Обзор Tetragon
Мобильный дровосек в квадрате забвения
Tetragon — это стильный платформер-головоломка в мире вращающихся квадратов и подвижных блоков от независимой бразильской студии Cafundo, изданный компанией Бука. Безрассудно запрыгивая в загадочный портал, лесоруб по имени Люциус отправляется в параллельное измерение на поиски пропавшего сына среди десятков уровней и загадок. Новоиспечённому герою будет нелегко, но, стиснув зубы, возможно, вы успеете провести его через все испытания раньше, чем они успеют вам надоесть.
Первые уровни — обучение элементарным азам игры. В мире Тетрагона грубой силой ничего не добиться. Как бы ловко наш персонаж не махал топором в начальной заставке, здесь он абсолютно беспомощен: умеет лишь ходить влево-вправо, дёргать рычаги и подниматься на высоту в два блока. Волею судьбы в его руки попадут два магических артефакта: волшебный зелёный фонарь… во тьме ночной, при свете дня, злу не укрыться от меня…, помогающий двигать блоки усилием мысли (и геймпада), затем медальон со светящимся зелёным кристаллом внутри — китайский аналог «глаза Агамотто», дарующий сверхспособность повелевать потоками двоичного кода игры, чтобы наш подопечный дровосек смог подниматься вверх аж на три блока, таков весь супергеройский арсенал горе-папаши. Всё это, конечно, условности, так как перед нами в большей степени представитель жанра головоломок или пазлов. Ваше главное оружие в Тетрагоне: пространственное мышление, логика и (ближе к концу) реакция.
Всё дело в квадрате
«Tetragon» в переводе с греческого буквально означает «четырёхугольник», соответственно абсолютно все уровни выполнены в виде квадрата. Оказавшись на очередном таком двухмерном квадрате, наша главная задача дойти до портала, ведущего в следующий квадрат. Портал может находиться где угодно, допустим на самом верху противоположного угла карты. Чтобы добраться до него, по периметру предусмотрительно расставлены блоки, часть из них неподвижные, а другие мы сможем перемещать с помощью того самого фонаря и, таким образом, выстраивать дорогу к выходу. Пройдя через портал, мы переносимся на следующий квадратный уровень, где нас ждёт новый портал. Процесс в общем сильно напоминает стилизованные пятнашки, только вместо составления картинки нам предстоит собирать путь для своего протагониста. Даже, если поначалу вам будет трудно освоится в пространстве, то элементарным перебором вариантов, рано или поздно вы найдёте единственно правильный способ как провести Люциуса из точки А в точку В.
Тетрагон предлагает четыре тематические локации: Плодоносный Лес, Лорокевский Замок, Глубокая Чаща и Древние Камни с десятком уровней внутри каждой из них. То есть в сумме в игре около 40 уровней, включая секретные. Попутно можно находить обломки кристаллов и выслушивать жалобы духа пропавшего сына, в качестве дополнительно собираемых предметов.
С первых минут игра подкупает визуально, тем, что можно было бы назвать общим арт-дизайном. Пока мы проходим Плодоносный Лес, фон текущего уровня демонстрирует нам очертания следующего, бродя по замку, можно полюбоваться его, пускай угловатым, но вполне себе сказочно-готичным стилем. Но, несмотря на кажущееся разнообразие уровней и смену локаций, на каждом новом этапе мы делаем абсолютно то же самое, что и на предыдущем. Будь это пятый, десятый, двадцатый или сороковой уровень — всё одно и тоже: двигаем блоки и бежим к порталу, и так вплоть до самой развязки, за исключением битвы с единственным боссом. Само собой уровни становятся сложнее, правда только за счёт большего количества блоков и искусственных ограничений того, как они могут двигаться. Затем разработчики докидывают нам новые типы блоков: одни постоянно падают вниз, другие пошагово возвращаются в исходное положение, но логика решения головоломок, к сожалению, вообще никак не меняется и не эволюционирует.
Представитель студии Александре Шавес, в специальном материале на официальном сайте Xbox делится деталями разработки, где он заявил о сюжете следующее: «решили максимально раскрыть его историю, а также дать игроку несколько интересных сюжетных поворотов… но без спойлеров». Получилось ли вписать в сюжет интригу и интересные повороты – оставим на суд общественности.
Про вращение уровня, хотя какое «вращение», всего лишь повороты камеры строго на 90о или 180о в заранее оборудованных местах карты. Поворот уровня ни на что не влияет, кроме вашего восприятия изображения на экране и доступа к точкам поворота. Или это просто очередной способ нас запутать ?
Картины, листва, занавески, доспехи сундуки и прочее, ничто из окружения не отзовётся на «вращение мира». На самом деле большинство предпринимаемых действий по разгадыванию любой головоломки Тетрагона связано именно с перемещением блоков — узких сегментов по периметру квадрата уровня. Блок выбирается кнопками RB и LB, причём в строго последовательном порядке, то есть чтобы выбрать нужный блок, придётся перебрать все предыдущие и никак иначе. А поворот позволяет вам пройти с обратной стороны блока, повернув карту вверх тормашками, и это единственное его функциональное назначение.
Ошиблись адресом
Вы уже могли заметить на скриншотах, и мы уже обсуждали это в самом начале, что все уровни выполнены исключительно в виде квадратов. Строго говоря, четырёхугольник необязательно квадрат, но в каком-то смысле это логично. Как тогда используется остальное пространство вокруг? Не может же разработчик, просто так взять и отрезать у вас половину экрана и никак её не использовать?! Ещё как может, и Тетрагон яркое тому подтверждение. Неактивные 50% экранного пространства просто залиты фоном в тему одной из четырёх локаций, где крупными значками изображены основные органы управления персонажем (а именно стрелки влево, вправо и вверх), точь-в-точь как для тачскрина в мобильных игрушках.
Да и вообще, тут буквально всё до боли напоминает мобильную игру — это единственное разумное объяснение, которое я могу подобрать описывая «огромную таинственную вселенную Тетрагона» (цитата из официального описания в Microsoft Store).
Принимая эту гипотезу за основную, всё начинает вставать на свои места: однообразные уровни, неотзывчивое управление, крупные значки кнопок на неиспользуемой части экрана и примитивная графика. Выясняя подноготную игры, я наткнулся на официальный Фейсбук разработчиков, который подтвердил мои догадки. Когда Tetragon выйдет в Xbox Cloud Gaming, возможно, он сможет раскрыться для игроков с другой стороны, но, на данный момент, прямой порт мобильной игры со всеми атрибутами и логикой мобильного гейминга невозможно воспринимать всерьёз на полноценной стационарной игровой консоли.
С технической точки зрения, к сожалению, встречаются проблемы. Та же музыка может просто выключиться посередине уровня. Из более серьёзных багов — может залипать управление внутри игры, выходишь в меню там всё работает и переключается, а в игре всё встало намертво (особенно часто это происходило на уровне с боссом).
Стоит ли играть в Тетрагон? С точки зрения мобильной игры, Tetragon — интересная головоломка, помогающая размять мозг, пока вы в дороге или нечем заняться во время перерыва. Благодаря стильному дизайну и урезанному игровому пространству, примитивная графика не будет отвлекать вас от умеренной умственной нагрузки из двух-трёх уровней, а небольшие штрихи повествования создадут лёгкую ненавязчивую сказочную атмосферу. Как проект от начинающих независимых разработчиков, Tetragon — достаточно качественная игра для любознательных детей и начинающих геймеров. Не без мелких недочётов, но явно демонстрирующая определённый уровень умений и навыков её создателей. Как игра для консоли — полный разочарований субпродукт, откровенно плохо адаптированный для комфортной игры на большом экране телевизора с помощью геймпада.
Tetragon вышла на Xbox One, Xbox Series X|S и других платформах 12 августа 2021 года. Цена в Microsoft Store составляет 14,99 долларов. Игра не оптимизирована для Xbox Series X|S. Интерфейс и субтитры на русском языке. Доступна бесплатная демоверсия.