Atomic Heart [CPS] RU+CIS
AliExpress RU&CIS NEW

Поиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологии

0 13

Поиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологииСерия Shin Megami Tensei всегда была одной из наиболее консервативных в жанре JRPG. Если всякие Final Fantasy регулярно переизобретали себя, то Atlus в своём флагманском цикле никогда не меняла ни основ боевой системы, ни бестиария, ни фабулы, ни даже сеттинга. Вот и в Shin Megami Tensei V мы вновь отправляемся скрещивать ангелов и демонов на руинах постапокалиптического Токио. В который уже раз?

Поиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологии

Ни уму, ни сердцу

Герой Shin Megami Tensei V — обычный японский школьник, который во время прогулки по Токио вместе с однокашниками телепортировался в иной мир, где руины неизвестного города занесены песком. Там его чуть было не порешали демоны, но откуда ни возьмись появилось кибербожество Аогами, которое заявило, что герой избранный, и слилось с ним воедино. Теперь протагонист — Нахобино: уникальное существо, владеющее человеческими знаниями и божественной силой.

Слушаясь советов Аогами, герой отправляется в путешествие по Даату — таинственному миру, куда он угодил. Вскоре выясняется, что Даат на самом деле и есть настоящий Токио, разрушенный во время Армагеддона 18 лет тому назад, а знакомый герою город — лишь иллюзия, созданная по божьей воле. Но в последнее время ткань иллюзорной реальности трещит по швам — поэтому протагонист с товарищами и провалился в мир демонов.

Одноклассники Нахобино тоже не так просты, как кажется. Один работает на тайную ангельскую организацию и гуляет по Даату в сопровождении подчинённых монстров, другая считается мессией, третья призывает в обычный мир могущественного демона… В общем, полный набор штампов, свойственных историям о всесильных школьниках, вершащих судьбы мира. SMT V относительно бедна на сюжетные сценки, но те, что есть, мучительно плохи. Когда премьер-министр Японии говорит герою: «Твою школу заполонили демоны. Отправляйся туда, мы вышлем в поддержку отряд ангелов», рука невольно тянется к лицу. Подобный пассаж нормально смотрелся бы в тетради старшеклассника, пишущего фанфики на перемене, но никак не в серьёзной RPG.

Поиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологииПоиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологииПоиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологии

Сценарий SMT V удручает и в других аспектах. Половину игры он заставляет героя заниматься непонятно чем, а сюжет, несмотря на все его действия, не двигается с мёртвой точки. Второстепенным персонажам совершенно нечего сказать: они открывают рот будто бы только потому, что в жанре так заведено. Предыдущие SMT часто подвергались критике за то, что соратники протагонистов слишком уж активно продвигали своё мировоззрение, но там хотя бы были какие-то диалоги и конфликты. Здесь же товарищи по несчастью почти всё время проводят за кадром, а когда всё-таки попадают на экран, то выдают настолько пресные пассажи, что лучше бы уж дальше помалкивали. Да и демоны, обитающие в Даате, получились едва ли интереснее. Риторика мифических созданий редко отличается от людской, да и сами они в массе своей лишены индивидуальности.

Дополнительные задания банальны как по форме, так и по содержанию: убей такого-то демона, принеси такой-то предмет

Конечно, нарратив никогда не был сильной стороной Shin Megami Tensei, однако пятая часть как будто даже не пытается придать событиям хоть сколько-нибудь интересный контекст. Strange Journey рассказывала об элитном отряде, попавшем в гротескный мир демонов; история Shin Megami Tensei IV открывалась с приключений самураев в волшебном королевстве. На их фоне пятая часть, где отправной точкой повествования выступает обычная японская школа, смотрится довольно слабо. А сравнений с Persona (которая, на секунду, спин-офф Megami Tensei) в этом плане игра вообще не выдерживает. Последние три части серии тоже были посвящены школьникам, но там авторы хотя бы старались поднимать социальные темы и раскрывать психологические проблемы персонажей. Многие посмеялись над рецензией IGN, где журналист издания назвал SMT V «”Персоной” без сердца», но на деле в ней и правда нет ни сердца, ни души. Сплошь выжженная пустыня.

SMT V сложно назвать красивой игрой. Местами плохое сглаживание картинки вызывает ощутимый дискомфорт

Токийские барханы

Главное отличие SMT V от всех предыдущих игр Atlus — большой открытый мир, пришедший на смену утомительным коридорным подземельям. Даже в более линейных сегментах Даат остаётся достаточно открытым и многоярусным, поэтому игроку всегда есть куда свернуть в поисках полезных предметов или очков прокачки умений. Случайных боёв в игре нет: демоны гуляют по миру точно так же, как партия главного героя, и их, как правило, очень легко обойти, ведь протагонист бегает как угорелый. Наконец, можно мигом телепортироваться к любой ранее посещённой точке сохранения. Так что исследовать мир здесь интересно, полезно и удобно.

Правда, с точки зрения визуала локации оставляют желать лучшего. Все открытые пространства выглядят абсолютно одинаково: везде песок, эстакады и полуразрушенные дома, даже отдалённо не напоминающие архитектуру Токио. Кругом голые останки каких-то серых небоскрёбов — ни мебели, ни вывесок, ни каких-то заведений; целыми остались только важные для сюжета телебашня, вокзал и здание парламента. А все районы отличаются друг от друга только цветовой палитрой.

Поиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологииПоиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологииПоиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологииПоиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологии

Если во время прогулки по Даату коснуться любого монстра, то игра перенесёт команду на отдельный экран боя, где героя и его партию поджидает свора противников. Однако по традиции SMT с демонами вовсе не обязательно сражаться — можно обойтись дипломатией. Достаточно лишь правильно ответить на вопрос, заданный монстром, или удачно отреагировать на его выкрутасы — тогда задобренный (или запуганный) демон присоединится к Нахобино. А неудачные ответы, соответственно, приведут к потере хода, позволят врагу сбежать из боя или мгновенно атаковать.

Завербованных демонов можно включить в активную команду, но пройти всю игру с одним и тем же набором помощников вы вряд ли захотите. Дело в том, что каждый вскоре упирается в потолок развития. Для достижения следующего уровня старым демонам понадобится несоизмеримо больше опыта, чем только что присоединившимся. Не говоря уже о том, что новички придут с более продвинутыми умениями.

Поиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологииПоиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологииПоиграли в Shin Megami Tensei V — «Покемоны» для любителей мифологии

Впрочем, переговоры в бою — не единственный способ пополнения отряда. Демонов также можно скрещивать между собой, причём в SMT V этот процесс обставлен максимально удобно благодаря опциям, ранее появившимся в Persona. Оригинальные демоны пропадают при слиянии, но за деньги можно вернуть любого ранее полученного чёрта обратно в команду. SMT V также позволяет делать расширенный поиск по возможным результатам слияния, а все характеристики и умения известны заранее — вы всегда знаете, каким получится итоговый монстр. Эта часть игры реализована безупречно.

Впрочем, цена повторного вызова демонов сильно кусается: за одно-два высокоуровневых слияния можно полностью разориться. А добывать деньги в SMT V теперь сложнее, так как из рядовых противников серьёзные суммы не вытрясти. Нужно либо повторно обходить открытый мир, собирая лут из торговых автоматов, либо надеяться на мизерный шанс появления особо богатых монстров. Правда, этот шанс можно повысить, купив DLC: потратьте реальные деньги, чтобы облегчить накопление виртуальных!

Можно не только скрещивать демонов друг с другом, но и скармливать их эссенции протагонисту, чтобы тот перенял некоторые умения или сопротивление стихиям

Hit its weak point for massive damage

Боевая система SMT V построена на механике Press Turn, впервые появившейся в третьей части. Суть в том, что фазы хода игрока и его противников чередуются: в свою фазу каждый член отряда ходит лишь один раз, но критические удары и атаки по стихийным уязвимостям дают дополнительные ходы — всего их можно накопить до четырёх штук. Иными словами, чем больше действий вы совершаете, тем лучше.

На практике сражения проходят следующим образом. При первом знакомстве с монстром вы используете предмет, который раскрывает всю информацию о его сильных и слабых сторонах. Затем зовёте со скамьи запасных членов отряда с подходящими навыками (игра возмещает потраченный на рокировку ход) и поливаете врага наиболее эффективными стихийными атаками. Хотя есть и другие способы закрепить за собой преимущество. Например, состав партии можно организовать так, чтобы те, кто ходят первыми и третьими, активно зарабатывали дополнительные ходы, а вторые и четвёртые тратили их на полезные навыки: мощные физические атаки, баффы, дебаффы, лечение.

В отличие от предыдущих частей, герой пятой больше не носит с собой пистолет. Как следствие, в игре стало на один тип урона меньше, а от этого страдает разнообразие физических билдов

Противники также эксплуатируют тонкости боевой системы: если вы примените заклинание, к которому у врага есть иммунитет, или просто промахнётесь, то потеряете сразу два хода. А если вражеский демон попадёт по вашей уязвимости или (ещё хуже) кританёт, то дополнительный ход достанется ему. Со стихиями всё честно: в сражении с огненным монстром достаточно просто не брать в бой союзников, боящихся огня. Однако критические атаки и промахи целиком зависят от генератора случайных чисел, способного в любой момент разрушить даже самый тщательно проработанный план. По факту игра дважды наказывает пользователя за вещи, которые совершенно от него не зависят.

А ставки в SMT V традиционно высоки. Регулярных контрольных точек нет, сохраняться можно только в строго отведённых местах — поражение в бою может стереть полчаса прогресса, если не больше. Причём для проигрыша из всей партии достаточно потерять только протагониста, хотя SMT IV и Strange Journey позволяли закончить бой выжившими демонами-напарниками. А если враги вдруг захотят постоянно выдавать критические атаки, то предотвратить их будет сложно, так как от характеристик здесь совсем мало толку. Высокая ловкость не поможет точнее бить и лучше уклоняться, как это было в Nocturne.

Большинство врагов можно заметить издалека, но некоторые появляются буквально из-под земли, перехватывают инициативу и могут избить до смерти, так и не отдав вам ход

В остальном же SMT V достаточно лояльна к игроку. Так, в магазине за сущие копейки продаются защитные предметы, обеспечивающие всей команде одноразовый иммунитет к определённому типу урона. А атакующие расходники гарантируют, что ваша команда вне зависимости от состава всегда сможет ударить по вражеским уязвимостям. Но это вовсе не значит, что любое испытание можно легко преодолеть одной и той же группой. Как и в Shin Megami Tensei IV: Apocalypse, в руках разных демонов предметы и заклинания обладают разной эффективностью. Огненный чёрт получает бонус к атакам пламенем, зато лёд у него будет совсем слабеньким. То же самое с баффами, дебаффами, лечением и другими навыками.

Важное изменение коснулось заклинаний света и тьмы: теперь шанс мгновенно убить цель работает только против стихийно уязвимых целей. Больше не придётся переживать каждый раз, когда подобный спелл прилетает в героя

В целом сражения в SMT V вызывают стойкое ощущение дежавю: от предыдущих игр серии (включая Persona) они отличаются по большей части нюансами. Знакомые демоны, знакомые способности, знакомые тактики. Хотя и тактика далеко не так важна, как тщательная подготовка к бою, которая обычно ведётся методом проб и ошибок. Один раз получишь по зубам в той или иной схватке, а в следующий уже легко соберёшь команду с верной защитой и мощными атаками нужной стихии, чтобы заранее не сомневаться в победе.

Shin Megami Tensei V остаётся максимально верной традициям серии, но на каждый сделанный ей шаг вперёд обязательно приходится шаг назад. Новинка радует открытым миром и максимально удобным демоноводством, но в плане сеттинга, сюжета и сценария заметно проигрывает своим предшественницам. Это, конечно, не худший убийца свободного времени в истории, но совершенно точно не выдающаяся RPG, заслуживающая каких-то особых похвал.
Источник

Leave A Reply