Обзор Returnal
На PS5 30 апреля состоялась мировая премьера аркадного шутера финской студии Housemarque — Returnal. Это новый IP, в котором нужно играть за «космобабку» и уничтожать враждебные формы жизни, напоминающие тварей из «Чужого» Ридли Скотта. После десятков смертей и обретенной впоследствии седины мы готовы поделиться впечатлениями и рассказать, почему это пока что главный претендент на звание лучшей игры 2021 года.
Планета, на которой вы не хотели бы оказаться
Оно не зря называется «Возвращение». Главная героиня, астронавт по имени Селина, потерпела крушение на таинственной планете Атропос, полной ловушек и смертоносных монстров. Выжить в таких условиях невозможно, и есть большая вероятность, что ваша героиня встретит свой конец в первые минуты игры. Однако случается удивительное: сразу после смерти Селина прыгает в прошлое и снова переживает крушение. И так происходит раз за разом. Иногда ей даже удается найти трупы и записи предыдущих «себя».
Ясно одно — на планете творится чертовщина. Игрок в Returnal, не успевший толком разобраться с особенностями управления, вынужден с самого начала гадать: что за таинственная временная аномалия? Почему Селина находит свои вещи из далекого мирного прошлого? Что вообще тут случилось? Что делают все эти устройства и механизмы? Как расшифровать письмена погибшей цивилизации, и поможет ли это выбраться c Атропоса?
Учитывая специфику нашего сайта, мы просто не можем пройти мимо элемента онлайн-игры — ежедневно меняющихся испытаний. В них вам нужно пройти биом как можно быстрее и заработать очки. Чем быстрее вы пройдете локацию и чем меньше урона получите, тем выше окажется ваш результат. По итогу ваши достижения попадут в онлайн-таблицу с результатами других игроков. В завершение вы получите 5 единиц ресурса, который не теряется после смерти.
Другие онлайн-элементы, вроде взаимодействия с трупами других игроков, пока не работают, но разработчики обещают вскоре разобраться в ситуации.
При этом игра не отталкивает своей недоступностью, а, наоборот, подстегивает исследовать и разбираться в правилах сего странного мира. Буквально каждая крупица информации вызывает восторг — от изучения нового артефакта до встречи с продвинутым изобретением инопланетян.
Набитые шишки — главная система прогрессии
Returnal беспощадна к игроку, но этим она и прекрасна. Все, что остается после смерти — устройства для исследования локаций, сюжетные предметы вроде ключей, эфир, полевые записи и несколько других вещей, не сильно влияющих на новое прохождение. А вот характеристики, артефакты, паразиты, которых можно прицеплять к скафандру, оружие — все это уходит в небытие, а начинать приключение обычно приходится с самого начала акта. Словом, игровые зоны тоже перевоплощаются, так что пройти к боссу старой тропинкой уже не получится.
Однако прелесть в том, что добытые знания делают вас сильней, и каждая новая смерть позволяет все дальше и дальше продвигаться по сюжетной линии. Выучили приемы мини-босса? Отлично, в сражении с ним вы больше не получите урона, а значит, сможете сохранить или улучшить здоровье. Нашли пару новых артефактов, но умерли? Ну и ладно — зато вы разобрались, как они работают! Со стороны может показаться, что все это крупицы, но на деле подобные мелочи полностью меняют прохождение и значительно влияют на принимаемые решения.
С момента релиза уже прошло несколько дней, и многие игроки требуют добавить сохранения. Мотивация ясна: не у каждого есть время, чтобы дойти до босса или следующего акта за одну игровую сессию. «Но ведь можно перевести консоль в спящий режим!» — справедливо заметите вы. Все так, да вот только есть одно но: не каждый может похвастаться стабильным электропитанием. С другой стороны, если Housemarque добавят сохранения, то появится соблазн облегчить себе игру. Уверен, в таком случае многие им воспользуются и напрочь убьют удовольствие от прохождения. Реализовать подобную систему сохранений на PS5, которая бы позволила обойти «абьюз» — это либо потребует значительных ресурсов на разработку, либо попросту невозможно. Время покажет.
А вот чего нельзя простить, так это вылеты. Уже к четвертому биому я испытал две критические ошибки, потеряв всю заработанную экипировку и пару часов прогресса. Обидно? Очень. А представьте другую ситуацию: вы отправились ко сну и перевели консоль в режим гибернации, приостановив прохождение. Просыпаясь, вы обнаруживаете, что игра обновилась, предварительно закрыв приложение. Разработчикам стоило бы написать предупреждение, что для Returnal стоит запретить автоматические обновления. Еще лучше — отключить их самим, если подобное технически возможно.
Подведем черту: проходя Returnal на старте, вы наверняка испытаете потерю прогресса по независящим от вас обстоятельств.
Стильно и технологично
Когда я увидел графический дизайн Returnal… Скажем так — это была любовь с первого взгляда. Я не встречал еще ни одной игры, которая бы так удачно перенесла художественный стиль Ханса Рудольфа Гигера. Эдакий «Прометей» в значительно больших масштабах. Биомеханические устройства, животные мотивы, футуристические симбиотические образы, многодетальность — здесь есть вот это всё и даже немного больше.
В техническом плане все тоже очень хорошо, от погодных эффектов и эффектов телепортации до качества анимации и детализации 3D-моделей. Из-за высокой динамики разработчики поставили целью вывести игру на планку 60 кадров в секунду. Returnal работает в динамическом формате 4K, но для этого используется множество обходных методов. По данным Digital Foundry, собственное разрешение Returnal составляет всего 1080p. Однако на это в Housemarque заявили, что для достижения 4K специалистам студии пришлось использовать технику темпорального апсемплинга для реконструкции изображения из 1080p в разрешение 2880 x 1620 пикселей, а затем рандерить картинку до 4K в шахматном порядке.
Сократим всю эту инженерную мишуру до простого предложения — технически Returnal выглядит более чем достойно, но и звезд с неба не хватает. В моем прохождении просадки fps были единичны: иногда уровень генерировал слишком много монстров, и при обилии эффектов игра могла опускаться до 45-50 кадров в секунду (величина основана исключительно на ощущениях, не берите ее всерьез!).
Отдельных дифирамб заслуживает реализация технологических возможностей PS5. Перемещение пешком или телепортами между биомами происходит мгновенно, без каких-либо загрузок, простоев. Это также, вероятно, лучшее использование тактильной обратной связи и адаптивных триггеров DualSense, которое я когда-либо испытывал. Даже в Astro’s Playroom я не ощутил такого разнообразия вибраций, какое предлагает Returnal. Или, например, переключение режимов огня происходит с помощью технологии адаптивных триггеров, а если подобное вам не по вкусу, в настройках можно выставить более традиционную схему управления. Не забудем и про впечатляющий 3D звук. Это своего рода первая серьезная демонстрация возможностей PS5, которую мы ждали с момента запуска консоли.
Вердикт:
Плюсы:
- Затягивающий геймплей.
- Впечатляющий 3D звук и тактильная обратная связь.
- Визуальный дизайн в духе Ханса Гигера.
- Большой арсенал оружия и перков.
- Захватывающий сюжет и сеттинг.
Минусы:
- Вылеты.
- Отсутствие сохранений и высокая сложность могут стать препятствием для многих.
Такого уровня игр в жанре «рогалик» еще не было. Самые популярные Roguelike-проекты вроде Hades, Binding of Isaac или Dead Cells предлагают в лучшем случае цветастую стилистику, упрощенную графику или простенький сюжет. Упор обычно делают на игровой процесс, к которому хотелось бы возвращаться даже после прохождения игры. Returnal же — полноценная игра с мрачным сюжетом, множеством современных технологий и впечатляющим художественным дизайном в духе Гигера.
Получилось, что Returnal радует почти во всех направлениях — в игре есть захватывающая история с элементами психологического хоррора, затягивающая боевая система, которая держит в напряжении, грамотно реализованные механики, придающие геймплею массу глубины и разнообразия, увлекательные исследования с нередкими сюрпризами. Откровенно говоря, это намного больше, чем можно было бы ожидать от такой скромной студии как Housemarque.
Итоговая оценка:
9.0/10