Почему концовку Mass Effect 3 до сих пор ненавидят
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
На днях вышла Mass Effect Legendary Edition — переиздание одной из самых любимых в народе RPG-серий. Всеобщее признание, однако, не распространяется на финал трилогии — концовку Mass Effect 3 публика встретила не просто прохладно, а с самым настоящим скандалом. Разработчикам даже пришлось в спешке сделать расширенную версию развязки: кто-то остался ей доволен, кто-то нет. Но, на мой взгляд, кульминация Mass Effect 3 получилась настолько неудачной, что её при всём желании не получилось бы спасти. Почему сотни тысяч игроков заслуженно её ненавидят? Сейчас разберёмся — со спойлерами, само собой.
Чего мы ждали
Первым делом стоит вспомнить, о чём рассказывала серия Mass Effect. Сама по себе фабула крайне проста: в двух словах её можно описать как «древнее зло пробудилось». Главный герой, капитан Шепард, и его союзники сперва сами противостоят вселенской угрозе, а впоследствии становятся лицом галактического сопротивления и, скорее всего, спасают мир. При таком раскладе топливом для интриги служат вопросы о происхождении древнего зла: откуда оно взялось, чего оно хочет, в чём его слабость. И толковая концовка дала бы ответы на эти вопросы с помощью чеховских ружей, заранее развешанных на стенах, органично вписавшись бы в контекст путешествий Шепарда.
Mass Effect полюбилась аудитории в первую очередь благодаря довольно широкому простору для отыгрыша роли в компании запоминающихся персонажей. Поэтому было бы логично, если бы концовка показывала, как действия протагониста повлияли на его соратников и мир в целом. Это делала, например, вышедшая за пару лет до ME3 Fallout: New Vegas: слайд-шоу, конечно, едва ли тянет на идеальную концовку, зато игра хотя бы не забыла тех, кого герой встретил на своём пути.
Ещё одной традиционно сильной стороной Mass Effect был лор. Cерия изначально позиционировала себя как достаточно твёрдая научная фантастика, и оригинальная игра уже предоставляла подробное объяснение всех явлений своего сеттинга. Никакой магии, всё предельно серьёзно, у всего есть рациональная причина и следствие.
Что мы получили в финале Mass Effect 3
Концовка Mass Effect 3 обо всём этом будто бы забывает: третья часть практически целиком посвящена сбору частей артефакта под названием Горн. Предыдущей расе, павшей от руки древнего зла, почти удалось его достроить, и все предполагают, что макгаффин позволит одержать победу над всемогущими Жнецами — правда, никто, в общем-то, не понимает, как Горн работает. Предыдущие части ни о чём подобном не упоминали: необходимая для кульминации палочка-выручалочка просто появилась в нужный момент по щучьему веленью.
Решения, принятые Шепардом на протяжении всех трёх игр, в основном сказываются лишь на силах объединённых войск галактики, которые и открывают доступ к разным вариантам концовок. То есть, с одной стороны, нельзя сказать, что действия игрока совсем не имеют значения в финале, но с другой, — их влияние в большинстве случаев сводится к абстрактным цифрам. Более того, в оригинальной МЕ3, до Legendary Edition, без участия в мультиплеере эти цифры ещё и делились надвое: так разработчики ненавязчиво намекнули, что кооперативные шутерные матчи не менее важны, чем совокупность всех ваших предыдущих поступков.
В итоге при низком показателе сил игрок гарантированно получал плохую концовку: древнее зло побеждено, но триумф дался большой ценой, пускайте титры. Мотивацию Жнецов объяснили абы как, а историю их происхождения вообще вынесли в отдельное DLC.
А при высоком показателе… Игра предлагала примерно то же самое. Только теперь игроку предлагался выбор между плохим финалом, нормальным и «истинным». Причём во всех трёх мелькают буквально одни и те же кадры, различающиеся только цветом. Сага, длившаяся шесть с половиной лет, закончилась примитивным светофором, а о том, что случилось с любимыми персонажами, — ни слова. И прежде чем возразить, что BioWare исправила свою ошибку бесплатным DLC, задайтесь вопросом: как столь сырой финал вообще добрался до релизной версии игры? Почему его одобрили основатели студии (сбежавшие из геймдева вскоре после фиаско), глава разработки Кейси Хадсон, продюсеры из ЕА? Неужели им всем действительно показалось, что именно так должен закончиться magnum opus BioWare?
Что же до DLC Extended Cut, то оно не особо спасло сценарий: авторы всего лишь расширили унизительно короткие ролики из оригинала до более-менее пристойного размера, ну и добавили немного контента. Нам так и не рассказали, чем персонажи занялись по окончанию войны, но хотя бы показали их на статичных картинках: вот они, родные, в мирной обстановке. Правда, все картинки опять одинаковые — при том, что каждая концовка, по идее, ведёт к принципиально разному укладу жизни в галактике. Каково жить в мире, где Шепард-сверхразум управляет некогда враждебными Жнецами? Как слияние органических и синтетических существ изменило мир? Ответа нет — расширенный финал лишь подчеркнул, что авторы сами не очень понимали, что делали.
Зелёные глаза — единственное, что отличает новый синергетический вид жизни от обычных органиков
Дьявол в деталях
Финал Mass Effect 3 разочаровывает не только содержанием, но и подачей: он почти целиком состоит из глупостей и противоречий самому себе. Цитадель вроде как выступает важнейшим тактическим ресурсом для Жнецов, однако они зачем-то припарковали космическую станцию на земной орбите и установили в центре Лондона лифт, ведущий прямо внутрь. Вход в лифт охраняет Предвестник, главный Жнец, и несколько простейших врагов. Но вместо того, чтобы устроить серьёзную битву с не менее серьёзным противником, победа над которым открыла бы герою путь в Цитадель, разработчики показывают катсцену, где угрожающий киборг очень лениво пуляет лазером в медленно бегущих человечков. Настолько лениво, что те в процессе организуют эвакуацию раненых — прямо под носом Жнеца, который и в ус не дует.
Затем Шепард приближается к заветному лифту. Предвестник стреляет в него и… С этого момента повествование становится настолько невменяемым, что многие фанаты начали строить теории, что всё дальнейшее — плод воображения героя. Шепард переживает прямое попадание лазера и, прихрамывая, двигается вперёд: последняя преграда на пути к концовке — самый обычный противник, мародёр с энергощитом.
Последний босс серии Mass Effect — Marauder Shields. Он погиб, пытаясь спасти нас от ужасной концовки
В Цитадели Шепарда встречают его соратник адмирал Андерсон и антагонист Призрак. Последний — обычный человек, попавший под влияние Жнецов, но у него откуда-то появляются магические силы: он подчиняет себе Шепарда и заставляет его застрелить Андерсона. Вся правдоподобность сеттинга и проработка лора вмиг погибают в угоду дешёвому драматизму
Шепард побеждает Призрака — либо преодолев его контроль, либо убедив его в том, что Жнецы забрались к нему в голову. Любопытно, что Андерсон убеждает Шепарда в верности красной концовки, тогда как Призрак — приверженец синей. И Шепард, активно оспаривавший точку зрения Призрака, буквально через пять минут может пойти по его пути.
Тем временем Горн успешно стыкуется с Цитаделью Жнецов, пока они спокойно летают вокруг, не предпринимая ни единой попытки выстрелить в него
Далее Шепарда магическим образом переносят к пульту управления галактикой, которым заведует Катализатор — по сути, глава Жнецов. Он предстаёт перед героем в виде мальчика, убитого в начале игры, — безымянного NPC, который не сдался ровным счётом никому. Тут и правда сложно поверить, что это не горячечный бред Шепарда, находящегося на пороге смерти, а реальность. Особенно когда мальчик начинает объяснять причины регулярного геноцида развитых рас галактики: оказывается, органики всегда создают синтетиков, а те всегда восстают против своих создателей и убивают их. А чтобы предотвратить эту трагедию, нужно предусмотрительно всех уничтожить, чтобы создать мир между двумя формами жизни путём войны. Логично.
Тем не менее, Катализатор отдельно подчёркивает, что Жнецы не просто искореняют биологические виды, а поглощают их и делают частью собственного генома. Однако это объяснение выеденного яйца не стоит: Жнецы полностью лишены индивидуальности, каждый из их — часть хайвмайнда. Если внутри них и накоплены какие-то знания, то они ни на что не годятся, а Жатва, по факту, лишена смысла.
Точно так же нет смысла в том, что Катализатор внезапно передумал истреблять всё живое. По его словам, это произошло по двум причинам. Во-первых, с ним состыковался Горн (которому никто не мешал это сделать), а во вторых, к нему пришёл органик, хотя Шепарда принесло к пульту управления галактикой совершенно на ровном месте, а до него в Цитадель попали Андерсон и Призрак. Шепард не преодолевал никаких серьёзных преград по пути к Катализатору, однако тот всё равно решил в награду за великие подвиги капитана отменить геноцид, длившийся миллионы лет.
Далее космический ребёнок предлагает три новых варианта решения вечной проблемы органиков и синтетиков. Красный — уничтожить всех синтетиков, — очевидно кратковременный: органики вскоре создадут новых роботов, которые, как убеждён Катализатор, всех перебьют. Интересно, почему этот вариант вообще стоит на рассмотрении, если он приведёт к той же самой катастрофе. Синий — Катализатор предлагает Шепарду занять его место и управлять Жнецами. А зелёный же вариант, синтез, по словам самого Катализатора, идеален и неизбежен. Однако раньше он никогда не работал, потому что органики были «не готовы». Что изменилось сейчас? Не важно. Как это вообще должно работать? Мы не узнаем. «Это не то, что можно навязать силой», говорит Катализатор, позволяя Шепарду навязать всей галактике собственное решение. Пафосные речи звучат ужасно неубедительно и, что самое важное, никак не коррелируют с содержанием всей серии. Вместо внятного финала — три абстрактных способа самопожертвования в вакууме.
Концовка Mass Effect 3 — полная катастрофа и по задумке, и по исполнению. Она игнорирует всё то, что сделало Mass Effect великой. Она сводит предыдущие решения Шепарда к малозначимым цифрам, оставляя их без громкого финального аккорда. Поэтому я не собираюсь играть в Legendary Edition. К сожалению, история Шепарда — это тщетный путь в никуда.
Источник