновые
Тут ответ один, и я не устану о нём напоминать: Final Fantasy XIV. Здесь я писал о том, что она такое и чем хороша, а тут рассказывал о том, что она не просто удачно закончилась с дополнением Endwalker, но и по итогу может похвастаться одной из самых сильных и тщательно проработанных сюжетных линий в видеоиграх вообще.
Западные
Поскольку для меня важен сильный нарратив, большинство западных RPG меня не привлекает. Есть, впрочем, два исключения, сценарная работа авторов которых настолько хороша, что их можно и нужно советовать всем — даже тем, кто, как и я, в целом недолюбливает жанр. Это Planescape: Torment и Disco Elysium. Первая благодаря крайне низкой сложности позволяет игнорировать бои и концентрироваться на истории, вторая же и вовсе избавляется от столь ненужного настоящей ролевой игре рудимента, как сражения, и полностью сосредотачивается на раскрытии своего сеттинга и чрезмерно глубокого внутреннего мира протагониста. Disco Elysium сложно перехвалить: это одна из важнейших игр последних лет.
Шутеры
Одиночные
Я предпочитаю насыщенный экшен, и его эталон — Doom. Точнее, первый эпизод первой части Doom: по геймдизайну он оставляет позади все другие эпизоды, авторы которых чрезмерно увлеклись подлыми ловушками и созданием не испытаний, а неудобств для игрока. Да и остальные классические шутеры — ни Quake, ни Sin, ни тем паче Duke Nukem 3D — не смогли достичь того же уровня драйва, напряжения, удовольствия. А после выхода Half-Life жанр и вовсе перестал пытаться. Serious Sam, конечно, была весёлой, но явно не одного уровня с «Думом».
И в итоге Doom превзошла… Doom. Новая часть 2016 года сохранила и приумножила практически все достоинства оригинала, а затем её успех повторила Doom Eternal. Именно поэтому я был настолько разочарован её DLC: забраться так высоко, чтобы потом пасть так низко…
Doom Eternal
Ещё мне очень нравится slo-mo, но многие игры нулевых, активно использовавшие эту механику, сохранились не слишком хорошо. Max Payne 3, делающая очень больно своим сценарием, в плане геймплея всё ещё хороша — и за десяток лет, прошедших с её выхода, лишь Severed Steel смогла доставить такое же удовольствие. О ней я рассказывал тут.
Кооперативные
Самые лучшие кооперативные игры — такие, которые не просто позволяют играть вместе, а требуют этого, целиком и полностью выстраиваясь вокруг взаимодействия нескольких игроков. Одна из наиболее известных игр подобного плана — Resident Evil 5. Она вышла более 13 лет назад, но ни капельки не устарела: и выглядит, и играется она абсолютно современно. Она рассчитана исключительно на прохождение вдвоём и буквально на каждой локации подкидывает что-то новое. Жаль только, что боссы в ней исключительно неудачные, — в остальном же это образцовый кооперативный экшен, которых сейчас остро не хватает.
Ведь самые выдающиеся кооперативные шутеры вышли примерно в то же время: речь об Army of Two и Army of Two: The 40th Day (PS3, Xbox 360). RE5 заставляла напарников прикрывать друг друга, лечить, делиться патронами, разделяться для выполнения различных заданий — но Army of Two идёт ещё дальше, позволяя контролировать внимание врагов, или «аггро», говоря языком самой игры.
Кто стреляет из самой громкой и блестящей пушки, тот и собирает всё аггро на себя — настолько, что второй игрок становится буквально невидимым и может прокрасться к врагам в тыл. Но выживать долго под шквальным огнём непросто, а значит, товарищу вскоре придётся перехватить внимание противников, чтобы дать первому передышку. Для этого важно занять тактически выгодную позицию: лучше ли обойти чужие силы с тыла или обосноваться неподалёку от друга, чтобы тот в случае чего смог поднять? Army of Two вся состоит из таких интересных решений — и не только! Во второй части, The 40th Day, игрокам придётся делать выбор и при неоднократном спасении заложников, и в сюжетных сценках — с непредсказуемым результатом.
Сервера обеих частей Army of Two давно отключены, но совместной игрой всё ещё можно насладиться оффлайн по split screen. Есть и третья игра, Army of Two: The Devil’s Cartel, но о ней лучше не вспоминать: она угробила все хорошие начинания первых двух.
Соревновательные
Быстро по очевидному. Overwatch после анонса второй части перестали активно обновлять, но она всё ещё прекрасно себя чувствует — и за шесть лет с её релиза достойной альтернативы среди «геройских» шутеров не появилось. Сравнится с ней разве что Team Fortress 2, о которой я уже писал. И о замечательной Left 4 Dead 2 у меня тоже есть отдельный материал. Классика Valve бессмертна!
Left 4 Dead 2
Action-Adventure
Под этим зонтичным термином помещается огромное множество самых разнообразных игр, но одна из самых знаковых для жанра серий — Tomb Raider, про которую я написал большой материал в четырёх частях. Из него вы можете узнать, почему первая часть (и её Anniversary-ремейк), а также Legend — лучшие выпуски цикла.
Не менее важна в контексте истории жанра и серия Metroid, о которой я рассказал в этом тексте. Опять же, подытожу: для любителей 2D подойдёт Metroid: Zero Mission (GBA), но больше всего я хочу порекомендовать вам Metroid Prime (GameCube, Wii, Wii U) — трёхмерную «метроидванию» без лишнего перекоса в экшен. Она вышла в 2002 году, сильно опередив своё время и вдохновив очень много игр, но при этом до сих пор остаётся без достойных последователей. Дальнейшие части подсерии Prime и рядом с ней не стояли, а другие разработчики предпочитают клепать бесконечные двумерные «метроидвании», но на 3D почему-то не покушаются.
Tomb Raider: Legend
Metroid Prime
Комбинацию action и adventure несут в себе и хорроры — жанр, которым я интересовался в не меньшей степени, чем JRPG, но которого могу посоветовать лишь избегать. В подавляющем большинстве случаев хоррор означает кривое управление, убогий сюжет, пошлые скрипты и бесконечные бои с одинаковыми унылыми врагами. Иронично, но игра, давшая название жанру survival horror — первая Resident Evil, — по геймдизайну всё ещё оставляет позади большую часть своих последователей. И, как это произошло с Doom, превзойти её смогла следующая игра с тем же названием — Resident Evil 2002 года выпуска. Cписок выдающихся выпусков RE нельзя оставить без Resident Evil 4, но на этом он заканчивается.
Что до другой знаковой серии хорроров, то о ней у меня тоже был огромный материал в четырёх частях. Если вкратце: Silent Hill 2 и так все знают — это «Преступление и наказание» от мира видеоигр. Но лучшая часть и лучшая игра жанра — Silent Hill: Shattered Memories (Wii, PS2, PSP): её авторы избавились от лишних боёв и сконцентрировались на самом важном — на нарративе и на психологии, как это впоследствии сделают создатели Disco Elysium. За это им можно только аплодировать. Наконец, если вы вдруг пропустили Silent Hill: Downpour (PS3, Xbox 360) и скучаете по старым хоррорам, то, возможно, стоит дать этой игре шанс: она далеко не шедевр, но и поругана во многом незаслуженно.
Resident Evil
Silent Hill: Shattered Memories
Нельзя закончить список без упоминания серии Yakuza — вовсе не «японской GTA», а удивительной помеси JRPG и битэмапа с сюжетами покруче, чем в MGS. Лучшая её часть — по-прежнему Yakuza 0, но с тех пор, как я написал свой обзорный материал по серии, она пополнилась ещё двумя отличными выпусками: Yakuza: Like a Dragon и Lost Judgment (PS4, PS5).
В самые ранние годы существования «форчана» на нём был популярен мем: «если кто-то упоминает Deus Ex, то кто-то ещё в этот момент начинает её устанавливать». С тех пор прошло 17 лет, но это правило должно работать и по сей день — особенно учитывая, насколько пророческой оказалась первая часть цикла. Впрочем, я хотел бы порекомендовать серию целиком: несмотря на то, что в Invisible War куцый геймплей, а в Mankind Divided нет концовки, нарративно каждой части есть чем зацепить.
Yakuza 0
Deus Ex: Human Revolution
Нельзя обойти стороной и Shadow of the Colossus (PS2, PS3, PS4). Это, пожалуй, единственная игра, которой поддержка стереоскопического 3D на PS3 пошла на пользу: становясь объёмными, сражения с огромными исполинами по-настоящему захватывают дух.
Наконец, Psychonauts и Psychonauts 2 — великолепные жанровые гибриды, в которых повествование, арт-дизайн и геймплей всегда работают в тандеме. Первая часть ещё и уморительно смешная, как и…
Shadow of the Colossus
Psychonauts 2
Вне категорий
Головоломки
Как и написанные её сценаристом Эриком Уолпо Portal и Portal 2 — образцовые видеоигровые комедии, которые по-прежнему в дефиците. Но в ещё большем дефиците игры, которые можно без зазрения совести назвать умными. Которым есть что сказать — и даже есть что спросить у самого игрока. The Talos Principle — не только «философский талмуд», но и непростой диалог о мировоззрениях и убеждениях, непосредственным участником которого являетесь вы сами. А несколько десятков головоломок тут — приятное дополнение к нарративу.
Симуляторы ходьбы
Игры, полностью или почти полностью избавившиеся от лишних геймплейных элементов, иногда достигают неплохих успехов в повествовании. Gone Home в 2013 году показала миру, как можно и нужно выстраивать повествование через окружение, красочно рассказав историю одной семьи и став этаким интерактивным музеем американского быта середины 90-х. What Remains of Edith Finch 2017 года стала последним выдающимся представителем жанра: она сместила акцент с важности окружения на максимально выразительные интерактивные зарисовки, посвящённые гибели каждого из своих персонажей. У каждого короткого сегмента — свой арт-дизайн, своя история и свой минималистичный геймплей, позволяющий ещё глубже проникнуться историей. Впрочем, жанр ограничивается не только драмами и трагедиями: любителям абсурдистского юмора стоит обратить внимание на безумную комедию Jazzpunk.
Визуальные новеллы
Ещё один жанр, где зачастую и ходить-то не нужно: знай читай текст, смотри на картинки и иногда что-то выбирай. Тут есть парочка известных серий. Про Danganronpa я уже подробно рассказывал: играть стоит во все три номерные части. Из Ace Attorney внимания заслуживают первая трилогия, затем две части Ace Attorney Investigations (DS); вторая часть официально на английском не выходила, но есть фанатский перевод) и дилогия The Great Ace Attorney. Из релизов-одиночек же очень советую 428: Shibuya Scramble — остросюжетную и при этом весьма юморную визуальную новеллу, в качестве иллюстраций использующую фотографии.
Party-игры
Тут бал правит Nintendo. Самые очевидные варианты: Mario Party 6-7 (GameCube), 10 (Wii U), Super и Superstars (Switch). Любая часть Super Smash Bros. Ещё WarioWare: Get It Together (Switch) хороша, но Mega Party Games (GameCube) даже лучше.
Если говорить о нинтендозамещении, то хорошей альтернативой Mario Kart всё ещё остаётся Sonic & All-Stars Racing Transformed десятилетней давности. Про Among Us напоминать никому не нужно, но если брать кое-что совсем неожиданное, то я бы настоятельно рекомендовал TowerFall Ascension. Это двумерный платформенный экшен на четверых, где ваше оружие — стрелы, которые летят не так быстро, подвержены гравитации и имеют свойство быстро заканчиваться. Как и в Super Smash Bros., играть тут весело и просто, но при этом серьёзные геймеры вскоре убедятся, что потолок прокачки собственных умений в Towerfall очень и очень высок.
Mario Party Superstars
TowerFall Ascension
Вразнобой
И напоследок — блиц по проектам, плохо вписывающимся в категории. Две игры от Лукаса Поупа — живая классика, с которой должен познакомиться каждый: симулятор бюрократа Papers, Please и мистический детектив Return of the Obra Dinn. Две уникальные FMV-игры от Сэма Барлоу — Her Story и Telling Lies, — где вам нужно по крупицам собирать историю из фрагментов видео с живыми актёрами. Железнодорожная головоломка Train Valley 2, о которой я недавно писал. Наконец, сложный, но крайне честный и очень напряжённый гибрид рогалика и ритм-игры Crypt of the NecroDancer.
Этот список, разумеется, можно пополнять до бесконечности: стоящих внимания релизов всегда было больше, чем свободного времени у нас. И если стараться искать во всём хорошее, то сейчас, пожалуй, можно найти утешение в том, что вам ещё предстоит познакомиться с многими выдающимися играми. А мне — в том, что мои рекомендации могут быть кому-то полезны. В конце концов, именно поэтому я занимался игровой журналистикой последние двадцать лет.