10 лучших фильмов 2021 года
Для большого кино 2021-й стал годом исправления ошибок. Новых тоже было наделано немало, однако для нас куда важнее то, что голливудские и не только студии и впрямь попытались изменить положение дел к лучшему. А всего-то и надо было, что дать компетентным режиссёрам и сценаристам делать свою работу. Рисковать, когда в этом есть смысл, и, напротив, избегать очевидных ловушек, когда они маячат на пути. В наш итоговый список попало как раз десять картин, авторы которых, как нам кажется, придерживались этой нехитрой стратегии. Все эти фильмы объединяет лишь одно: они достойны вашего внимания.
«Лига справедливости Зака Снайдера»
Зака Снайдера можно обвинять во многих грехах: в претенциозности, топорности, отсутствии вкуса и чувства меры. Всё это в той или иной степени заслуженно: взять хотя бы бедовую «Армию мертвецов». Но чего у режиссёра не отнять, так это чёткого авторского видения — того, что сегодняшняя голливудская система старается либо обуздать, либо подавить. Четыре года назад ей удалось это сделать, и мы получили беззубую, стерильную «Лигу справедливости», которая не оставляла в сердце ничего, кроме пустоты. Однако фанаты Снайдера не унимались и продолжали вместе со своим гуру бороться за то самое авторское видение, погребённое где-то в архиве Warner Bros. И выиграли! «Снайдеркат» стоило бы чествовать хотя бы за редкую победу над упрямством студийных боссов. Но, к счастью, это ещё и выдающееся кино.
Ну кто ещё, кроме Снайдера, осмелился бы снять четырёхчасовую супергеройскую оперу, которая воспринимает себя настолько всерьёз, что подаёт весь комиксовый абсурд с неподдельной искренностью и глубоким пафосом? «Лига справедливости» — это фильм-фреска, фильм-икона, поп-госпел о богах и монстрах без всяких новомодных подмигиваний аудитории. Его можно любить, можно ненавидеть, но нельзя отрицать, что другой такой ленты нет и, скорее всего, не будет.
«Отряд самоубийц: Миссия навылет»
Хотя есть, например, «Отряд самоубийц» — вторая удачная попытка «ворнеров» отмолить прошлые грехи, а заодно ещё один авторский блокбастер. Почерк Джеймса Ганна здесь виден во всём: в неугомонной камере, в хулиганском юморе, в потрясающей музыкальной подборке, и, конечно же, в персонажах. На экране снова любимые режиссёром изгои — только травмированные ещё сильнее, чем Стражи Галактики. Взрослый рейтинг наконец-то позволяет Ганну представить не очередных милых неудачников, а по-настоящему отбитых фриков, чей моральный компас давным-давно размагничен. Чего стоит одна сцена, в которой Миротворец и Бладспорт, обмениваясь похабными шутками, вырезают целую деревню повстанцев… Но при этом, конечно же, в каждом из психов есть что-то знакомое, понятное и человечное. Хотя элементы драмы постановщик всё ещё подаёт в лоб, некоторые эпизоды и диалоги вполне способны задеть зрительское сердце. Ведь при всём цинизме и реках крови «Отряд самоубийц» — кино исключительно доброе и оптимистичное. Жить надо так, будто в любой миг у тебя может взорваться голова — такой вот нехитрый урок панковской философии от Джеймса Ганна.
«Человек-паук: Нет пути домой»
Marvel в минувшем году явно утратила хватку, хоть и выпустила больше фильмов, чем когда бы то ни было. Ни «Чёрная вдова», ни «Шан-Чи», ни тем более «Вечные» не смогли вернуть людей в кинотеатры и задержаться в трендах дольше, чем на неделю. А вот новый «Человек-паук» смог — да так, что побил все кассовые рекорды карантинного периода. Секрет успеха оказался прост: дать фанатам именно то, чего они просят, но сделать это грамотно и, что ещё важнее, уважительно. Как уже говорилось в нашем недавнем обзоре, «Нет пути домой» легко мог стать ленивым сборником хитов прошлых лет, чередой отсылок ради отсылок. Никто бы и не удивился и даже не осудил: мол, это же Marvel. Однако режиссёр Джон Уоттс и команда сценаристов пошли другим путём: они прислушались к аудитории и провели работу над ошибками предыдущих частей. Благодаря этому «Нет пути домой» наконец-то ощущается фильмом про Человека-паука, а не очередным дополнением киновселенной. Это история лично Питера Паркера: его ошибок, поражений, побед и окончательной трансформации в героя, знающего цену великой силы. А все пасхалки, цитаты и появления актёров из прошлых экранизаций служат лишь обрамлением. Впрочем, оно чертовски эффектно: едва ли какой-нибудь фильм за последние годы вызывал такой же бурный отклик в кинотеатральных залах — и хотя бы за это свежий «Человек-паук» достоин места в подборке.
«Майор Гром: Чумной доктор»
Кто бы в здравом уме мог представить, что однажды по соседству с очередными блокбастерами Marvel и DC, чьи бюджеты исчисляются сотнями миллионов долларов, окажется российская экранизация российских же комиксов? Вероятно, никто, но это всё-таки произошло.
«Майор Гром» — ни в коем случае не идеальное кино, даже не близко. Косяков и шероховатостей в нём с избытком. Однако оно настолько гиковское, настолько искреннее в своём желании просто развлечь зрителя, что этим трудно не очароваться. Будто создатели знали, что второго шанса может и не выпасть, а потому сразу выдали самый чистый, самый концентрированный кинокомикс, на который были способны. Тут и Снайдер, и Нолан, и Рэйми, и Шумахер: пафос переплетается с комичностью, абсурд с мрачностью. Герой и злодей — не просто враги, но, как и положено, кривые отражения друг друга, аватары двух противоположных Идей с большой буквы. Порядок против Хаоса. Справедливость против Мести. Милосердие против Жестокости. А венчают всё это шутки про шаверму. Ну как такое не любить? Не удивительно, что, провалившись в отечественном прокате из-за привычного скепсиса аудитории, «Чумной доктор» покорил топы Netflix и получил 81% от пользователей Rotten Tomatoes. Есть чем гордиться.
«Серебряные коньки»
А вот тут мы чуть-чуть смухлюем. Технически «Серебряные коньки» вышли ещё в 2020-м, однако в предновогоднем прокате их нещадно раздавили конкуренты. По-настоящему достучаться до зрителя фильму Михаила Локшина удалось лишь после цифрового релиза — и как же славно, что это всё-таки произошло! Ведь под личиной «кальки с “Титаника”», как обзывали фильм после трейлера, скрывалась чудесная сказка в потрясающем антураже зимнего Петербурга рубежа веков.
Сюжет прост и действительно напоминает шедевр Джеймса Кэмерона: богатая девица, запертая в золотой клетке, влюбляется в бедняка с золотым сердцем. Однако тривиальность фабулы искупается великолепной картинкой, чудесной музыкой, крепкими актёрскими работами и, как ни странно, богатством полутонов. Пока знать веселится на балах, где-то вдали едва слышно грохочет подступающая революция. Пока у неё лишь один глашатай — харизматичный карманник-марксист в исполнении Юры Борисова, но скоро всё изменится… А до тех пор главные герои, местные Ромео и Джульетта, могут преодолевать все невзгоды, искать себя, верить в силу любви и надеяться на счастливый конец. Ведь это сказка, чёрт побери.
«Красный призрак»
Три российских фильма в списке — идём на рекорд. Но обойти вниманием «Красного призрака» было бы ошибкой, особенно в пору, когда на экраны выходят столь сомнительные проекты, как «Т-34», «Девятаев» и «Зоя». Режиссёр Андрей Богатырёв доказал, что про Великую Отечественную можно снимать зрительское кино, не превращая его ни в бездумный аттракцион, ни в безвкусную агитку. Он отважился поместить в антураж войны залихватский вестерн в лучших традициях Серджио Леоне и чуть-чуть Квентина Тарантино. Получилось удивительно органично, стильно и вместе с тем уважительно. Так, например, музыка отсылает и к советской киноклассике, и к работам великого Морриконе. Главный герой в исполнении Алексея Шевченкова за весь фильм не произносит ни единой реплики, но ему и не нужно: хватает пронзительного взгляда и холодного гнева в каждом движении. Ведь он — тот самый неизвестный солдат, воплощение всех партизан, которые не жалели себя в борьбе с оккупантами. Его мотивы очевидны без слов. Куда больше внимания уделено Брауну — внешне цивилизованному немецкому офицеру, который по ходу сюжета всё больше проявляет свою истинную сущность. Никаких компромиссов и примирительных рукопожатий здесь нет и быть не может — лишь бой до последней капли крови. Причём снятый настолько эффектно, насколько позволяет скромный бюджет.
«Никто»
Кстати, российские режиссёры в этом году проявили себя не только на родине, но и за океаном. Илья Найшуллер, постановщик фильма «Хардкор» и клипов группы «Ленинград», отметился отличным комедийным боевиком «Никто». В нём всё то, чем когда-то покорил зрителей «Джон Уик», смешано с удачными шутками, остроумными диалогами и первоклассной актёрской игрой. Звезда «Лучше звоните Солу» Боб Оденкёрк внезапно для всех доказал, что вполне может потягаться с Лиамом Нисоном и Джейсоном Стэйтемом: его герой получился крутым, но уязвимым и максимально человечным. В каждой рукопашной он отхватывает немногим меньше своих противников, да и стреляет не всегда точно в цель, зато его мотивы и чувства понятны зрителю. Оденкёрку ничуть не уступает Алексей Серебряков в роли стереотипного, но уж больно харизматичного русского бандита. Вообще «Никто» радует не сценарными изысками и не ломанием канонов, а именно мастерством исполнения. Монтаж бодрый, экшен зрелищный, персонажи колоритные, а музыка так и вообще выше всяких похвал. Чего ещё требовать от олдскульного боевика?
«Лука»
Даже когда кудесники из Pixar не пытаются сказать новое слово в жанре (да ещё и вынуждены работать в условиях жёстких ограничений из-за пандемии), получается нечто особенное. И дело тут даже не в том, что «Лука» выглядит так же потрясающе, как и остальные работы студии, а в том, как много летнего тепла он способен подарить зрителю. Режиссёр Энрико Касароса утверждает, что подражал своему кумиру Хаяо Миядзаки, — и, в отличие от многих других его подражателей, Касароса достиг успеха. В «Луке» чувствуется столько же искренности, волшебства и повседневной мудрости, сколько и в работах японского мастера. При этом в мультфильме, что редкость, нет привычного диснеевского злодея — лишь мелкий пакостник, от которого не так уж много хлопот. И это прекрасно отражает основной посыл про то, что мир не такое уж страшное место, да и люди не все гадкие. Просто нужно быть честным с близкими и самим собой — казалось бы, очевидная, но в то же время такая важная мораль.
«Охотники за привидениями: Наследники»
Вот уже много лет Голливуд нещадно доит любую франшизу, которая хоть когда-то пользовалась популярностью. Чаще всего игра на ностальгии имеет плачевный результат, реже — приемлемый, ну а в единичных случаях в старые бренды и впрямь получается вдохнуть новую жизнь. «Охотники за привидениями: Наследники» — как раз из последних. Да, в фильме тонна отсылок и фансервиса, а финал так и вовсе манипулирует зрительскими чувствами. Но фишка здесь в том, что лента вполне способна зацепить и тех, кто в глаза не видел оригинал 1984 года. Здесь есть вполне самодостаточная история и живые персонажи, за которыми приятно следить. Всю мифологию не только разжёвывают на лету для новичков, но ещё и дополняют новыми занятными деталями для преданных поклонников. Да и финальный босс, хоть он и перекочевал из оригинала, прибавил в инфернальности и крутизне. В общем, «Наследники» — это всё то, чем пыталось быть «Пробуждение силы», но не смогло. То есть образцовое возрождение старой франшизы.
«Дюна»
Такие фильмы, как «Дюна», выходят не каждый год и даже, пожалуй, не каждое десятилетие. Почти каждая картина пытается рассказать историю и познакомить зрителей с персонажами, но когда в последний раз вам представляли целый мир? Причём проработанный до таких мелочей, что в его реальности даже не сомневаешься? Кажется, протяни руку — и почувствуешь холод камня или жар песка. В начале нулевых так затягивало в Средиземье или в Хогвартс, а теперь зрители с той же лёгкостью переносятся на суровый Арракис. Да, не все: кому-то путешествие показалось утомительным и скучным, кто-то запутался в хитросплетениях интриг между великими домами, а кого-то просто оттолкнул пафос и тотальная серьёзность происходящего. Однако те, кого «Дюна» очаровала, вряд ли её забудут — и, скорее всего, будут изнывать в ожидании второй части. Ведь другой такой фантастики на больших экранах нет и не предвидится.
А какие фильмы в минувшем году больше всего понравились вам? Пишите в комментариях.
Все итоги 2021 года от Игромании