The Gunk
Платформа:
PC, XBOXSX, XONE
Жанр:
action
,
adventure
Дата выхода:
16 декабря 2021 г.
Разработчик:
Thunderful Development
Издатель:
Thunderful Publishing
Актуально для платформы: XBOXSX
Создатели трёхмерных экшен-приключений нередко пытаются вызвать у аудитории чувство ностальгии. Иногда это происходит случайно, иногда — намеренно. Аудитория это замечает — как бы ни была красива недавняя Kena: Bridge of Spirits, геймплейно она восторги не вызывала именно из-за желания её авторов цепляться за прошлое. Вот и The Gunk совершает ту же ошибку, только её недостатки бросаются в глаза ещё сильнее, да и наскучивает она быстрее.
Уборщик-исследователь
В роли космической дальнобойщицы Рани мы отправляемся на неизведанную планету. Всё начинается с простого поиска ценных ресурсов, но со временем героиня (и её напарница, всегда остающаяся рядом с кораблём) узнаёт о существовавшей на планете древней цивилизации. Многочисленные скрижали, покрывшиеся мхом механизмы, огромные двери с загадочными надписями и символами — чем дольше Рани изучает окрестности, тем больше деталей узнаёт. Может, тут и живые существа остались?..
В экипировке героини есть лишь один предмет — протез на месте правой руки. Это своеобразный портативный пылесос — зажимаешь кнопку, и объекты в него втягиваются. Прежде всего с его помощью нужно очищать окрестности от ядовитой грязи, после исчезновения которой природа расцветает — и растения становятся ярче, и всякие лестницы с платформами появляются. До уничтожения грязи проникнуть в следующую область невозможно.
Флора спасена.
Проблема в том, что эта механика не получает никакого развития. На протяжении всей игры вы просто удерживаете кнопку и перемещаете персонажа и камеру. Иногда грязь висит на потолке и стенах, иногда летает кругами, но сути это не меняет. То, что казалось в первой главе забавным, к середине прохождения начинает утомлять.
Тут можно провести параллель с Luigi’s Mansion 3, где тоже бегаешь с пылесосом и со всем подряд взаимодействуешь, но там геймплей был значительно разнообразнее. Предметы по-разному реагировали на ваши действия, повсюду были секреты и оригинальные механики. Здесь же всё происходит по одному и тому же сценарию: всосали грязь, всё вокруг позеленело, и идёте дальше.
Это дело для настоящего уборщика.
На пылесос реагируют и некоторые растения и породы — единственные источники ресурсов. Но и тут принцип один и тот же: держите кнопку, объекты несколько секунд к нам тянутся и потом оказываются в инвентаре. Авторы попытались накидать несколько «головоломок» — например, есть взрывающиеся плоды, которые нужно втянуть и как можно скорее выбросить в сторону заваленного прохода. Однако это настолько избитая механика, что в достоинства её не запишешь.
Безыдейно
С загадками у The Gunk вообще плохо, равно как и с исследованием локаций. Всё слишком очевидно — что и куда надо бросать, как забраться на верхнюю платформу, где путь к тайнику, который будто бы и не пытались спрятать. Локации линейные, а ответвлений практически нет — разработчики больше внимания уделили красивым видам, нежели интересным геймплейным решениям. Постоянно вспоминается Journey to the Savage Planet, где мы тоже оказывались на неизвестной планете и изучали окрестности, но там этим заниматься было куда веселее. Даже сканирование объектов там было более увлекательным — тут этим занимаешься просто потому, что надо, иначе не откроешь модификации для протеза.
Отличное описание, в котором рассказано то, что мы и так видим.
Хотя со временем приходишь к выводу, что смысла в этих модификациях нет. Поскольку для прохождения они не требуются, делать их полезными разработчики не стали. Единственное, что пригодится, — ускорение при беге, хотя и о нём временами забываешь. Можно увеличить радиус всасывания, но вы это даже не заметите. Можно повысить запас здоровья героини, вот только погибнуть в этой игре и так невозможно. Можно приобрести приманку для противников, которая вообще никак не помогает. Кстати, как вы думаете, каким образом здесь побеждаешь врагов? Правильно — всасываешь протезом.
Поскольку ни одной ценной модификации в игре нет, исследовать локации незачем, разве что вам хочется получить «ачивку» за создание всех улучшений. Я не заметил вообще никаких изменений между стартовым персонажем и героиней, на которую было нацеплено десять модов. Так что во второй половине игры искать редчайшие закоулки, где меня ждали пять единиц ненужного металла, уже не хотелось. Больше в игре заниматься нечем, кроме как идти по сюжету и всасывать грязь в каждой второй локации, так что к финалу геймплей успел осточертеть, а однообразные джунгли быстро перестали впечатлять. А ведь игра длится всего четыре-пять часов — достижение, что за такой короткий срок она успевает надоесть.
В динамике игра выглядит чуть лучше, хотя хроматическая аберрация немного раздражает в любом случае.
У экрана удерживают лишь удобное управление да диалоги. Рани постоянно общается по рации с коллегой — первая стремится всё изучить и всем помочь, а подруга её отговаривает, беспокоясь о здоровье напарницы. История о спасении планеты от гадости довольно банальна, и The Gunk ничего нового не рассказывает, но наблюдать за взаимодействием героинь увлекательно. В то же время исключительно ради истории проходить игру не стоит — просто на фоне всего остального она кажется не самой плохой.
Причина, по которой The Gunk не удалась, очевидна — для коллектива Image & Form это дебютная трёхмерная игра. Студия долгое время занималась серией SteamWorld и уже собаку съела на 2D-приключениях разных жанров, а здесь она попыталась выступить на совершенно незнакомом поле. Игра нормальная, а уж по подписке Game Pass — вообще самое то. Но в процессе прохождения постоянно вспоминаешь об играх, которые предлагали всё то же самое, но делали это значительно лучше.
Плюсы: симпатичная графика; местами интересная работа со светом; удобное управление; за отношениями между героинями интересно наблюдать.
Минусы: механика всасывания грязи и предметов никак не развивается; локации скучно исследовать из-за их линейности и однообразия; бесполезные улучшения, никак не меняющие геймплей; отсутствие свежих идей — всё это мы уже видели в более качественных играх; очень низкая сложность.