Citizen Sleeper
Платформа:
Mac, PC
Жанр:
adventure
,
rpg
Дата выхода:
5 мая 2022 г.
Разработчик:
Jump Over the Age
Издатель:
Fellow Traveller
Актуально для платформы: XBOXSX
Многие игры от независимых разработчиков стараются прежде всего показывать, а не рассказывать — текста в них может вообще не быть, зато «визуалу» уделяется неприлично много внимания. Citizen Sleeper устроена иначе — текста здесь горы, и написан он так изумительно, что и смотреть на описанное не было бы смысла. Это как партия в «настолку» с ведущим, который круглосуточно потребляет тонну всевозможной литературы и красочно пересказывает происходящее участникам партии.
Интерактивная книга
В своих рецензиях я не раз упоминал In Other Waters, очень схематичное и минималистское, но яркое и запоминающееся приключение об аквалангистке. Его создатель Гарет Дэмиен Мартин (Gareth Damian Martin) спустя два года решил отойти от подводных исследований и обратился к научной фантастике. Проект в этот раз заметно амбициознее — как минимум персонажей здесь во много раз больше.
Читать тексты в Citizen Sleeper — одно удовольствие, если вы хорошо знаете английский. «Янтарный свет стареющих светильников заливает всё бледно-оранжевым светом». «Плазменные вспышки обрисовывают контуры его тонкой фигуры, пока он возвращается к работе». Диалоги не ограничиваются двумя или тремя фразами, а уместились бы на странице книги каждый. А в описаниях всегда в подробностях рассказывают об окружении или поведении героев. Когда начинаешь их читать, уже после второго «абзаца» погружаешься в атмосферу и рисуешь у себя в голове картинки.
Как и в случае с In Other Waters, знание английского обязательно.
Потому и персонажи западают в душу. Старик Драгос, спасающий таких бедолаг, как главный герой. Бой-баба Анкита, решающая непростые проблемы. Работяга Лем и его дочь Мина, история которых далеко не так проста, как кажется поначалу. Обожающий докапываться до сути вещей Фенг. К концу игры, когда приходит время со всеми расставаться, очень не хочется, чтобы история завершалась.
Спать некогда
Мы играем за спящего — так в этой вселенной называют оболочки, в которые вживили копии человеческого сознания. Изначальное тело протагониста было выкуплено корпорацией за большие деньги, вот только спящему от этого ни холодно ни жарко — он обладает человеческими чувствами, но не воспоминаниями. Поэтому логично, что некоторые спящие пытаются сбежать до того, как окончательно превратятся в рабов. А корпорация открывает на них охоту.
Игроку часто предлагают выбор — от действий зависит концовка. Многие возможные финалы дадут посмотреть после первого прохождения.
Завязка Citizen Sleeper не самая оригинальная, но достаточно интересная, чтобы завоевать внимание игрока. Даже когда видишь научно-фантастические клише вроде злобных корпораций или критики капитализма, блистательно написанные диалоги делают происходящее увлекательным. Например, прилетающий забирать героя охотник становится одним из самых запоминающихся героев.
Разработчик не стал изменять себе и сделал интерфейс таким же простым, как в In Other Waters. Космическая станция, куда прибывает протагонист, — трёхмерная модель, на которую мы смотрим сверху. Взаимодействие с отдельными точками позволяет приблизиться к какому-то участку: чьему-то дому, забегаловке, бару или доку, куда время от времени подлетают корабли торговцев.
Навигация не самая удобная, но терпимая — привыкаешь быстро.
Персонажей мы видим лишь на статичных изображениях, которые редко меняются, зато нарисованы здорово. Да и саундтрек прекрасен: он совершенно не навязчивый, включается лишь временами и по-настоящему «космический» — хочется слушать его отдельно и наслаждаться.
Волею судеб
Каждый новый день (здесь он называется циклом) протагонист начинает с броска игральных кубиков. Кубики используются для выполнения заданий и получения доступа к новым областям и героям. Например, вам нужно завоевать доверие обитателей какого-то района или привлечь чьё-то внимание — можете использовать выпавшие кубики для завершения схематичных задач, заполнить соответствующие шкалы и со временем добьётесь желаемого.
Лишь в одном из четырёх случаев будет положительный результат. Рисковать ли?
При этом не факт, что применённые кубики помогут добиться успеха — чем меньше на них точек, тем выше шанс провала. Поскольку от вас мало что зависит, сильно за промах не наказывают — могут деньги отобрать или энергию, но ничего страшного. Да и для кубиков с мелкими цифрами находится своё, отдельное применение, а «пятёрки» и «шестёрки» почти всегда используются удачно.
Количество доступных кубиков зависит от состояния главного героя. Как объясняется в игре, оболочки специально делают такими, чтобы со временем они приходили в негодность без постороннего вмешательства. У нашего спящего есть возможность себя подлатать — и здоровье повысить, и еду употребить, чтобы запас энергии не иссяк. Чем лучше состояние, тем больше кубиков дадут в начале цикла.
Во многие действия можно вкладываться несколько раз, пока не заполнишь шкалу. Но делаешь это не за один цикл.
На всё это нужны деньги, и здесь Citizen Sleeper радует балансом. Из-за ограниченного числа кубиков нельзя быстро всё завершить, а валюты и расходников обычно не бывает слишком много. Всегда есть к чему стремиться, всегда планируешь, что будешь делать в следующем цикле. Это удачно сочетается с историей, которая постепенно обрастает всё большим количеством деталей — именно благодаря отличному балансу интерес к ней не угасает и остаётся примерно на одном уровне. Плюс сюжет здесь нелинейный — если интересна чья-то история, можно углубиться в неё, а не распыляться на нескольких персонажей.
Потратили деньги — и тут же заработали.
Жаль, продолжительность Citizen Sleeper маловата — около шести часов. Однако это очень насыщенные шесть часов без лишних сюжетных линий. Единственное, что кажется неуместным, — это прокачка: одни улучшения кажутся абсолютно ненужными, другие же необходимы (но таких мало). Выбор класса в начале игры ни на что толком не влияет — просто одно умение вы откроете раньше, чем другие.
С одним из перков цены на всё снижаются — очевидно, его хочется заполучить как можно скорее.
По сравнению с In Other Waters Мартин сделал большой шаг вперёд. Он по-прежнему мастерски пишет истории (которые из-за языкового барьера могут пройти мимо многих наших читателей), и на сей раз он рискнул и создал куда более амбициозную игру. Citizen Sleeper — одна из лучших видеоигровых историй этого года, медитативная и одновременно сложная, заставляющая сопереживать героям и с упоением познавать детали об интересной вселенной.
Плюсы: отлично написанная история с запоминающимися персонажами и интересными темами; приятный саундтрек, здорово сочетающийся с минималистским визуальным стилем; простой, но увлекательный геймплей, в котором элементы случайности не вызывают раздражения.
Минусы: прокачка и система классов кажутся неуместными.