Atomic Heart [CPS] RU+CIS
AliExpress RU&CIS NEW

От Game & Watch до Steam Deck — эволюция портативных консолей

0 54

От Game & Watch до Steam Deck — эволюция портативных консолейВ последний месяц в игровом сообществе только и разговоров, что о Steam Deck. У Valve уже был неудачный опыт с игровыми консолями: печально известная Steam Machine, которая не продалась даже миллионом копий. Но в случае с портативной версией ситуация вполне может сложиться иначе: сейчас на рынке есть лишь одно устройство от именитого бренда, да притом с не самым передовым железом. Надежды на то, что Nintendo представит более мощную версию Switch, не оправдались — вместо неё игрокам подсунули слегка модифицированный вариант с OLED-экраном чуть большего размера и удвоенным объёмом внутренней памяти. Занятно и то, что в природе уже давно существуют ПК китайских брендов в форм-факторе портативок, предлагающие плюс-минус то же самое, что и Steam Deck. Вот только возиться с полноценной Windows 10 пожелает не каждый, ведь основное преимущество консолей заключается как раз в простоте обращения. И, судя по всему, платформа от Valve с её SteamOS будет функционировать как раз по принципу «нажал на кнопку и играй».

Раз уж нас ждёт новый большой игрок на рынке переносных игровых устройств, мы решили вспомнить, как вообще зародился портативный гейминг и через какие этапы эволюции прошел за минувшие десятилетия.

Истоки

Возможно, многие удивятся, но история портативных консолей берёт свое начало отнюдь не с Game & Watch от Nintendo, хорошо известной на постсоветском пространстве благодаря клонам от «Электроники». Первые карманные консоли были созданы еще в 70-х — в основном системы-одноигровки, которые и карманными-то можно было назвать с большой натяжкой. Поворотным моментом стал выпуск Microvision от Milton Bradley, в которой использовались сменные картриджи. Консоль обходилась крошечным экраном, имела слот для батареек, колёсико управления и 12 кнопок без подписей. Контекст кнопкам придавали сами картриджи, по размерам сопоставимые с консолью; каждый из них  включал в себя процессор, отсутствовавший в самой Microvision.

Microvision

Из-за экрана с «кубиками» может сложиться впечатление, что перед нами дальний предок «Тетриса», но примитивность графики Microvision компенсировали отдельные элементы изображения, нанесённые на специальную накладку, которая устанавливалась поверх дисплея. А вот габариты самого устройства никак не соответствовали микроскопическому экрану — чтоб носить с собой консоль, нужен был не карман, а как минимум дамская сумочка. Тем не менее, отсутствие конкурентов сделало своё дело, и Microvision стала коммерчески успешной.

Занятно и то, что консоли от Milton Bradley приписывают ещё одну важную инновацию — D-Pad или, проще говоря, крестовину в качестве элемента управления. Позже концепт доработает Гумпэй Ёкой — один из самых талантливых инженеров Nintendo и, по совместительству, создатель Game & Watch и Game Boy. Знакомая любому геймеру четырёхпозиционная клавиша во многом определила облик не только последующих портативок, но и геймпадов для стационарных консолей и ПК. D-Pad в его традиционном понимании был задействован в Game & Watch Donkey Kong II вместе с двумя дисплеями в придачу. Вот откуда инженеры впоследствии будут черпать вдохновение при создании Nintendo DS!

Game & Watch

Для контекста: контроллеры для актуальных в ту пору игровых систем, как правило, представляли собой либо неказистое подобие телефонной трубки, либо длинный стик с парой кнопок. Ёкой первым понял, что портатив на то и портатив, чтобы оставаться максимально компактным. Конечно, без компромиссов тоже не обошлось: все элементы графики были предварительно нарисованы на дисплее и активировались в нужный момент, поэтому анимация в привычном смысле фактически отсутствовала. Но зато изображение представляло собой набор уже не кубиков, а вполне себе разборчивых рисунков. Да и в концептуальном плане игры были куда разнообразнее. Вкупе с доступностью и удобством пользования это сделало Game & Watch невероятно успешным устройством, обратившим на портативный гейминг внимание всей индустрии.

Game Boy беру я с собой

Правда, следующей революции пришлось ждать довольно долго. Были, конечно, отдельные и довольно странные эксперименты вроде Tomytronic 3D от Takara (консоли в виде шлема, демонстрирующего стереоскопическую картинку) или Bandai LCD Solarpower (портативки с солнечной батареей), но успеха они не снискали. Кризис игровой индустрии едва не похоронил перспективное направление, но тут на помощь пришла Nintendo с Famicom, или Nintendo Entertainment System, как назвали на Западе. Super Mario Bros., The Legend of Zelda и ещё целый ряд хитовых франшиз, зародившихся на данной платформе, перевернули представление о гейминге, который (по крайней мере, на консолях) на тот момент преимущественно состоял из портов с аркад. И новая волна хитов показала, что тривиальное развлечение, посвященное покорению рейтинговых таблиц, можно было превратить в увлекательное и продолжительное приключение.

Game Boy

Ёкой рассказывал, что к созданию Game & Watch его подтолкнул бизнесмен, который ехал с ним в одном вагоне и от нечего делать принялся развлекать себя, нажимая на клавиши калькулятора. С подоспевшим в конце 80-х Game Boy стало понятно, что граница между портативным и стационарным геймингом могла быть стёрта, пусть и с поправкой на графику и упрощённую мультиплатформу. Теперь отправиться исследовать огромный мир в Zelda или Final Fantasy можно было вообще без телевизора. Конкуренты подхватили инициативу, но техническое превосходство и необычные аксессуары (например, ТВ-тюнер для Game Gear от Sega) не помогли им свергнуть с трона консоль от Nintendo.

TurboExpress

Кстати, первой портативкой, во всех смыслах стеревшей грань между домашними и карманными системами, стала TurboExpress, в родной Японии известная под названием PC Engine GT. А всё потому, что NEC утрамбовала железо оригинальной PC Engine в крошечный корпус, обеспечив полную совместимость с оригинальными носителями. В начале 90-х возможность поиграть в дороге в те же самые игры, что и у себя дома, казалась чем-то невероятным. Вот только игр, по-настоящему достойных внимания, на платформе было уж очень мало, а мощное по меркам тех лет железо пожирало 6 АА-батареек всего за 3 часа. Конечно, к консоли можно было докупить блок питания, но такой аксессуар автоматически переводил консоль в категорию стационарных. А основная масса игроков, как водится, предпочитала играть в перерывах между занятиями или во время поездок на общественном транспорте.

Если подытожить, то девяностые с точки зрения портатива целиком и полностью прошли под знаменем Nintendo и Game Boy. Однако инноваций не принесли ни новые версии консоли, ни конкуренты, которые только и делали, что помирали один за другим, не успев толком заявить о себе. Кроме разве что одного.

Не играми едиными

С появлением мобильных телефонов со встроенными играми встал вопрос: а обязаны ли портативные консоли оставаться лишь игровыми устройствами? Вспомните, как дела обстояли на платформах, использовавших CD в качестве носителя, ещё в 90-х. Сначала воспроизведение музыкальных дисков, а потом и VideoCD с помощью дополнительных модулей. Были даже попытки подружить стационарные консоли с интернетом, но первой платформой, достигшей успеха на данном поприще, была лишь Sega Dreamcast, вышедшая под закат тысячелетия. Но что у нас с портативом?

Game.com

Если оставить в стороне ранее упомянутые ТВ-тюнеры, то превратить карманную консоль в нечто большее попытались в Tiger во второй половине 90-х. Консоль называлась Game.com, имела сенсорный экран со стилусом и обладала набором простенького, но полезного в полевых условиях софта: калькулятором, календарём и телефонной книгой. И даже в интернет выходить умела, но только при подключении к стационарному модему. К сожалению, идеи инженеров шли вразрез с доступными технологиями. Из-за сенсорного экрана (да еще и работающего с плохой отзывчивостью) пришлось сильно сэкономить на качестве картинки — она была чёрно-белой и выдавала «шлейфы» в анимации. Мало кто из разработчиков пожелал создавать игры для столь непонятного устройства, и даже известные в узких кругах версии Resident Evil 2 и Mortal Kombat Trilogy были малоиграбельными. Сейчас Game.com пользуется спросом у коллекционеров, но тогда это был лишь очередной финансовый провал, пусть и предложивший несколько занятных идей.

Game Boy Advance

Начало XXI века компания Nintendo решила отметить выпуском Game Boy нового поколения. Но если подходить к Game Boy Advance с позиции инноваций, то похвастать портативке было особо нечем. Основная заслуга консоли скорее в том, что она не дала зачахнуть многим популярным сериям. Это сейчас в порядке вещей переиздания классики и пиксельное инди, а тогда внимание игроков всецело переключилось на домашние консоли шестого поколения, и GBA с графикой на уровне «чуть лучше 16-биток» с самого начала продаж смотрелся далеко не так впечатляюще, как в своё время его предок. С другой стороны, продажи поддерживало тотальное отсутствие достойных конкурентов. Тем не менее, альтернатива консоли от Nintendo всё-таки существовала, и, по иронии, как раз она и блеснула новаторскими идеями.

GP32

Корейская компания Game Park, выпустившая консоль GP32 вскоре после выхода Game Boy Advance, сделала ставку на пользовательский софт. Любой желающий мог зарегистрироваться на официальном сайте и бесплатно загрузить пакет ПО, позволяющий состряпать любую программу на своё усмотрение: хоть медиаплеер, хоть читалку электронных книг, хоть эмуляторы. Увы, с коммерческими играми ситуация сложилась не так радужно. И объяснение тому простое: с таким открытым ПО жди беды в виде загрузчиков пиратских копий — так что нет ничего удивительного в том, что никто из маститых разработчиков не захотел сотрудничать с корейцами.

Гораздо большую огласку получила печально известная N-Gage от Nokia. Смартфон с продвинутыми игровыми функциями или консоль с функцией звонилки — тут уж пусть каждый решает сам. Важно то, что устройство работало на Symbian, чем открывало доступ к огромному числу приложений, далёких от игр. С последними, впрочем, тоже всё было не так плохо, как у конкурента из Кореи. Скажем, здесь были вполне недурные версии Tomb Raider и Tony Hawk’s Pro Skater, не сильно уступавшие вариантам для PS1 в плане графики. Но этого было недостаточно для того, чтобы склонить геймеров к трате 300 долларов. К тому же, как игровая консоль N-Gage была далека от идеала ввиду неудобного размещения кнопок вкупе с большим их количеством. В общем, вышел ещё один (хоть и менее громкий) коммерческий провал.

N-Gage

Лучшее из двух миров

Подружить функционал смартфонов и игровых консолей так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя ущемлённой, смогли лишь в Sony. Для конца 2004 года PlayStation Portable была настоящим чудом: полигональная графика, не отстающая на целое поколение от актуальных стационарных платформ, карманный медиаплеер, да ещё и инструмент для веб-сёрфинга в придачу. Поддержку SIM-карт, увы, не завезли, но в развитых странах уже тогда не было проблем с выходом в интернет через Wi-Fi, скажем, на вокзале или в кафе. Нельзя не отметить и вклад энтузиастов, наклепавших уйму эмуляторов, самопальных портов DOS-классики и разношёрстных приложений. Правда, для их запуска требовалось или сидеть на древней прошивке с лазейкой, или установить кастомную.

PSP

При этом нельзя сказать, что PSP предлагала опыт, едва отличимый от игры на стационарных консолях. Да, по меркам портатива система от Sony совершила гигантский технологический скачок, но большую часть мультиплатформенных игр сильно упростили по сравнению со старшими версиями. Например, мегауспешная Need for Speed Most Wanted на PSP потеряла всё своё очарование и индивидуальность: от открытого мира и драйвовых погонь не осталось и следа. И таких примеров можно набрать предостаточно. Качественных эксклюзивов при этом было не особо много, но зато от них просто не было отбоя на платформе от конкурента.

Nintendo DS не умела воспроизводить мультимедийный контент без любительских приложений и была гораздо слабее технически, но зато предложила уникальный опыт с двумя дисплеями и тачскрином. Как показала практика, возможность по-новому взглянуть на управление в играх и большая подборка хитов, которых не было на других консолях, цепляли куда больше, нежели «PS2 в кармане». Немаловажной составляющей успеха DS стала и аппаратная совместимость с успешной GBA. Sony тоже реализовала программную поддержку игр от PS1, но позже. К сожалению, перечень совместимых тайтлов оказался не особо длинным, если не брать в расчёт кастомное ПО.

Nintendo DS

Когда настало время для смены поколений, удар пришёл оттуда, откуда его вряд ли ждали даже умудрённые опытом аналитики. Android-смартфоны ввиду открытого ПО и удобного сенсорного дисплея предложили пользователям сотни казуальных и, главное, дешёвых (а подчас и вовсе бесплатных) игр. По мере роста технологий улучшалось и качество графики, а эмуляторы, которыми до недавних пор хвастались портативки и недешёвые устройства на Symbian, стали обычным делом. Не стоит, конечно, забывать и про аудиторию хардкорных геймеров, которые вовсе не растворились в воздухе и по-прежнему жаждали серьёзных игр, а не простецких раннеров и кликеров. И здесь у Sony были все шансы склонить чашу весов в свою сторону, ведь игр с графикой и геймплеем уровня Uncharted: Golden Abyss в ту пору не было даже на флагманских смартфонах. Но увы: о печальной судьбе PlayStation Vita мы уже рассказывали в отдельном материале, поэтому не будем повторяться.

К счастью для Nintendo, Sony довольно быстро выбросила белый флаг, а на 3DS хватало проектов для хардкорной аудитории. Ну и в целом из примера 3DS, как и последовавшей за ней Switch, можно сделать однозначный вывод о том, что мультимедийные функции перестали быть чем-то важным для консолей 2010-х. Сейчас даже самый бюджетный Android-смартфон может служить мультимедийным плеером, инструментом для выхода в интернет, заменой электронной книги и навигатора. Поэтому в Nintendo поступили максимально правильно и выпустили, в общем-то, примерно то, чем должна была стать Vita: очень мощную по меркам портатива консоль, которая не выглядит совсем уж бедной родственницей на фоне стационарных платформ. При этом библиотека Switch не пестрит одними лишь эксклюзивами и переизданиями с провалившейся Wii U — большую часть игр как раз составляет мультиплатформа, порой почти неотличимая от версий для других консолей. И для тех, кому хотелось играть в ААА в дороге, консоль стала настоящей мечтой.

Switch

Ни один смартфон с нацепленным на него геймпадом не предложит вам ни зубодробительные схватки с участием Думгая, ни путешествие в Туссент в компании Геральта. Вдобавок Switch можно использовать в качестве стационарной системы — хотя если говорить начистоту, то подобная функция была реализована ещё в поздних ревизиях PSP и в китайских консолях на Android.

Что касается Steam Deck, то с ней пока всё неоднозначно. Многие журналисты, успевшие опробовать прототип, остались в основном довольны — вопросы есть лишь к производительности, мягко говоря, не самого дешёвого устройства. Например, Эндрю Фридман из Tom’s Hardware утверждает, что с вышедшей два года назад Control консоль справляется лишь на минимальных настройках графики — и это при 30 fps. Стоило только прыгнуть на более высокий пресет, как производительность ощутимо просела. С таким раскладом у Valve есть все шансы получить удар под дых от Nintendo, если та через годик-другой выкатит преемницу Switch с гораздо более мощным железом.

Steam Deck

С другой стороны, пока есть надежда на оптимизацию — плюс за плечами у Steam Deck солидная библиотека игр, многие из которых недоступны на конкурирующей платформе. И если учесть, что Valve обещала не препятствовать установке лончеров от сторонних компаний, геймеры имеют все шансы получить тот самый «ПК в кармане», о котором мечтали на протяжении нескольких десятилетий, пусть и с компромиссом в виде упрощённой графики. Отсутствие эксклюзивов в данной ситуации уже не столь важно — речь ведь прежде всего о возможности играть вне дома.

На каких портативных консолях довелось поиграть вам? Какие остались воспоминания? Делитесь в комментариях. А заодно расскажите, что думаете о Steam Deck: есть ли у консоли шанс стать хотя бы наполовину такой же успешной, как Switch?
Источник

Leave A Reply