Ролевая игра года — ATOM RPG: Trudograd, Pathfinder: Wrath of the Righteous, Black Book
О номинации
Эта номинация посвящена RPG всех сортов и мастей: от классических западных до чистокровных японских, от пошаговых до тех, что предлагают бои в реальном времени.
Третье место — ATOM RPG: Trudograd
«Наш ответ Fallout» давно стал идеей фикс отечественного геймдева. Причём речь здесь не о шутерах с ролевыми элементами от Bethesda, а об оригинальной дилогии изометрических RPG — столь же глубоких, сколь и устаревших. Добыть этот Святой Грааль старались многие, но получилось только у AtomTeam. Их ATOM RPG была именно такой, как надо: старомодным, слегка безумным и неторопливым сгустком свободы. Маленьким, но живым миром, полным тайн, секретов и опасностей. Концентрированной ностальгией, короче говоря. И Trudograd ей ни в чём не уступает.
По большому счёту это та же самая игра о приключениях агента секретной организации АТОМ на просторах постъядерного перестроечного СССР. Она полностью — от ролевой системы до кнопочек в интерфейсе — скроена по канонам старой школы: с уймой разговоров, множеством путей почти к любой цели и полной вседозволенностью (которая вовсе не означает полную безнаказанность). Впрочем, без нововведений тоже не обошлось.
Жаркие радиоактивные степи сменил холодный заглавный Трудоград — настоящий мегаполис по здешним меркам. Картинка стала симпатичнее, локации — разнообразнее, перки — интереснее. Квесты, кажется, теперь ещё изобретательнее и безумнее. Опечатки остались, но большую часть местных текстов наконец-то можно читать без слёз. И без того объёмный список активностей пополнила несложная, но увлекательная карточная игра «Бомбаган». И пусть пошаговая боёвка до сих пор предлагает минимум тактических возможностей, даже её авторы подтянули. Всё-таки появление силовой брони на дизельном ходу в советском постапокалипсисе было лишь вопросом времени.
В общем, почти идеальный сиквел — который, судя по финалу, вскоре и сам должен получить продолжение. Так что лучше не теряйте трудоградские сохранения, чтобы импортировать их в неизбежную третью часть. И да пребудет с вами Атом!
Второе место — Pathfinder: Wrath of the Righteous
Хоть мы и поставили Pathfinder: Wrath of the Righteous на второе место в списке лучших RPG года, на самом деле её вряд ли получится смело посоветовать любому поклоннику жанра. Но вовсе не потому, что авторы не старались, — как раз наоборот. Московская студия Owlcat Games разработала, пожалуй, самую подробную, близкую к первоисточнику адаптацию настольной ролевой игры со времён классики золотой эпохи Infinity Engine. Wrath of the Righteous отлично передаёт богатство и глубину механик системы Pathfinder, однако верность первоисточнику — это не только главное достижение игры, но и её главное проклятие. Она ужасно недружелюбна к пользователю, совершенно не уважает время игрока и не утруждает себя внятными ответами на множество вопросов, которые могут возникнуть в ходе прохождения: всё же правила Pathfinder не так просто освоить, как правила Dungeons & Dragons. Особенно когда на каждом шагу приходится бороться с багами разной степени тяжести.
Wrath of the Righteous чертовски амбициозна. Возможно, даже слишком амбициозна. Но, несмотря на все недостатки, игра почему-то не отпускает на протяжении всех ста часов, от начала до победного конца — достаточно лишь дать ей шанс. При своих эпических масштабах история Wrath of the Righteous припоминает игроку даже самые незначительные решения, а внушительный хронометраж действительно помогает персонажам раскрыться — размах ощущается заслуженным. Хотя даже в этом случае одного полного прохождения никак не хватит, чтобы исследовать все возможности движка Pathfinder в плане создания персонажей: это отдельная головоломка для самых пытливых умов.
Достойны упоминания
В 2020-м звание RPG года завоевала японская ролёвка про Японию — а в 2021-м, по иронии, в топ не попало ни одной JRPG. Серии Tales of и Shin Megami Tensei отметились в этом году качественными, но при этом слишком дежурными выпусками, а Neo: The World Ends with You не смогла встать вровень с культовым оригиналом. Особенно отметить хочется разве что расширенную версию прошлогодней Final Fantasy VII Remake: она пополнилась отличным DLC Intermission.
King’s Bounty II стала фаворитом у внештатных авторов Игромании: масштабная и амбициозная тактическая RPG от 1C порадовала тщательно проработанным миром, глубокой боевой системой и запредельным количеством контента.
Наконец, Diablo II по-прежнему живее всех живых, что Resurrected и доказала. Сотни тысяч игроков с радостью вернулись в аутентичное переиздание классики 20-летней давности: крошить чертей и пробовать всё новые билды персонажей по-прежнему весело, а сама игра словно и вовсе не состарилась.
Спецноминация — Final Fantasy XIV: Endwalker
В прошлом году мы выделили из номерного списка лучших игр года вышедшую в 2018-м Among Us, отметив её спецноминацией, ведь, несмотря на давнюю дату релиза, играть в неё все начали именно в 2020-м. Подобное можно сказать и про Final Fantasy XIV, которая своё величие копила на протяжении долгих восьми лет. Основы её механик и лора были заложены ещё в A Realm Reborn в 2013-м, боевая система в нынешнем виде утвердилась в Stormblood в 2017-м, а сценарий достиг совершенства в Shadowbringers в 2019-м. Один из самых сильных сюжетных моментов 2020-го произошёл во второй концовке Shadowbringers, вышедшей без особой помпы в патче 5.3. Но не отмечать же в итогах какие-то там патчи!
К счастью, в декабрьском дополнении Endwalker концовка уже одна — одна на всех. Все ключевые сюжетные линии тут нашли своё завершение, практически все ружья выстрелили, глобальный сюжет подошёл к концу. История, поражающая своими масштабами, обошлась без критических противоречий и оплошностей, не оставила за кадром ни одного важного персонажа — а в ключевых моментах обошлась без совсем уж банальных чёрно-белых клише. Оставаясь при этом написанной невероятно богатым языком, по красоте с которым может поспорить разве что Disco Elysium.
Этой спецноминацией мы хотим отметить игру, которая, даже не являясь JRPG, стала лучшим выбором для поклонников этого жанра, уже долгое время находящегося в кризисе. В Final Fantasy XIV есть всё, за что фанаты японских ролёвок когда-то их полюбили, — и гораздо больше.
Первое место — Black Book
Термин «RPG» всегда был довольно размытым: на Западе и Востоке под ним подразумевались игры совершенно разного толка. Если найти в них что-то общее, то выйдет что-то вроде «герой путешествует, один или в компании, по полным монстров и опасностей локациям, участвует в боях, прокачивается и открывает новые умения, а также разговаривает с NPC и иногда принимает те или иные решения». Этому определению Black Book отвечает на все сто процентов.
Эта оговорка тут необходима, потому что в плане боевой системы Black Book куда ближе карточным играм вроде Slay the Spire — и лучших представителей этого направления не превосходит. Но главное в ней совершенно не это. Black Book — это образцовая игра про Россию, не стремящаяся при этом копировать Fallout: в ней всё своё, самобытное, родное. Сеттинг — Пермская губерния XIX века, бестиарий — сплошь из славянской и коми-пермяцкой мифологии, а карты — суть заклинания: что сглазы, что благословения. Лексикон героев изобилует устаревшими и местечковыми словами, быт и верования того времени представлены максимально детально и подробно, а сюжет проводит игрока по фольклорным сказаниям, позволяя стать их непосредственным участником. Если какая-то игра и заслуживает звания «русской народной», то это, бесспорно, Black Book.
Удивительный год: все три лучшие RPG 2021-го оказались отечественного производства. И их не спутать друг с другом: такое разнообразие при высочайшем уровне качества вселяет гордость за российских разработчиков и надежду на то, что вскоре их работами будут вдохновляться западные студии, а не наоборот.