Обзор Children of Morta на Switch
Нынешнее поколение видеоигр ассоциируется у нас с несколькими громкими трендами, и всевозможные «рогалики» (или roguelike-игры) оставили очень сильный след на индустрии. В последние годы вышло огромное количество тайтлов, вдохновлённых успехом The Binding of Isaac, Spelunky и так далее. Какие-то умудрились выделиться на фоне остальных благодаря выверенному геймплею (Dead Cells), и какие-то – благодаря безумной концепции (Enter the Gungeon). Свежая Children of Morta, вышедшая осенью этого года, надеется взять всё лучшее от своих аналогов и удержать внимание избалованных игроков. Получилось ли у этого представителя откровенно приевшегося многим жанра запомниться? Давайте разберёмся.
Несмотря на то, что Children of Morta дебютировала на ПК ещё 3 сентября, а на PS4 и Xbox One – 15 октября, мы решили не спешить с обзором и подождать самую интересную версию, для Nintendo Switch. Многие справедливо считают, что тайтл был создан именно для этой платформы, и я склонен согласиться с этим мнением. Но порт на маломощную по сравнению с альтернативами консоли – задача нелёгкая, и разработчикам даже пришлось отложить релиз. Неприятно, но ожидание того стоило.
Сразу скажу, что к поклонникам «рогаликов» я себя не отношу, однако это не помешало мне восторгаться Dead Cells, FTL: Faster Than Light и другими представитями поджанров roguelite и roguelike. Сейчас, когда новизна сошла на нет, главная задача таких игр – как-то выделиться и зацепить внимание. В Dead Cells увлекала простая, но очень продуманная боевая система, а в FTL: Faster Than Light – атмосфера. Зато Children of Morta предлагает то, что большинству аналогов совершенно чуждо – сюжет. Невесть какой, но всё же.
Children of Morta рассказывает историю семьи Бергсонов, которая взяла на себя ответственность противостоять скверне, угрожающей всему миру. Это, в общем-то, и есть вся суть. Повествование тут довольно скудное: персонажи не разговаривают, а ограниченная пиксельная графика не позволяет изображать какие-то эмоции. Приходится за всё отвечать одному одинокому рассказчику, который торжественным голосом комментирует всё происходящее на экране. Комментирует хорошо, с душой – жаль только, что ничего интересного не случается.
Children of Morta – это тот редкий пример игры, которую я хвалю за наличие сюжета, но не за сам сюжет. Потому что именно нарративного стержня недостаёт многим подобным проектам. К сожалению, здесь история меня не увлекла – более того, она мне постоянно мешала, потому что «активируются» порции сюжета каждый раз после очередной смерти (и воскрешения) персонажа. Получается, что она выступает своего рода помехой, которая тормозит игровой процесс и заставляет отвлекаться. Хотелось бы более изящного имплементирования, но спасибо за попытку.
В общем, есть сюжет и хорошо. Но главное – это игровой процесс. Тут Children of Morta мне сразу напомнила Diablo, только без лута. Мы выбираем одного из пяти персонажей и отправляемся резать полчища скелетов, пауков и всякой другой нежити. По ходу игры персонаж набирает очки опыта и развивается. Во время странствий также можно насобирать огромное множество перков и бонусов, которые обязательно пригодятся. Тут радует огромное многообразие этих элементов, которые делают каждый новый заход совершенно непредсказуемым. Иногда нам даже подкидывают мини-игры.
Как полагается жанру, играть – сложно. Готовьтесь к тому, что персонажи будут довольно быстро умирать, и к тому, что после придётся начинать всё заново. Одно радует: обнуляется не весь процесс. Как и в Dead Cells, каждый новый «забег» позволяет сделать персонажа чуть сильнее. А героев здесь больше, и у каждого есть свой уникальный стиль. Мне очень понравилась Линда с луком, но найдутся и те, кто предпочтёт ближний бой. К сожалению, для того, чтобы открыть новых персонажей, придётся подождать, и эти первые часы наверняка многих отпугнут. Впрочем, вряд ли поклонник жанра будет сетовать на однообразие – в этом плане всё очень даже «по канону».
Children of Morta – очень красивая игра, которая придётся по душе всем любителям качественного пиксельного арта. Её история не так увлекла меня, как Celeste, зато к самой графике я придраться не могу. Всё очень яркое и чёткое, и многим напоминает Hyper Light Drifter. Боевая система простая, но увлекательная, а кооперативный режим – это всегда очень приятный бонус. И, как я упоминал, игра просто кажется очень уместной на портативной консоли.
Отсрочка релиза явно не была лишней: даже сейчас мелкие проблемы то и дело проскальзывают. Кадровая частота временами неприятно скачет, а в паре моментов голос рассказчика куда-то исчезал. Никуда не исчезла проблема баланса: какие-то персонажи просто лучше и интереснее, чем другие.
Дом Бергсонов – это настоящий шедевр пиксельной графики. Здесь можно изучать персонажей и игровой мир, и улучшать героев. Здесь же можно потратить награбленное золото.
Вердикт
Children of Morta не стала сенсацией, но высокие оценки моих коллег она заслуживает. Студия Dead Mage подарила нам запоминающееся приключение, в котором нашлось место и пиксельному насилию, и незамысловатому сюжету. И Switch – идеальная платформа для неё.