Обзор The Ascent
29 июля состоялся релиз еще одного эксклюзива от Microsoft, который позиционирует себя как изометрический шутер с элементами RPG в стилистике киберпанка. До момента выхода игры о ней было известно лишь то, что здесь добротный кооператив на 4-х и, по сути, больше ничего. Поиграв в день релиза, я понял, что в The Ascent гораздо больше интересных вещей, чем казалось по трейлерам, но и без ложки дегтя не обошлось.
Разбираемся, что из себя представляет The Ascent и заслуживает ли она вашего внимания.
Дешевый киберпанк
Начнем с сюжетной завязки, которая здесь сделана настолько банально, насколько это вообще возможно в мире киберпанка. Вы создаете себе персонажа, который становится «шестеркой» огромной корпорации. Миром будущего правят деньги, и богатеньким боссам только и нужно, что находить себе лакеев для выполнения грязной работы. В итоге играть приходится за отчаянного ноунейма, который готов мочить врагов десятками и даже не спрашивать, зачем.
На первый взгляд кажется, что этого вполне достаточно, но уже через пару часов вы поймете, что сюжет – одна из самых слабых сторон The Ascent. Разработчики не удосужились прописать увлекательную историю и вместо этого напихали кучу однотипных квестов и абсолютно «безликих» персонажей, которые забываются сразу же после диалога с ними.
При этом они нехило так заигрываются с RPG составляющей, предлагая игроку разветвленные диалоги и кинематографичные кат-сцены. Правда, по какому бы пути разговора вы ни пошли, вас всегда будет ждать один и тот же исход, а даже самые впечатляющие видеовставки быстро надоедают, а ты начинаешь понимать, что практически все они были сделаны по одной формуле.
Мир The Ascent кажется интересным и разнообразным, но он совершенно не раскрыт ни одним из доступных инструментов, которые используются в видеоиграх. По ходу своего кровавого забега вы встречаете десятки NPC разных рас, видите какие-то огромные космические корабли на задниках и слушаете море новостей со всех уголков галактики. При этом к вашему персонажу это вообще не имеет никакого отношения, потому что все это просто происходит на заднем плане, а ваша задача – бегать и стрелять.
Для чего было заморачиваться с проработкой мира и при этом никак не раскрывать его для героя, хотя бы в формате каких-то записок или интересных сайд-квестов, я не понимаю. Все задания кампании максимально однотипные, а второстепенные квесты я бы вообще не рекомендовал брать, потому что от скуки вы удалите игру уже через пару часов.
Мясорубка будущего
Если с сюжетом и раскрытием мира у The Ascent явные проблемы, то вот с точки зрения геймплея она сделана просто отменно. Это действительно увлекательный изометрический боевик по типу старушки Alien Shooter, только не такой топорный и со своей изюминкой. Главная фишка The Ascent – это наличие трех уровней стрельбы: средний, который используется по умолчанию во время беготни; верхний, которым можно пользоваться, зажав соответствующую кнопку и нижний, который персонаж использует, когда передвигается на корточках.
Комбинируя все уровни стрельбы, можно выдумывать свои тактики для истребления противников прямо на ходу. К тому же, благодаря наличию верхнего уровня, в игре можно использовать укрытия, что, как по мне, вообще редкость для проектов в подобном жанре.
Конечно, это вам не Gears of War, где на укрытиях построен весь игровой процесс, но, как приятный бонус, возможность отстреливать врагов из-за контейнеров или ящиков – это круто.
А если вам надоест тупо стрелять, то можно попробовать в бою гранаты, турели, собственного робота или плюнуть на традиционное оружие, вставить себе несколько модулей и начать разносить противников всякими супер ударами и энергетическими волнами. Да, в The Ascent есть и такое, поэтому разнообразия здесь хоть отбавляй. Каждый может подобрать себе комфортное оружие для прохождения и вместе с ним уникальную тактику, что однозначно является плюсом игры.
Тем не менее по каким-то причинам в The Ascent забыли добавить уровни сложности и даже режим «Новая игра+». Из-за этого враги ведут себя ну прям максимально рандомно. Одни сразу выбегает под ваш град пуль и быстро отправляются на тот свет, другие будут по несколько минут прятаться и отстреливаться из-за укрытий, нанося неплохой урон и доставляя вам массу проблем. Причем это актуально и для боссов, так что я бы сказал, что в The Ascent сложность просто скачет туда-сюда. То слишком легко, то слишком просто, и это однозначно минус. Ну а отсутствие «Новой игры+» просто убивает реиграбельность, при том, что проект задумывался как кооперативный шутер. После первого прохождения я уверен, что повторно вы в The Ascent вряд ли вернетесь.
Мир уникальных людей
С шутер составляющей у игры все прекрасно, но что же там с элементами ролевой игры? А все достаточно неплохо, учитывая, что это не проект ААА уровня. По ходу непрерывных перестрелок вы будете прокачивать своего героя и по классике вливать очки в различные навыки. Правда, ничего необычного вы тут не найдете, все достаточно стандартно: криты, живучесть, броня, меткость и т.д.
Также на персонажа можно одеть 3 типа брони: голова, туловище и ноги. У каждой шмотки разнообразные характеристики, но вот моделек для вещей явно пожалели, потому что выглядят они очень однотипно.
Что касается оружия, то есть 2 слота под огнестрел, 1 под гранаты или турель и еще 2 под специальные скилы, которые персонаж получает после установки аугментаций. Разнообразия в этом плане более чем достаточно, чтобы собирать уникальные билды под конкретные задачи. По сути, это одна из фишек The Ascent, которая положительно влияет именно на кооперативный режим. Во время прохождения вчетвером каждый член команды будет уникален и выполняет свои конкретные задачи в бою.
Также я бы отметил наличие нескольких видов урона, что делает проект в таком простом жанре более интересным. Например, противники-бандиты более восприимчивы к обычным пулям, монстры быстрее падают от огненных боеприпасов, а вот злые роботы просто ненавидят электрический урон. Таким образом, когда речь идет о совместном режиме, можно собрать команду, где каждый будет специализироваться на истреблении конкретного вида врагов. Стрельба и разнообразие – однозначно главные преимущества The Ascent, ради которых каждому стоит ее попробовать.
Контракт с корпорацией на четверых
Несмотря на то что в The Ascent отлично проработана стрельба и можно собрать билд на любой случай жизни, кооператив тут, похоже, просто для галочки. Истреблять толпы монстров на любой вкус в компании друзей, конечно, весело, но проблема в том, что это собственно и все, что может предложить игра. The Ascent в кооперативе – это 10-15 часов фана, который однозначно зайдем вам и вашим товарищам во время первого забега, а потом быстро забудется.
Здесь нет никаких механик для взаимодействия между игроками. Единственное отличие от одиночного режима заключается в том, что там вы истребляете врагов в одиночку, а здесь на экране бегает сразу 4 бойца и делают все то же самое.
Мне просто непонятно, зачем было рекламировать игру именно как крутой кооперативный боевик, если, кроме как возможности пострелять на локации вчетвером, здесь больше ничего нет. Ну можно же было придумать хоть что-то для командного взаимодействия, например, стрельба «спина к спине», какие-то действия возле укрытий или создание их в нужном месте, да хотя бы аугментации, которые давали бы бонусы, или усилители союзникам добавили. Этого ничего нет, от чего кооперативный режим The Ascent выглядит серо. Он, безусловно, веселый, но только из-за того, что вы будете получать удовольствие от переговоров с товарищами и каких-то забавных моментов во время перестрелок. Уж поверьте, баги, которые были в первый день релиза, вам с этим помогут.
Как прекрасен кибермир, посмотри!
Удивительно, но именно графику и оформление виртуального мира можно назвать одной из самых сильных сторон The Ascent, это притом, что игру делала инди-студия всего из 12 человек. Не знаю, кто там отвечал за дизайн, но этих людей однозначно не стоит отпускать в свободное плаванье. С такими художниками можно создать немало действительно красивых игр или как минимум еще более проработанное окружение в сиквеле The Ascent, если до этого, конечно, дойдет.
Мне понравилось то, что создатели внимательно подошли к мелочам. Буквально каждая арена для стрельбы усыпана огромным количеством деталей, среди которых и всякие мусорные баки, и рекламные вывески, и автомобили будущего, и еще куча всего. На фоне во время перестрелок вечно что-то происходит, то гремит какой-то мощный взрыв, то на посадку уходит огромный космический корабль, то просто стоят и общаются какие-то инопланетяне.
Пару раз я даже забывал о перестрелке и засматривался на «задники», за что тут же получал вражескую пулю в лоб. Видимо, противники не особо ценят труды дизайнеров, ну и ладно.
Также я бы отметил проработку NPC. В игре действительно много необычных рас, и видно, что придумывали их с нуля, а не заимствовали из каких-то популярных произведений в жанре киберпанк. Единственное, что разочаровывает, – это разнообразие локаций. По сути, тут есть шахты корпорации, огромный город хаб, улицы будущего, пара лабораторий, да в прочем и все. Если бы добавили, например, несколько планет или хотя бы еще парочку крупных мегаполисов со своими уникальными жителями и оформлением, то The Ascent сразу бы стала куда интересней, но то ли денег на это не хватило, то ли фантазии, не знаю, но такие вещи однозначно напрашиваются.
Плюсы:
- Отличная стрельба с тремя разными уровнями;
- Возможность создавать десятки уникальных билдов;
- Красивая графика и внимание к деталям в каждой локации.
Минусы:
- Отсутствие вменяемого сюжета и безликие персонажи;
- Укачивающая камера во время кат-сцен;
- Нет уровней сложной и «Новая игра+»;
- Банальный кооперативный режим без изюминки.
Вердикт:
У The Ascent немало минусов, но назвать ее плохой игрой просто язык не поворачивается. Ее главная проблема заключается в том, что здесь в равном количестве собраны как заметные преимущества, так и недостатки. С одной стороны, проект идеально работает как изометрический шутер с увлекательной стрельбой, а с другой, это ужасная ролевая игра, и мне вообще не понятно, зачем разработчики «заигрывались» с RPG элементами, не умея их делать.
Тем не менее я бы рекомендовал попробовать и одиночный, и кооперативный режим The Ascent каждому. Вы наверняка сможете найти в ней что-то, что вас зацепит. Ну и сделайте скидку на то, что игру делало всего 12 человек и это вообще их первый проект. Много вы видели настолько проработанных дебютных игр? Вот то-то и оно.
Итоговая оценка:
7/10