Мультиплеер года: Chivalry 2, Valheim, It Takes Two
О номинации
К сожалению, 2021 год продолжил многие печальные тенденции своего пандемического предшественника. Мы надеялись, что жизнь вскоре вернётся на круги своя, но реальность оказалась прозаична: самоизоляция, разлука с близкими людьми и чувство тревоги превратились в новую норму. Однако игровая индустрия второй год подряд самоотверженно делает всё возможное, чтобы мы всегда могли поддерживать хотя бы виртуальный контакт друг с другом. И у неё получается! Мультиплеерные игры продолжают лечить от одиночества — в этой номинации мы собрали лучшие многопользовательские проекты года.
Пятое место — Monster Hunter Rise
Строго говоря, в Monster Hunter Rise (как и во все предыдущие части серии) вовсе не обязательно играть с живыми людьми. Весь доступный контент, включая самые сложные сражения, без проблем можно изучить в одиночку, заручившись поддержкой двух милейших ИИ-помощников: вооружённого до зубов котика палико и ездового пса паламута. Впрочем, многие поклонники Monster Hunter так или иначе сходятся во мнении, что в компании других игроков охота на монстров приносит гораздо больше удовольствия. И в этом утверждении есть толика истины. Ничто не заменит компанейские посиделки в чайном дворике, совместные фото, дурачества и командную работу непосредственно во время охоты. Правила игры в кооперативе остаются теми же, просто кинематографичных моментов и эмоций становится куда больше: триумф победы всегда приятно разделить с товарищами.
К тому же одно из главных новшеств Rise лучше всего раскрывается как раз в многопользовательской игре. Режим Буйства предлагает защищать врата деревни охотников от волн монстров при помощи турелей, ловушек и других оборонительных сооружений — получается своеобразный аналог tower defense. В обычных заданиях даже один монстр способен легко разделаться с группой охотников, а здесь нужно противостоять целым ордам — сетевой кооператив прямо-таки напрашивается. Хоть бы и для того, чтобы под оглушительный бой гонга синхронно, всей толпой бросаться в отчаянную атаку.
Четвёртое место — Guilty Gear Strive
Файтинги, несмотря на свою многопользовательскую природу, частенько страдают от самых разных проблем, связанных с качеством мультиплеера. Когда оппоненты сидят за одним экраном во время турнира, всё проходит нормально, а вот в сетевых матчах, как правило, начинается настоящая боль. Высокий пинг, задержки ввода команд и плохое соединение с сервером запросто могут превратить достойный файтинг в едва играбельное недоразумение, которое быстро теряет весь свой активный онлайн. И неважно, хорошей была игра или нет.
Guilty Gear Strive мастерски избежала этой участи благодаря отличной работе с сетевым кодом. Студии Arc System Works удалось выпустить, пожалуй, один из самых стабильных файтингов последних лет: лобби дико неудобные, зато пинг практически не ощущается — при столь высокоскоростном геймплее это, без шуток, колоссальное достижение. Более того, разработчики пошли на весомый риск и основательно встряхнули традиционные для Guilty Gear механики. Порог вхождения стал ощутимо ниже, но глубина игрового процесса от этого почти не пострадала: даже в более дружелюбной к новичкам форме Strive осталась крайне техничным файтингом. Только теперь приобщиться к классике можно без каких-либо трудностей, а для организации матчей не нужно лазать по Discord в поисках игроков, обитающих в том же регионе.
Третье место — Chivalry 2
Chivalry 2 — это скетч о Тёмном рыцаре из культовой комедии «Монти Пайтон и Священный Грааль» в формате видеоигры. Ночной кошмар реконструктора, где пафосные аутентичные битвы средневековых армий рано или поздно превращаются в натуральный цирк. Толпы орущих мужиков в латах швыряют друг в друга отрубленные конечности, размахивают вилами, лопатами и крадут ни в чём не повинный скот прямо с поля боя — видимо, чтобы забрать трофей домой. Вместе с буханкой хлеба, пойманной в колодце рыбиной и чьей-то окровавленной головой.
Масштабные сражения и эпичные штурмы крепостей постоянно создают массу комичных ситуаций, однако это вовсе не означает, что игра не воспринимает саму себя всерьёз. Напротив, Chivalry 2 подходит к боевым механикам крайне ответственно: благодаря множеству тактических нюансов и широкому выбору оружия овладеть фехтованием в совершенстве будет непросто. Хотя для получения удовольствия от игры совсем не обязательно быть знатоком боя на мечах — достаточно просто помнить, за какой конец острой палки держаться, а каким рубить врагов. Поэтому Chivalry 2 отлично подойдёт как стратегам, твёрдо настроенным на победу, так и тем, кто просто хочет ненадолго отключить мозг и вдоволь помахать двуручником, пока руки не затекут от усталости.
Второе место — Valheim
Valheim захватила топы Steam как настоящий рейдер: быстро, решительно и абсолютно внезапно для всех, включая самих разработчиков. Скромная выживалка про викингов разошлась немыслимым тиражом в пять миллионов (!) копий всего за месяц после выхода в ранний доступ и побила целый ряд рекордов по одновременному онлайну, оставив позади таких гигантов, как Fallout 4 и Terraria. Один из главных бестселлеров года материализовался буквально на пустом месте и добился успеха без всяких рекламных кампаний: всё благодаря сарафанному радио и пользовательским рекомендациям.
А самое любопытное, что за небывалым ажиотажем скрывается… Просто хорошая игра. Не революционная и ни разу не прорывная, но очевидно сделанная с любовью. Коллектив Iron Gate AB Studio явно разрабатывал Valheim в первую очередь для себя: никак иначе объяснить такой объём контента и невероятное внимание к деталям нельзя. Медитативное путешествие по миру скандинавских мифов аккуратно обходит стороной самые избитые и надоевшие штампы подобных песочниц, приумножая всё, чем прекрасен этот жанр. Чувство приключения, радость открытий, сюрпризы, свободу действий и творчества. Разработчики настолько грамотно обыгрывают хорошо всем знакомые механики, что за Valheim даже сейчас не стыдно провести часов сто — а игра, на секунду, ещё очень далека от полноценного релиза. Если авторы не уронят планку качества и продолжат трудиться в том же духе, то… Хотя ладно, не будем загадывать наперёд. Пускай они лучше не будут торопиться и спокойно доделают игру своей мечты без тяжкого груза ожиданий.
Достойны упоминания
Как бы мы того ни хотели, на пьедестале почёта не хватило места всем достойным претендентам. Поэтому, прежде чем говорить о золотом призёре номинации, скажем несколько слов о тех, кто совсем чуть-чуть не дотянул до основной пятёрки.
Naraka: Bladepoint наложила привычные правила королевской битвы на кинематографический жанр уся — и получилось на удивление интересно. В нише, практически целиком обжитой классическими шутерами, сетевой экшен про единоборства смотрится как минимум необычно.
Многопользовательский клиент Halo Infinite порвал все чарты благодаря условно-бесплатной модели распространения. 343 Industries решила выпустить мультиплеерную часть игры отдельно от сюжетной кампании, и рискованная затея обернулась успехом: публика приняла старую добрую Halo с распростёртыми объятиями. Тем более что за неё не пришлось платить ни рубля.
Forza Horizon 5 продолжила двигаться по тому же творческому хайвею, что и предыдущие части серии. Революции не случилось, зато разработчики не сломали старые идеи, которые и так прекрасно работали, — это уже радует.
Наконец, Mario Party Superstars собрала лучшие мини-игры предшественниц и снабдила их современным онлайн-режимом. Если вы не знакомы с Mario Party, то пришло время исправить это упущение: забавный патигейм — самое оно для новогодних праздников.
Первое место — It Takes Two
Суть многопользовательских игр — во взаимодействии игроков: чем больше поводов для взаимодействия даёт игра, тем более насыщенным оказывается мультиплеерный опыт. It Takes Two требует совместной работы двух героев буквально ежеминутно, и уже только поэтому заслуживает похвалы. Но игра не останавливается на чём-то одном и постоянно выдумывает новые способы сотрудничества как для преодоления преград, так и для сражений с противниками. Каждый этап меняет и обстановку, и правила, но при этом базовая механика трёхмерного платформера остаётся неизменной, благодаря чему уровни не ощущаются оторванными друг от друга.
Вдобавок авторы It Takes Two понимают, что весело не только дружить, но и соперничать. А потому предлагают в факультативном порядке выступить друг против друга в 25 мини-играх: от снежков до гоночек. И это ещё больше разнообразит игровой процесс — впечатлений, которые вы получите за прохождение, хватило бы на несколько менее смелых игр. It Takes Two словно специально создавалась, чтобы победить в номинации «лучший мультиплеер 2021 года». Её создатели не срезали углы — напротив, они дали гораздо больше кооперативного контента, чем можно было ожидать. В порыве щедрости разработчики даже позволили играть вдвоём с одной копии It Takes Two, в том числе и по сети. Так что если у вас есть хотя бы один товарищ, то причин не попробовать её просто не остаётся.
Как видите, 2021 год оказался неожиданно богатым на самые разные мультиплеерные проекты. Большие, маленькие, независимые, крупнобюджетные, кооперативные и соревновательные — хороших игр столько, что среди них всегда можно выбрать что-то под настроение и определённую компанию.
Все итоги 2021 года от Игромании