Atomic Heart [CPS] RU+CIS
AliExpress RU&CIS NEW

Куда катится Blizzard? Как скандалы повлияют на игры компании

0 59

Куда катится Blizzard? Как скандалы повлияют на игры компанииВ наши бурные времена мало какая новость умудряется шокировать и поразить, однако известию о том, что корпорация Activision Blizzard выступает ответчиком в громком судебном процессе, это удалось. На протяжении десятилетий как старшая компания, так и входящие в её состав подразделения год за годом зарабатывали миллиарды, владея крупнейшими, легендарными франшизами: Warcraft, Starcraft, Diablo, Candy Crush, в конце концов. В её офисах трудились тысячи людей, многих из которых сообщество знало не только по имени, но и в лицо, а яркие ежегодные фестивали BlizzCon способствовали их популярности.

Сейчас же работа над Overwatch и World of Warcraft фактически остановлена, аудитория WoW проводит сидячие забастовки в Орибосе, бывшие сотрудники студии под видом извинений вовсю подтверждают, что королевство давно прогнило изнутри, а всё ещё действующие ставят ультиматумы руководству. Что случилось с компанией, которая когда-то была непотопляемой? Внезапны ли нынешние катаклизмы? Попробуем покопаться в истории, чтобы понять, когда именно Activision Blizzard начала терять уважение публики.

Можно быть уверенным, что превеликое множество жителей Земли знакомо с проектами Activision Blizzard или хотя бы слышало о них

Женщинам здесь не место

Начнём с главного — недавнего судебного иска. Департамент справедливого найма и жилищного строительства Калифорнии в течение двух лет проводил расследование, собирая свидетельства и улики, и наконец сформировал солидный пакет обвинений. Как оказалось, в Activision Blizzard в течение долгого времени царила культура «студенческого братства» — ну, когда белые парни считают себя лучше других из-за причастности к тому или иному сообществу. И своё превосходство «бро» из Activision Blizzard демонстрировали на всех, кто попадался им под руку, — чаще всего, на сотрудницах студии. Причём беспредел происходил чуть ли не с молчаливого согласия руководства всех уровней: в политику компании вполне вписывалось то, что женщины реже получали продвижение по службе, им меньше платили за ту же работу, чем мужчинам, и гораздо охотнее увольняли при любой ошибке.

Повседневную жизнь сотрудниц отравляли их же коллеги, которые в рабочее время резались в видеоигры, оставляя скучные обязанности соседкам, или прохаживались между кабинок с выпивкой в руках, подшучивая о сексе и изнасилованиях. Цветным женщинам приходилось особенно несладко, но руководство не принимало их официальные жалобы, вместо этого прибегая к репрессиям: жертв отстраняли от работы над проектом, переводили в другие подразделения или попросту сокращали.

На фото Алекс Афрасиаби, Дэйв Косак, Грег Стрит, Джесси Маккри, Кори Стоктон, Джонатан Лекрафт, Джош Москейра и Пол Казарес весело позируют с портретом Билла Косби, осуждённого за массовые изнасилования

Blizzard отказывала женщинам в повышении зарплаты под предлогом того, что они могут забеременеть. Они получали выговоры за то, что спешили забрать ребёнка из детского сада. Их выгоняли из комнат для кормления грудью, чтобы провести там деловые встречи. В ходе корпоративных мероприятий к ним и вовсе относились как к кускам мяса: рассказывают, что одна из сотрудниц покончила с собой после того, как по компании разошлись её обнажённые фото с одной из вечеринок. Это уже не говоря о сексуальных домогательствах, в которых особенно усердствовали руководители, — называется, в частности, имя Алекса Афрасиаби, бывшего старшего творческого директора World of Warcraft.

Однако для народа компания старалась поддерживать максимально лучезарный имидж. У Blizzard более тридцати офисов по всему миру, но публике всегда была доступна прежде всего образцово-показательная штаб-квартира в Калифорнии, в городе Ирвайн. Это настоящий городок или, как минимум, кампус: несколько внушительных корпусов со спортзалами, столовыми и кафе на любой вкус, игровые автоматы и залы для видеоигр, бассейн, сауна, баня, собственный музей и даже кинотеатр. А на территории — площадка для пляжного волейбола, поля для футбола и гольфа, тренажёрный зал на открытом воздухе и обширная парковая зона, куда сотрудники выводят на прогулку своих питомцев: их разрешают и даже рекомендуют приводить с собой на работу, чтобы снимать стресс. В общем, всё смотрится так хорошо, что любой поклонник игр компании согласился бы работать там (и вообще жить) просто за еду.

Туристическая зона офиса Blizzard вовсе не случайно обставлена так, чтобы любой гик захотел здесь поселиться
Как показала практика, работать подобным образом действительно можно, но недолго. В 2019 году выяснилось, что многие сотрудники Blizzard недовольны своими зарплатами, едва покрывающими прожиточный минимум, и обещанная прибавка не исправила положение: она в большинстве случаев не дотянула даже до 10%. Здесь важно учитывать, что жизнь в Калифорнии стоит дороже, чем во многих других штатах, и сумма, которая кому-то из России может показаться состоянием, на практике зачастую целиком уходит на бытовые расходы. Правда, сотрудникам выдают альтернативные бонусы: бесплатное игровое время в проектах Blizzard, виртуальные деньги в Battle.net, игровые ключи и особые очки чести, которые можно потратить в магазине компании. Но что делать тем, кто не играет в World of Warcraft? Увы, на какую-то другую компенсацию можно не рассчитывать.

Слухи о том, что внутри компании уже несколько лет назад всё было не очень гладко, дополнили истории с увольнениями. Вспомним для начала самую массовую: в 2019-м работы лишилось около 800 человек, преимущественно те, кто занимался киберспортом и связями с общественностью. А вскоре после этого Blizzard объявила о наборе комьюнити-менеджеров для Hearthstone взамен распущенных. Решение корпорации раскритиковала в Twitter Кристина Микконен, бывшая сотрудница студии — через некоторое время её муж, Янне «Savjz» Микконен из команды Team Liquid, заявил, что в отместку его долго не пускали на турниры по Hearthstone.

На митинг перед штаб-квартирой Blizzard собрались сотни протестующих

А чуть ранее, примерно с 2016 года, Blizzard начала терять ключевых сотрудников, которые в глазах значительной части публики были лицом компании. Первым громким событием стал уход Криса Метцена, одного из создателей Warcraft, Diablo и StarCraft, чьим голосом говорил Тралл. Сам по себе этот факт ни о чём не говорит, тем более что Метцен действительно так сильно выгорел на работе, что лишь недавно решил вернуться к созданию игр — теперь уже настольных. А в 2018 году соучредитель и президент компании Майкл Морхейм уступил место Джею Аллену Брэку; за Морхеймом последовал ещё один сооснователь Blizzard, Фрэнк Пирс. Совсем недавно команду также покинул Джефф Каплан, фактически олицетворявший Overwatch. И это только самые громкие, невосполнимые потери: сколько за это время ушло профессионалов, чьих лиц и имён мы не знаем? Понятно, что увольнения, переходы и открытие собственных студий — вполне рядовые события в игровой индустрии. Но когда из коллектива один за другим уходят люди, посвятившие ему огромную часть своей жизни, это сложно списать на рутину.

Куда катится Blizzard? Как скандалы повлияют на игры компании

Вне и внутри политики

В 2019 году окрестности конференц-центра в Анахайме покрылись зонтиками, касками, импровизированными баррикадами и написанными от руки транспарантами, которыми размахивали люди в костюмах Мэй и Винни-пуха. Таким образом игроки, недовольные позицией компании, встречали открытие фестиваля BlizzCon: им не понравилось, как студия отреагировала на инцидент с Нг «blitzchung» Вай Чунгом. В ходе интервью после завершения турнира Hearthstone Grandmasters гонконгский киберспортсмен выкрикнул: «Свободу Гонконгу!», после чего стрим внезапно завершился, а неприятности только начались. Игрока лишили всех призовых (около трёх тысяч долларов) и на год отстранили от любых официальных соревнованиях по Hearthstone. А комментаторов, которые брали скандальное интервью, и вовсе уволили.

Скандал пришёлся на пик протестных мероприятий и демонстраций за свободу Гонконга. После того, как Джей Аллен Брэк со сцены конвента признал неправоту руководства и извинился за «поспешно принятое решение», волна народного недовольства пошла на спад, но урон уже был нанесён. Мы подробно разбирали, по каким причинам Blizzard приняла это злополучное решение. Сейчас отметим лишь, что, несмотря на спорные действия Вай Чунга, студия вполне могла обойтись официальным предупреждением или выговором. Пойдя вместо этого на крайние меры, компания лишь обнажила свою уязвимость. Она показала всему миру, что панически боится финансовых потерь и при малейшей угрозе действует рефлекторно, не успевая просчитать последствия. Здесь видны определённые параллели с тем, что случилось с мужем Кристины Микконен: карающий меч обрушился туда, куда смог дотянуться, просто чтобы побыстрее найти виновных и продемонстрировать власть корпорации.

Куда катится Blizzard? Как скандалы повлияют на игры компании

Деньги-деньги, дребеденьги

Справедливости ради среднестатистический потребитель начал задаваться вопросами насчёт курса развития Blizzard и без всяких политических скандалов: достаточно лишь взглянуть на то, чем она когда то и заработала свою блестящую репутацию, — игры. В 2013 году Activision, которая была связана с Blizzard с 2008-го, выкупила остатки акций компании у Vivendi, в результате чего создатели Warcraft полностью перешли под новую крышу. Этот момент можно считать концом эпохи однопользовательских игр, чьё наследие до сих пор питает проекты студии. С тех пор основным товаром Blizzard Entertainment стали игры-сервисы, приносящие более стабильную прибыль: по тем временам передовое явление, едва покинувшее офисы маркетологов. Смена политики привела к отмене второго дополнения к Diablo III, прекращению поддержки StarCraft 2, погубившем все надежды на третью часть, и закрытию проекта Ares, который называли «Battlefield во вселенной StarCraft». Даже невероятно популярная Overwatch построена на костях проекта Titan, который когда-то обещал стать совершенно новой IP в портфолио компании.

Heroes of the Storm — одна из игр, которой пожертвовали на пути в светлое будущее

Да, сами по себе эти отмены ещё ничего не подтверждают: по словам Морхейма, лишь половина проектов Blizzard добирается до релиза. Но что мы получили взамен? На BlizzCon 2018 разработчики намекали на сенсационный анонс, относящийся к Diablo, — поклонники серии уповали на то, что это будет Diablo 4. К сожалению, вместо неё Blizzard с невероятным пафосом анонсировала Diablo Immortal — ролевой боевик с онлайновыми элементами для iOS и Android, который вдобавок создавался силами китайской NetEase. И дело даже не в качестве игры, которое не вызывало нареканий: просто сюрприз оказался, мягко говоря, не тем, чего ждали фанаты. К тому же ещё была свежа в памяти похожая ситуация с «новой частью» Command & Conquer, которая тоже оказалась мобильной игрой.

В том же году поклонников классики порадовали анонсом Warcraft III: Reforged. Ремейк одной из лучших игр той самой, старой доброй Blizzard мог одним махом восстановить подмоченную репутацию компании, но в реальности всё получилось совсем иначе: релиз Reforged прослыл одним из крупнейших провалов в индустрии. Оригинал восемнадцатилетней давности чуть ли не во всех отношениях превосходил собственную обновлённую версию. Причиной неудачи называют не только отвратительный менеджмент, но и скудное финансирование: Activision начала затягивать пояса потуже, а однопользовательская стратегия наверняка не принесла бы внушительной прибыли. Так что делали её скорее по остаточному принципу, да и то не доделали до конца: все обещания улучшить, исправить, довести до ума и починить пока так и остаются обещаниями. Тем временем на горизонте уже маячит Diablo II: Resurrected, судьба которой тоже не внушает оптимизма.

Пафосный анонс мобильной игры был одним из первых поводов задуматься: а Blizzard вообще понимает, для кого работает?

И раз уж заговорили о провалах, то как тут не вспомнить World of Warcraft: Warlords of Draenor? Первое же дополнение к знаменитой ММО, вышедшее после слияния с Activision, оказалось настолько недоработанным, что его даже чинить не стали: команда просто на несколько лет оставила игроков самостоятельно разбираться с тем, что получилось. Кредит доверия пошёл на поправку с выпуском Legion: следующий аддон и вправду вышел отличным, и его развитие не разочаровало поклонников. Правда, впоследствии стало понятно, что Blizzard явно собирается пустить успешную формулу в тираж: уже два дополнения подряд созданы по образу и подобию «Легиона», но даже на них разработчики умудрились сэкономить. Shadowlands под предлогом новизны вытаскивает на свет давно забытые имена и события, а новые сценарные ходы вызывают слишком много вопросов. Гибель главного босса Battle for Azeroth и одного из главных антагонистов вселенной Warcarft не почтили ни какими-либо изменениями в мире, ни хотя бы приличным роликом. А победа над Сильваной создаёт ощущение, будто сценаристы сами зашли в тупик, забыв, что они, собственно, хотели сказать её новой историей.

Историю Древнего бога Н’Зота выстраивали по кирпичику пятнадцать лет — а уничтожили в одночасье

Ну и, разумеется, Overwatch 2. Сиквел самого успешного проекта Blizzard всё никак не получит внятную дату релиза, что уже само по себе говорит о проблемах, но дело даже не в этом. Мы так до сих пор и не получили ответа на главный вопрос: зачем вообще нужно продолжение, которое по всем признакам больше похоже на дополнение или некстген-версию оригинала? Неудивительно, что сообщество игроков всё чаще недоумевает, понимает ли в целом Blizzard, чего от неё ждут, и слушает ли она свою аудиторию.

Белое Рождество

Что происходит с Blizzard сейчас? Ничего хорошего. Компания вновь, как и в случае с Гонконгом, промахнулась с первой реакцией, либо недооценив текущий настрой сообщества, либо поспешив отчитаться перед инвесторами о том, что всё под контролем. Итог предсказуем: замять скандал не удалось, на руководство студии ополчились изнутри и снаружи. Сотрудники пишут письма протеста и организуют забастовки с митингами: кто-то действительно хочет качественных изменений во внутренней политике, а кто-то, чего уж там, надеется, что ветер перемен вынесет его на местечко получше. Творить революцию и одновременно работать сложно, поэтому команда World of Warcraft даже не пытается делать вид, что у неё всё в порядке. Несложно предположить, что примерно то же самое происходит и с другими проектами.

На американских серверах World of Warcraft уже прошли сидячие забастовки: игроки, покупающие подписку, решили высказать своё недовольство. На форумах игры творится хаос: знатоки лора вспомнили, как много предметов и NPC служат отсылкой к тому же Алексу Афрасиаби, — а под одну метлу с ним попал и ни в чём вроде бы не повинный Джефф Каплан, который просто когда-то играл в Everquest с главным сексуальным хищником Blizzard. Часть пасхалок уже удалена из игры.
 
Скриншоты с митинга в Орибосе
Игроки, и без того не особо рвущиеся покорять Утробу и Торгаст, массово покидают Тёмные земли. Многие переходят к конкурентам: авторам Final Fantasy XIV пришлось ограничить создание новых персонажей, чтобы серверы смогли справиться с наплывом новичков. В частности, какое-то время назад туда перебрался Asmongold, один из самых известных стримеров World of Warcraft. Тогда он утверждал, что просто взял передышку, но нынешние события могут серьёзно повлиять на его дальнейшие планы. Тем более что ещё до ухода у него произошел конфликт с менеджером Blizzard Адамом Холиски, которого возмутила критика политики компании.

Маховик отмены пока что раскручивается на низких оборотах: о бойкоте продукции Activision Blizzard объявили игровое издание The Gamer, гик-портал CineLinx и популярный YouTube-канал GameXplain, а знаменитое издательство Prima Games приостановило работу над руководствами к будущим играм Blizzard. Следом за Asmongold собственный бойкот начали стримеры Madseason и Preach, а также ведущие подкаста Taliesin & Evitel. Не исключено, что к ним присоединятся и другие, особенно если руководство компании продолжит совершать ошибки. Символично, что наиболее «в духе времени» выступили люди, давно покинувшие Blizzard. Майк Морхейм, Крис Метцен, Грег Стрит, Майк Керн и другие не преминули заявить о своём возмущении, неодобрении и отстранении. Неважно, что корпоративная культура складывается не за пару лет, и то, в чём сейчас обвиняют Blizzard, наверняка существовало в уютных офисах и при них — просто тогда это не считалось преступлением.

Имя Бобби Котика, бессменного руководителя Activision, а затем и Activision Blizzard, уже давно стало нарицательным

***

Что случится с Blizzard, когда выстрелят все пушки и выступят все обвинители? Скорее всего, ничего катастрофического: есть корабли, которые слишком велики, чтобы затонуть даже после встречи с десятком айсбергов. Пусть за последние дни акции Activision Blizzard и упали на добрый десяток долларов, их курс уже начал потихоньку выравниваться. Наверняка совсем скоро администрация скорректирует политику и выступит с покаянным обращением, посыпав пеплом самые горячие головы: Бобби Котик уже заверил, что работа над повышением инклюзивности начата, а активисты уже ответили, что этого мало. Пройдут показательные увольнения или понижения, на ближайшей пресс-конференции главные роли отведут новым менеджерам из уязвимых социальных групп, и Twitter отпразднует очередную победу правосудия.

Но мы не зря так подробно вспоминали о всех потерях и провалах. Каждый из них оставил зарубку на душе тех, кто считал Blizzard не просто студией, но дружной семьёй разработчиков, любящих игры и людей, которые в них играют. Сейчас старые шрамы заново вскрываются, иллюзии рассеиваются. Когда Йон Хаззикостас в следующий раз крикнет со сцены BlizzCon: «За Орду! За Азерот!», — сколько человек ему ответит?
Источник

Leave A Reply