Обзор Age of Empires 4 — Ностальгическая жвачка с новым вкусом
Жанр RTS сейчас переживает не самые лучшие времена: крупнобюджетные стратегии в реальном времени уже давно стали большой редкостью. Тем удивительнее, что Microsoft решила возродить легендарную серию Age of Empires. С момента релиза третьей части как-никак прошло шестнадцать лет, да и она вышла крайне неоднозначной. Бывшие разработчики, Ensemble Studios, рассказывали, что на определённом этапе они так далеко зашли с переосмыслением геймплейных механик, что просили Microsoft переименовать проект, как это было со спин-оффом Age of Mythology. Но им не разрешили. В итоге, если не считать ремастера 2019 года, фанаты ждали полноценного продолжения серии почти два десятка лет.
И наконец-таки дождались.
Такие разные, но всё-таки вместе
Вопреки расхожему мнению, Age of Empires достаточно сильно отличается от тех же Warcraft или StarCraft. Безусловно, принцип везде один и тот же: как и в любой другой RTS, здесь нужно собирать ресурсы, строить базу, создавать юнитов и атаковать соперника. Однако Age of Empires, в отличие от большинства аналогичных проектов, уделяет особое внимание внутренней экономике и развитию поселения. Для процветания державы важно контролировать добычу разных видов ресурсов, грамотно распределять нагрузку между рабочими и стабильно двигаться вперёд, чтобы переходить в новые временные эпохи и открывать технологии. При этом, конечно же, защищая свои владения от посягательств соседей — даже малейшая ошибка может привести к поражению.
Опыт Age of Empires 3 показал, что резкая смена общей концепции может негативно сказаться на продажах, — в конце концов, это и привело к заморозке франшизы. Так что новые разработчики из Relic Entertainment постарались учесть ошибки Ensemble Studios. Команда не стала вновь менять направление серии — в этом плане Age of Empire 4 возвращается к основам. Изменения в формуле точечные, но их хватает, чтобы значительно освежить традиционный для франшизы геймплей.
Взять хотя бы асимметричность фракций. Как и в предыдущих частях, все доступные в игре нации обладают своими особенностями, однако теперь они делят общий пул боевых юнитов, — это удобно, если посреди матча вдруг нужно быстро сменить тактику. К тому же асимметричный геймплей никуда не делся: различия между фракциями далеко не ограничиваются одними лишь бойцами. Скажем, все нации в том или ином виде нуждаются в еде, древесине, камне и золоте, однако те же русичи не владеют технологией каменных стен — а значит, не испытывают острой потребности в камне. Зато у них есть улучшенные деревянные укрепления, которые позволяют хорошо удерживать позиции в первые эпохи. У монголов вообще нет никаких стен, но камень им нужен чуть ли не больше всех, так как он уходит на ускоренный призыв юнитов: когда кочевники исчерпают запас ресурсов в округе, главную базу придётся перенести в другое место.
В Age of Empire 4 на любое действие есть противодействие, вне зависимости от того, какие нации участвуют в матче. Если у вашей цивилизации есть доступ к коннице, это вовсе не означает, что нужно немедленно собирать армию, состоящую сплошь из всадников: вполне возможно, что у противника аналогичный юнит будет попросту круче, поэтому в равной по силам схватке вы проиграете. Обязательно найдётся ещё какой-нибудь трюк, который сломает беспроигрышную, на первый взгляд, стратегию. Так, английские лучники умеют возводить на своих позициях частоколы, защищающие от кавалерийской атаки, а французские латники восстанавливают здоровье вне боя — их никак нельзя оставлять в живых.
Увы, морские сражения до сих пор остаются на заднем плане. Они стали разнообразнее, но по-прежнему не цепляют
Словом, Age of Empires 4 постоянно проверяет, насколько хорошо вы понимаете возможности собственной нации и возможности соперников. К примеру, Священная Римская империя отдаёт предпочтение черепашьему стилю боя с упором на тяжеловооружённые пешие войска. Они без проблем могут периодически совершать мелкие налёты на вражеские поселения, однако монголы справляются с этой задачей эффективнее: их конные лучники могут обстреливать цель на ходу. Китай разгоняет экономику с помощью имперских чиновников, собирающих налог со зданий, а при штурме крепостей накрывает вражеские отряды пороховой артиллерией. Делийский султанат вообще нанимает учёных, которые ускоряют исследование технологий. Поэтому при игре за каждую нацию есть свой ряд нюансов, касающихся как микроконтроля, так и стратегии развития в целом.
100 лет за мгновение
Хотя качество играбельных фракций держится на высоте, количество всё же слегка подкачало: в релизной версии Age of Empires 4 доступны лишь восемь наций. Для справки, во второй части, вышедшей в 1999 году, их было тринадцать, а в относительно недавней Definitive Edition — и вовсе тридцать пять. А из этих восьми наций только у четырёх есть полноценная сюжетная кампания, рассказывающая о переломных моментах в истории страны. Допустим, при прохождении за Русь предстоит сопротивляться натиску Золотой Орды и стать свидетелем сожжения Москвы, а затем отомстить монгольским захватчикам.
Сюжет подаётся через ролики, сочетающие CGI и живую съёмку. Выглядит весьма стильно и необычно.
Сами по себе сюжетные миссии, как обычно, сводятся либо к атаке противника, либо к обороне какой-нибудь важной точки, — по-настоящему интересные задания встречаются довольно редко. Но это в порядке вещей. Проблема в другом: авторы пытаются втиснуть ну очень много информации в рамки пятичасовой сюжетки — повествование в каждой кампании зачастую охватывает несколько столетий, причём временные рамки могут в любой момент сместиться. В одной миссии на дворе 1382 год и вы обороняете Москву, а в следующей — уже 1478 год, добро пожаловать в конец войны с Новгородской республикой. Столь беглый пересказ исторических событий с перерывами на геймплей трудно усвоить, если вы не разбираетесь в реальной истории — хотя порой и это не помогает. В крайнем случае, проще потом найти какой-нибудь ролик на YouTube, где за полчаса ту же информацию донесут куда подробнее и более простым языком.
Впрочем, сюжетная кампания — это всё равно одна длинная прелюдия к мультиплеерным сражениям, где игра раскрывается в полной мере. Relic Entertainment довольно ответственно подошла к подготовке новичков: помимо сюжетки и стандартного обучения в Age of Empires 4 также есть режим «Искусства войны» — набор испытаний, обучающий игроков важным нюансам. Правильному менеджменту ресурсов, производственным цепочкам, прокачке технологий и принципу «камень-ножницы-бумага», который служит основой боевой системы. Всё же он только с виду кажется таким простым: в реальных матчах, где соображать нужно быстро, этот «треугольник» по ощущениям превращается в икосаэдр.
В конце затяжного матча карта остаётся почти без ресурсов: леса вырублены, рудники истощены. Все рвутся откусить последние куски пирога.
Ещё можно потренироваться в сражениях с ботами, но на среднем уровне сложности ИИ ведёт себя совсем уж травоядно — лучше сразу играть на высоком или очень высоком. Вот тогда тактические повадки искусственного интеллекта действительно начинают походить на действия живого игрока. Он активно исследует карту, отправляет небольшие отряды на разведку, перестраивает компоновку армии специально под ваши войска. Если вы легко отбили пару набегов конницы с помощью копейщиков, то в следующий раз к вам придут лучники и пехота с мечами. Со временем даже учишься предугадывать действия компьютерного оппонента: с какой стороны он нападёт, когда именно займётся строительством укреплений.
Этот навык здорово поможет в мультиплеере, потому что живой оппонент будет всеми силами пытаться разрушить вашу экономику. Даже потеря одного крестьянина от рук двух-трёх лучников может серьёзно затормозить развитие, а за месторождения ресурсов разворачиваются ожесточённые схватки на несколько фронтов. Как раз здесь и замечаешь множество мелких нововведений, которые заставляют оценивать ситуацию с иного ракурса. Например, возможность разместить солдат на стенах или механику густых лесов, где юниты могут поджидать в засаде. Ландшафт начинает играть ключевую роль в тактике, потому что расположение отрядов на местности влияет на дальность их обзора. Если раньше сгруппированные постройки могли заменить собой стены, то теперь поселения стали более открытыми, а потому их сложнее защищать. Пешие войска научились сооружать тараны для штурма крепостных ворот, а отсутствие баллистики у стрел позволяет лучникам всегда бить точно в цель.
Пока я укреплял базу, враг решил захватить все святыни и построить чудо света.
В Age of Empires 4 очень важно действовать быстро, особенно в первые минуты матча: чем опытнее ваш соперник, тем выше темп геймплея и дороже цена ошибки. Такой расклад понравится не всем, но бояться онлайна тоже не стоит. Хотя в предрелизной версии игры рейтинговые сражения не были доступны, в Age of Empires 2: Definitive Edition алгоритм матчмейкинга работал более чем исправно. Будет странно, если эту систему не перенесут в новую игру — как и редактор карт, которого пока очень не хватает.
Тем не менее, Microsoft не ударила в грязь лицом. Несмотря на некоторые огрехи, Age of Empires 4 предлагает проверенный временем геймплей без лишних нововведений. Он придётся по духу и старым поклонникам серии, и новичкам, которые без особых проблем смогут втянуться в игру благодаря достаточно низкому порогу вхождения.
Одна из основных проблем Age of Empires 4, как ни странно, вообще не связана с геймдизайном: цена базового издания игры составляет больше двух тысяч рублей. Само собой, проект ААА-калибра не может стоить копейки, но столь высокий ценник для игры в столь нишевом жанре гарантированно оттолкнёт часть аудитории. Хотя, с другой стороны, есть ещё Game Pass… Впрочем, тут уже сами решайте, как вам будет выгоднее или удобнее.
Порадовало
Огорчило
Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чём: PC.
Сколько: 35 часов.
Ачивка редакции
«Смотри в оба»
Отвлечься и потерять огромную армию за секунды.
О локализации
Субтитры переведены на русский язык. Озвучки нет, но юниты Руси говорят на прекрасном древнерусском. Ошибок в тексте я не заметил, но порой есть проблемы с вёрсткой: некоторые числа иногда залезают за границы окон интерфейса.
Вердикт
Age of Empires 4 — это отличный союз старых и новых идей. Игра придерживается традиций классики, но грамотно разбавляет привычный игровой процесс свежими механиками, а на фоне тотального застоя жанра это уже большой успех.