Обзор Football Manager 2022: Ваши ожидания — ваши проблемы
Football Manager — довольно консервативная серия (что, впрочем, традиционно для многих спортивных симуляторов). Студия Sports Interactive, как её коллега в лице EA Sports, ежегодно выпускает новую игру, поэтому каждой осенью фанаты, дружно прищурившись и вооружившись лупами, ищут минимальные отличия между предыдущей частью и актуальной. Для поклонников футбола и стратегий Football Manager стала не только благословением, но и проклятием: так как у серии практически нет конкурентов, её создатели лишены весомого стимула развивать продукт и повышать планку качества. Поэтому люди, отдавшие франшизе сотни, если не тысячи часов, вынуждены постоянно сталкиваться с одними и теми же проблемами, которые не меняются из года в год. Или меняются, но идут на поправку очень медленно.
Football Manager 2022 лениво реагирует на футбольные тренды последних лет, но, к сожалению, не добавляет к привычному годовому циклу ничего нового. Так что дилемма между покупкой новинки и установкой свежего фанатского патча на старую версию игры остаётся прежней.
В движении — подобие жизни
Так или иначе, новая часть — это всегда новые ожидания, тем более что Football Manager 2021 критики приняли с энтузиазмом. Тогда казалось, что в серии вновь зарождается какая-то жизнь после долгих лет простоя, хотя на практике нововведения были мизерными. Появилась возможность пообщаться с агентом до покупки игрока, система xG, подсчитывающая шансы команды забить гол, анимации жестов в диалогах — в общем, негусто. На этом фоне в Football Manager 22 хотелось увидеть более масштабные эксперименты — ну или хотя бы исправленную систему баланса тактик и чуть менее страшные лица футболистов. В конце концов, было интересно, рискнёт ли Sports Interactive сильнее, чем в прошлом году, или ударит по тормозам.
Внедрение xG в прошлом году не вызвало серьёзных протестов даже у самых скептично настроенных игроков, поэтому авторы решили развивать механику дальше. Отныне в распоряжении менеджера есть целый аналитический отдел: его сотрудники разбирают матчи команды и составляют графики, наглядно показывающие, почему вы наиграли на три гола, а забили только один (или наоборот). Причём обратиться к центру аналитики можно даже прямо во время матча, чтобы в перерыве между таймами взглянуть, насколько заслуженно ваша команда выигрывает или проигрывает. Тренеры сборных, правда, такого удовольствия лишены.
Текст, сопровождающий жесты и движения, иногда читается как пособие по общению с землянами, написанное рептилоидами с Нибиру
Доступ к углублённой аналитике в главной футбольно-аналитической игре года безусловно радует, вот только на деле вся эта информация не слишком-то и нужна. Любой игрок с минимальным опытом и без графиков прекрасно поймёт, чей xG лучше: достаточно просто следить за ходом матча и количеством моментов. Статистика добавляет толику реалистичности, но по факту всего лишь констатирует очевидное. В то же время диаграммы передач и данные по зонам перемещения игроков действительно помогают лучше понять, кто выпадает из игры. В моём случае с «Манчестер Юнайтед» всё даже было примерно как в жизни: Антони Марсьяль и Донни ван де Бек плохи, Бруну Фернандеш и Криштиану Роналду творят магию. Хотя разбираться, почему те или иные футболисты выступают слабо, в любом случае придётся собственноручно. Проблема кроется либо в недостатке профессионализма игрока, либо в неправильно подобранной тактике — чаще всего именно во втором. Поэтому суть анализа всё равно сводится к гениальному выводу «надо поменять схему».
Основные секции меню посвящены главной информации о команде, плюс есть отдельные плашки об игроках, прошедших матчах и будущем сопернике. Иллюстративно, но без излишеств
Также студия доработала движок, отвечающий за графическую симуляцию матчей — самую мистическую составляющую игры. Кривизна анимаций и графики Football Manager давно стала локальным мемом, как и ежегодные обещания авторов исправить ситуацию. Справедливости ради, в этот раз кое-какие качественные изменения действительно заметны. Футболисты более реалистично останавливаются и меняют курс движения, неплохо выполняют финт Кройфа и пас пяткой назад, рикошет после ударов по мячу выглядит правдоподобнее. Проблема с многочисленными выходами один на один, где нападающий раз за разом не может пробить вратаря, кажется, осталась в прошлом. Вместе с тем умелые дриблеры в атаке по-прежнему тупо пробегают мимо защитников, а иногда буквально просачиваются сквозь них (подразумевается, что игрок обвёл их финтом). Навесы проходят слишком уж легко, а попытка отбора мяча похожа на свидание двух застенчивых марионеток. Конечно, у меня достаточно богатая фантазия, чтобы не обращать внимания на подобные моменты, но для 2021 года игра выглядит топорно — особенно если учесть назойливые обещания разработчиков починить визуализацию.
Некоторые моменты матчей выглядят изящно, а другие — откровенно нелепо даже на стоп-кадрах
Впрочем, Sports Interactive не ограничилась визуальной частью: при создании тактики теперь можно ставить на поле новое амплуа — крайних центральных защитников. Эта роль, доступная только при схеме с тремя игроками обороны, даёт футболисту на позиции атакующие возможности. Больше дриблинга, больше смещений на фланги и вперёд, больше движения — теперь схема с тремя защитниками приобрела более-менее играбельный вид. Это приятно, потому что раньше при показном многообразии схем и вариантов расстановок более-менее постоянно работала лишь одна одна: классическая 4-2-3-1 (реже 4-3-3) с контрпрессингом, агрессивным отбором и высокими линиями расположения футболистов на поле. Вариации возможны, но именно эти наброски выступали фундаментом долгосрочного успеха клуба — а все остальные схемы, особенно построенные от обороны, гораздо чаще терпели фиаско, даже если «Атлетико Мадрид» играл против «Шинника».
Я очень надеялся, что разработчики поправят баланс расстановок. Всё-таки Ник Мэдден, ответственный за режим матчей, отдельно рассказывал, что контрпрессинг теперь должен стать сложнее, так как футболисты будут ощутимо уставать к концу игры. Тем не менее, на короткой дистанции у той же сборной России (не самой сильной команды на свете) не возникло особых проблем с усталостью — ну либо я не заметил их за 30 часов игры. Да, футболисты и впрямь выдыхаются к финалу, но результат к тому времени уже получен, все нужные голы забиты, а потому на исход матча выносливость игроков не влияет. В этом контексте три защитника хороши, но две рабочих схемы — всё ещё мало по сравнению с тем, что игра предлагает на словах.
Мбаппе к нам не поедет? Ну и ладно, не очень-то и хотелось
Ассистент дьявола
За годы существования серии интерфейс игры оброс множеством интерактивных советников, которые всегда готовы высказать своё ценное мнение об игроке, тактике или развитии клуба. Football Manager 22 собирает их всех в одном месте — в игру спустя несколько лет вернулись собрания тренерского штаба, где обсуждаются все актуальные вопросы: от увольнения и найма персонала до подбора и развития игроков. Опять же, вне контекста это звучит здорово: все сотрудники пришли, рассказали о текучке и ушли. Но на деле примерно треть их высказываний либо бессмысленна, либо доносит информацию, которую вы и так можете легко получить в любой момент игры. Когда очередной советчик говорит, что такой-то футболист может стать новым Лионелем Месси, хочется просто пожать плечами и прокликать диалоговое окно, так как практической пользы от этого откровения ноль — только лишний информационный шум.
К сожалению, подобного шума в игре и так более чем достаточно. Поиск талантов и составление тактик — это здорово, однако гораздо чаще приходится разбирать бесконечные уведомления в почте, общаться с футболистами, сидеть на пресс-конференциях, трепаться в микс-зоне до и после матчей, отвечать на звонки журналистов… 50-60% сообщений нужны только для антуража. Игра по традиции обещает разнообразие в диалогах с игроками, функционерами и руководством, но на деле это означает, что вы наизусть выучите все варианты ответов не за пять часов, а за десять. Хотя Football Manager, напомню, забава на сотни часов.
Три звезды из пяти — это, конечно, большой потенциал для крупного клуба Английской Премьер-лиги
Понятно, что в реальности менеджеров действительно донимают одинаковыми вопросами, им действительно приходится работать с массой информации. Если судить с этой точки зрения, то серия отлично воссоздаёт ощущение рутины, где каждый матч — яркое пятно посреди блёклых будней. Но таким аргументом в теории можно оправдать любую халтуру: одно дело — похожие вопросы, другое — буквально одни и те же, где меняется лишь имя собственное. Посещая каждую конференцию в течение сезона (их в сумме наберётся больше сотни), можно запросто сойти с ума. К тому же если уж мы заговорили о полноценной симуляции реальности, то не стоит забывать, что у тренеров есть ещё и личная жизнь, семьи, отпуска, занятия вне работы — всё то, что Football Manager проматывает в календаре. При таком раскладе удельный процент «жизни» тренера, который уходит на общение с прессой, становится критически высоким, а потому игроки рано или поздно начинают отправлять на большую часть пресс-мероприятий ассистентов, чтобы сэкономить время. Беднягам приходится отдуваться за тренера почти всегда, что стало отдельным предметом для шуток.
Впрочем, несмотря на всё это, играется Football Manager 22 хорошо — так же, как и предыдущие части. Ветер перемен слабо затрагивает суть игры: возможность примерить на себя роль управленца, ощутить груз ответственности за результат и изменить судьбы реальных знаменитостей из мира футбола. Оторвавшись от игры, ложишься спать и продолжаешь думать, как заиграет Фомин на новой роли в сборной: получится ли, пойдут ли старания насмарку? Именно поэтому обидно, что Football Manager 22 столь нагло эксплуатирует свою аудиторию: по ощущениям она больше похожа на DLC, но никак не на самостоятельную игру.
В Football Manager 22 не так много багов (на критичные я вообще не натыкался), она приятнее и удобнее предшественниц — но вопрос о том, оправдывает ли игра свой ценник, всё ещё остаётся открытым. С одной стороны, разработчиков хочется справедливо пожурить за лень, игнорирование застарелых проблем серии и банальную жадность. С другой стороны, если забыть об этих нюансах и говорить честно, я хочу играть дальше, несмотря на немногие плюсы и привычные минусы.
Однако на собственные деньги я бы её не купил. И вам не советую, если у вас уже есть предыдущий выпуск.
Порадовало
Огорчило
Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чём: PC.
Сколько: 30 часов.
Ачивка редакции
«Человек-депрессия»
Испортить настроение футболисту одним рукопожатием.
О локализации
Текст полностью переведён на русский язык. Общая суть понятна, но диалоги пестрят дословными переводами и англоязычным построением фраз.
Вердикт
К сожалению, Football Manager 2022 продолжает застойную политику серии. Изменения по сравнению с предыдущей игрой довольно косметические, и выкладывать за них деньги не особо хочется.