Обзор XIII Remake
Оригинальная XIII вышла в далеком 2003 году и сразу привлекла внимание фанатов шутеров от первого лица. Проект предлагал динамичный геймплей, необычное оформление в стиле комиксов и довольно интересный сюжет в духе «Бондианы». Даже пресная линейность проекта никак не сказалась на его оценках, ведь в то время геймеры еще не были избалованы масштабными многопользовательскими проектами.
Лично я долго ждал ремейка, но до последнего не верил, что кто-то захочет переиздать XIII, ведь оригинал был «темной лошадкой» в мире шутеров и ценился исключительно в узких кругах. Тем не менее студия PlayMagic все же решила реанимировать шпионский боевик, и вот, наконец-то состоялся его релиз. Стоило ли переиздавать XIII, или подобным играм все-таки лучше оставаться в прошлом? Сейчас разберемся.
Шпионские будни
В целом переиздание XIII получилось именно полноценным ремейком, а не старой игрой с обновленными текстурами. Разработчики перенесли проект с устаревшего движка Unreal Engine 2 на Unity, но в итоге это оказалось единственным крупным обновлением.
Сюжет остался прежним, и если вы проходили оригинал, то ремейк вряд ли вас чем-то удивит. Если, что XIII – полностью линейный шутер, в котором 34 уровня, и берет он, пожалуй, только интересной историей про шпионов. Соответственно, тем, кто недавно проходил оригинал или по сей день четко помнит, что там происходило, переиздание можно не покупать, вы впустую потратите свои деньги.
Ну а для тех, кто понятия не имеет, что такое XIII, вкратце пройдемся по сюжету.
Вы играете за бывшего военного, который приходит в себя на берегу Брайтон-Бич (тот самый, который в Нью-Йорке). Все болит, он ничего не помнит, а на теле неизвестно откуда взялась татуировка римской цифры «XIII». В кармане главный герой находит ключ от ячейки в банке, но не успев подняться на ноги, открывает для себя настоящий дурдом вокруг.
XIII не церемонится с игроком и подобно фильмам Гая Ричи резко бросает в самую гущу событий. Всего за несколько минут пролога вы успеете позагорать на солнышке, познакомиться с сексуальной девушкой спасателем, поучаствовать в перестрелке, загрустить из-за смерти сексуальной девушки спасателя, убежать от огромного вертолета и узнать, что, оказывается, вы убили президента США, и теперь за вами охотятся все военные силы страны.
События в игре меняются с невероятной скоростью, и по ходу прохождения вы побываете в самых разных уголках Америки. В целом сюжет XIII умело балансирует между высмеиванием штампов из шпионских фильмов и элементами действительно серьезных боевиков. Пожалуй, именно то, как разработчики умело рассказывают историю, и может привлечь вас к XIII.
Пиф-паф. Ой-ой-ой
Если вы играли в оригинал, то наверняка помните, что стрельба в XIII была настолько деревянной, что порой приходилось делать паузы, чтобы хоть чуть-чуть охладить пятую точку и не запустить геймпад или мышку в экран. С переездом на новый движок разработчики решили улучшить старую механику стрельбы и приблизить ее к уровню современных шутеров. На деле, получилось неплохо.
Если в оригинале оружие ощущалось как какое-то полено, и заметить разницу между автоматом и пистолетом было нереально, то в ремейке от подобных проблем избавились.
Создатели полностью переделали физику стрельбы и отдачу, что положительно сказалось на ощущениях в перестрелке. Тот же револьвер стал более увесистым, и взяв его в руки, чувствуешь всю боевую мощь этого ствола. А когда переключаешься на М16, то в руках сразу появляется какая-то легкость, но при этом ты понимаешь, что это точно штурмовая винтовка, а не детский автомат из «Мира игрушек».
Помимо переработанных стволов, PlayMagic добавила в игру механику прицеливания и быстрый бег. Если что, ни того ни другого в оригинале не было – это один из его минусов. Прицеливаться было очень сложно, а отсутствие возможности убежать от толпы врагов дико раздражало. Теперь эта проблема решена, и вместе с новыми механиками разработчики освежили анимации главного героя. Их стало больше, и персонаж выглядит более реалистичным.
К сожалению, есть и обратная сторона медали. С ИИ врагов, похоже, вообще не работали, хотя еще во время анонса я находил информацию о том, что искусственный интеллект противников будет переписан чуть ли не с нуля.
На деле имеем угловатых болванчиков, которые без остановки прут на главного героя и иногда делают вид, что им нужно перегруппироваться.
Особенно забавно смотреть на те моменты, когда тебе нужно отстреливаться от 5-6 человек, и один из них внезапно разворачивается и как угорелый начинает бежать к ближайшему укрытию. Затем он сидит за ним несколько секунд и снова бежит на вас. Причем ему даже не нужно было перезаряжаться, такое впечатление, что врагами тут управляет какой-то сверхразум, который в рандомном порядке раздает им команды.
На фоне новых анимаций не могу не упомянуть о том, что умирают противники максимально тупо. Из них словно из сдохшего освежителя воздуха пару раз распрыскивается кровь, и потом они в слоу-мо нелепо падают на колени.
Иногда смерть происходит быстро, и враг, как бревно, моментально занимает горизонтальное положение. Я понимаю, что тут у нас стилистика комиксов, но это выглядит слишком убого. Если что, комиксы я читал, там такого не было.
Агенты против шпионов
В ремейке осталась сетевая игра, но количество режимов и их реализация даже в подметки не годится ни одному из современных шутеров. На выбор у вас будет «Дезматч» и-и-и-и-и… *барабанная дробь* Командный дезматч!. Все. Причем многопользовательских карт в XIII всего 3 штуки, и пока информации о том, что будут добавлять новые, я не видел.
Что-то рассказывать про такие банальные и уже давно всем известные режимы сетевой игры я не вижу смысла. Единственное, что в оба режима можно поиграть с другом на одной консоли или на одном ПК. Достаточно обзавестись дополнительным геймпадом и можно спокойно мериться своими шпионскими скиллами с товарищами.
Никаких особенностей у двух многопользовательских режимов нет, и на самом деле это прискорбно. Прошло 17 лет с момента релиза оригинала, и никто даже не додумался как-то освежить мультиплеер. Я понимаю, что в XIII на первом месте всегда была кампания, и после анонса ремейка разработчики еще раз отметили, что они занимаются в основном одиночным режимом, но это несерьезно.
Кому нужен «Дезматч» в далеко не самом лучшем шутере (с точки зрения физики) в 2020 году? Учитывая шпионский сеттинг XIII, можно было добавить несколько действительно интересных режимов в духе Splinter Cell, и, я уверен, за счет них проект жил бы годами, но, видимо, разработчики решили, что и так сойдет.
Как на обложке комикса
Визуальная часть ремейка XIII стала гораздо лучше, и это заметно невооруженным глазом. Если оригинал выглядел скорее как ожившие наброски, нежели готовый комикс, то переиздание наконец-то добралось до уровня полноценного графического романа. Выглядит достаточно привлекательно и мало чем уступает той же Borderlands или любому из квестов от Telltale Games.
Также на месте остались и надписи, точь-в-точь как в настоящих комиксах, вроде всплывающего «Baoomm!» после взрыва и «Noooo» от раненых врагов. Все это добавляет XIII какую-то приятную изюминку и заставляет поверить в то, что ты действительно бегаешь по страницам комикса. Я бы еще отметил, что в отличие от оригинала, огонь наконец-то перестал быть картонной декорацией и теперь он по-настоящему обжигает и наносит урон.
К сожалению, в плане анимации и багов не все так гладко. Например, когда вы будете открывать двери ключом, главный герой может тыкать его куда угодно, но только не в замочную скважину, и дверь все равно откроется. То же самое происходит с любыми предметами, которые нужны для взаимодействия с объектами.
Я понимаю, что игра в стиле комикса, и о реализме тут можно забыть, но неужели сложно добавить пару анимаций, чтобы тот же ключ главный герой вставлял в замок, а не царапал им всю дверь?
Мне кажется, в 2020 году выпускать проект с подобными вещами должно быть стыдно. К тому же это далеко не последняя проблема, которая связана с модельками персонажей. Например, если вы вдруг встанете на точку, куда должен прийти сюжетный NPC, то вас тут же подкинет вверх и отшвырнет примерно на метр, а затем, махая руками словно птица, вы приземлитесь на землю. Честно говоря, я подобного в играх не видел уже лет 10, если не больше.
Плюсы:
- Картинка уровня качественной графической новеллы, а не набросков;
- Старая, но все еще интересная сюжетка;
- Качественные улучшения: вес и отдача оружия, бег, прицеливание.
Минусы:
- Многопользовательский режим для галочки;
- Ужасные анимации во время взаимодействия с объектами;
- Дико тупой ИИ;
- Довольно много багов для проекта 2020 года.
Вердикт:
Оригинальная XIII всегда была нишевой игрой, но все равно умудрилась влюбить в себя десятки тысяч игроков за счет интересного сюжета, оригинального (на то время) визуала и хорошей динамики как для шпионского шутера от первого лица. Переиздание, по сути, это обновленный проект 17-летней давности, но только в плане графики. Да, мелкие изменения в механиках и анимациях есть, но этого мало, чтобы хоть как-то конкурировать с мастодонтами жанра FPS в 2020 году.
Я бы рекомендовал ремейк XIII только тем, кто повернут на шпионских боевиках и никогда не играл в оригинал. Сейчас игру продают за 999 рублей на ПК и до 3 800 руб на консолях. Тратить эти деньги на настолько сырое переиздание я бы не стал, а если прям очень хочется сравнить с оригиналом, то хотя бы дождитесь скидок.
Итоговая оценка:
5/10