Siege Survival: Gloria Victis
Платформа:
PC
Жанр:
strategy
Дата выхода:
18 мая 2021 г.
Разработчик:
Black Eye Games
Издатель:
Black Eye Games
Актуально для платформы: PC
Gloria Victis: Medieval MMORPG — независимая
разработка польской студии Black Eye Games, вышедшая в Steam Early Access аж
пять лет назад (и до сих пор там пребывающая). Не слышали о такой?
Неудивительно — проект получился довольно нишевый, не снискал особой
популярности, но не стал и провалом, позволив разработчикам попробовать свои
силы в другом жанре. Siege Survival: Gloria Victis — «стратегия-выживач»: тот
же самый «викинго-рыцарский» сеттинг, что и у ММО-тёзки (без дословного
копирования исторических реалий — мир здесь выдуманный), а игровой процесс
можно описать фразой «This War of Mine в Средневековье».
Вроде бы понятно, что нас
ждёт: менеджмент ресурсов, крафт, вылазки за припасами, сложный
моральный выбор»… Но сумели ли разработчики удивить чем-то ещё?
Горе побеждённым
В королевство Мидланд пришла беда: на прибрежный
город Эдринг напали морские налётчики из Каргальда, исмиры. Несмотря на ожесточённое сопротивление, защитники города ничего не
смогли им противопоставить — вскоре Эдринг был почти полностью захвачен. Жителей
ждала смерть, а их дома — разграбление. Выстоял лишь центральный замок,
обороняемый горсткой стражников, — внутри укрылось несколько горожан, успевших
отправить гонца с призывом о помощи. Но до подхода союзников ещё надо дожить,
что будет нелегко: защитников мало, исмиры готовят новый штурм, а запас пищи и
воды в гарнизоне ограничен.
Бастион держит оборону. Кстати, столь малое число защитников (всего 13) не упрощение — в реальности хорошо укреплённый замок могли оборонять силами нескольких десятков бойцов.
Игроку придётся взять на себя
руководство выжившими горожанами (именно мирными жителями, а не солдатами). Необходимо пережить осаду и дождаться помощи, обеспечивая стражников едой,
снаряжением и медициной, пока они держат оборону на стенах. В небольшом
замковом дворике можно построить склад, развести костёр для приготовления пищи,
соорудить печь для обжига кирпичей и выплавки стали и прочее нехитрое
хозяйство, но этого мало — без регулярных ночных вылазок за припасами в
разрушенный город не обойтись.
День и ночь
Идея стратегий про выживание не
нова: с This War of Mine игру начали
сравнивать с момента анонса. Есть и совсем свежие примеры — хотя бы Mr.
Prepper, о которой я недавно рассказывал. Что интересно, все эти
проекты сделаны в Польше — почему-то
полякам близка тема выживания.
Сейчас сюда прилетит здоровенный булыжник — есть риск остаться без устройства для сбора дождевой воды.
Игровой процесс Siege Survival: Gloria Victis
разделён на два взаимосвязанных этапа — дневной и ночной. Днём горожане
занимаются мирными делами: кормят кур и свиней, готовят еду,
собирают полезные приспособления, вроде верстаков или печей, и копаются в руинах башни — вдруг что-то ценное попадётся. Мало заботиться о
своих подопечных — на плечах игрока лежат заботы и о гарнизоне бастиона, который
отбивает штурм за штурмом. Стражникам требуются еда, питьё и снаряжение, а для ремонта
стен нужны кирпичи и строительный камень. Бастион, как и сражения, которые он
ведёт, — понятия абстрактные: это отдельное окно в интерфейсе, в котором
показаны силы обороны, их основные потребности. Здесь же можно забирать у стражи сломанное оружие и доспехи и отправлять ей новое снаряжение и
пищу.
Не стоит забывать и о персонажах,
находящихся непосредственно под нашим управлением. Их немного — от одного до
четырёх, в зависимости от стартовых настроек. При неполной команде есть
возможность можно найти и других, предложив им руку помощи — происходит это во
время ночных вылазок в разграбленный город. Нужны эти рейды, само собой, не
только для пополнения команды (напротив, иногда сомневаешься — нужен
ли ещё один голодный рот в и так бедствующей крепости), но и в первую
очередь для поиска ресурсов, без которых осада очень быстро закончится
поражением обороны.
В идеале никто не должен сидеть без дела: праздность — непозволительная роскошь во время осады.
Эдринг — город большой, разделённый на несколько
районов, в каждом из которых своя вероятность найти тот или иной тип припасов.
Само собой, каждая вылазка сопряжена с опасностью попасться и умереть:
улицы патрулируют воины исмиров, а наши герои, как правило, солдаты никудышные
— далеко не факт, что получится выстоять в бою даже с единственным противником.
Вот и приходится красться по родным местам, осматривая дома и сараи в поисках
чего-то полезного. Время на мародёрство ограниченно — с первыми лучами солнца
необходимо вернуться в замок. Учитывая, что инвентарь далеко не
безразмерный, приходится тщательно выбирать, что из найденного взять с собой, а
что оставить до следующего раза.
До победы доживут не все
В ночной рейд может отправиться только один из
персонажей, а остальные в этом время могут отдыхать или разведывать местность
(последнее поможет узнать дату следующего штурма и оценить силы нападающих).
Скорее всего, следующие сутки лазутчику придётся отсыпаться — игроку необходимо
строго следить за показателями жителей (всего их шесть — усталость, голод,
жажда, заболевание, здоровье и настроение). Поэтому постоянная отправка наружу
одного и того же героя (допустим, у него большой инвентарь) приведёт к печальным последствиям.
Умереть в крепости от ран, болезней, голода или
физического истощения куда проще, чем пасть от топоров часовых Исмира в ночном
рейде: патрульные довольно неповоротливы, их легко заметить и столь же легко
от них спрятаться, поэтому мне не повезло потерять жителя во время вылазки лишь
однажды, да и то из-за бага — уткнувшись в препятствие, бедняга продолжал
бежать на месте, получая удар за ударом.
После возвращения настаёт новый день с новыми
заботами, откладывать которые в долгий ящик не стоит — «часики тикают». Из-за
неумолимого хода времени приходится выбирать — то ли стараться собрать полную
четвёрку выживших для того, чтобы успевать сделать все дела за короткое время,
то ли ограничиться одним-двумя жителями во имя экономии ресурсов.
Заражённые трупы лучше сжигать, иначе, пробежав рядом, можно заболеть.
Советую выбрать первый вариант: да, так чуть
сложнее, но не так скучно. Бич подобных игр — рутинный гринд ресурсов, а
если он ещё и построен вокруг ожидания, когда закончится каждое действие (как здесь,
например), то вообще туши свет: наблюдать медленное движение полоски
прогресса во время сбора урожая мало кому понравится. Наличие же
нескольких персонажей позволяет этого избежать — пока один занят, отдаёшь
приказания второму, третьему, а там, глядишь, и первый освободится. Свободных
рук в любом случае будет не хватать, так что занятие найдётся для всех.
«Муки выбора», которых нет
К сожалению, во время вылазок от подобной
рутины никуда не деться. Как я уже сказал, враги не представляют особой
угрозы, поэтому каждый рейд — просто беготня от одной кучи мусора до другой:
порылись, забрали ценное, пошли дальше. Да ещё и возвращаться домой надо
обязательно, а бэктрекинг уж точно никому не понравится.
Ситуацию могли бы исправить случайные встречи с
выжившими жителями, моральные дилеммы и ситуации, на которые должен быть богат
занятый захватчиками город, но именно в этом самая слабая сторона Siege
Survival. Нет, периодически удаётся наткнуться на событие, отмеченное
специальным значком: так, чудом спасшаяся женщина предлагает обменять еду
на ресурсы, или перед нами встаёт выбор, как себя вести во время
поисков еды в разрушенном доме. Всё это оформлено в виде уже привычных текстовых
квестов, которые можно и провалить, выбрав не тот вариант диалога.
Мясо всегда в цене, но стоит ли рисковать?
Но, что обидно, встречаются
такие события очень редко, они совсем короткие и вряд ли смогут чем-то удивить
искушённого игрока. В This War of Mine подобные истории из жизни охваченного
войной города были сделаны куда качественнее, а некоторые и вовсе выжимали
слезу. Здесь же всё обыденно: ждёшь серьёзного и мрачного сюжета, а
получаешь небольшие обрывки, слишком невнятные, чтобы вызвать хоть
какой-то отклик в душе.
Во время штурма враги могут кидать во двор камни и туши заражённых животных с помощью катапульт или обстреливать постройки горящими стрелами. Приходится рисковать здоровьем жителей и тушить пожар — ресурсы дороже.
Тем не менее Siege Survival: Gloria Victis не
оставляет ощущения недоделанной работы — проблема касается лишь сюжета и
антуража. Сам же «выживач» смотрится неплохо — заметно, что разработчики
продумали и баланс, и сложность. Предусмотрено несколько вариантов старта — как
для желающих хардкора, так и для любителей погрузиться в сюжет (пусть его здесь
почти не заметить). Есть даже полностью настраиваемое прохождение и возможность
выбрать пользовательские сценарии.
А для тех, кто ждал в первую очередь суровой средневековой истории о нелёгких днях и ночах
осаждённого города, судьба которого зависит от горстки храбрецов, новости неутешительные —
здесь это далеко не на первом месте.
Плюсы: отсутствие рутинного гринда во время
дневной фазы геймплея, неплохой баланс сложности.
Минусы: неудачная попытка рассказать серьёзную историю, скучные вылазки в город.