Обзор и тест игрового монитора Acer Predator X34S: боль и слёзы
Acer, похоже, решила добить рынок игровых мониторов: после IPS на 360 и 390 Гц, о которых мы недавно писали, компания прислала на тесты 34-дюймовый Predator X34S с новейшим модулем G-Sync. Да, стоит эта махина недёшево, но, поработав за ней всего пару недель, мы ответственно заявляем: отдавать этот монитор обратно Acer очень и очень больно.
Комплект поставки, дизайн и особенности
Как и все модели 21:9, X34S поставляется в коробке, в которой можно поселиться: 48 см в ширину, 88 см в длину и 55 см в высоту. Вес — аж 13,4 кг. И такие габариты здесь неспроста: сам монитор внутри лежит уже полностью собранный и готовый к установке. А в комплекте с ним — сравнительно большой блок питания на 125 Вт, пара стяжек-липучек, съёмный держатель для наушников, скромный отчёт о заводской калибровке (Delta-E <2) и комплект всех необходимых кабелей: HDMI и DisplayPort, а также USB Type-A для подключения к компьютеру.
Дизайн для игровой модели довольно сдержанный: тонкая глянцевая окантовка матрицы, пара глянцевых вставок сзади; матовый, немаркий и приятный на ощупь пластик с чёткой фактурой. Нарушает этот минимализм лишь здоровенная нога, имитирующая рукоять катаны. По традиции, внутри она сделана из металла, а всё внешнее оформление — это пластик. По центру расположена круглая усиливающая деталь, она же — шарнир, на котором дисплей поворачивается вокруг вертикальной оси на 30°. Чуть ниже есть насечки, по которым можно найти центральное положение экрана относительно стойки, а ещё ниже приделана пластиковая скоба для кабелей, которая, правда, чуть шатается.
Отметим, что нога позволяет не только крутить дисплей на 30° по вертикальной оси, но и отклонять его от себя по горизонтальной в пределах от -5 до 35°, а также регулировать по высоте в диапазоне 13 см. Правда, последняя настройка реализована не слишком плавно: при попытке точно подобрать высоту панель довольно резко выстреливает вверх. Также она немного «гуляет» в горизонтальной плоскости, что характерно для стоек с портретным режимом (которого нет). Ну и надо признать, что на столе конструкция занимает очень много места: от стены матрица отстоит аж на 22 см, а ножки, на которые всё это опирается, отъедают ещё 10 см (всего 32). Впрочем, всё решается покупкой стойки с VESA-планкой 100х100.
По сборке особых претензий у нас нет. Да, панель пустотелая, и кнопки на ней громко щёлкают: жёсткости не хватает, пластик поскрипывает. Но, как мы уже не раз говорили, для монитора это мелочи — главное, что подогнаны детали плотно, а зазоры на рамке выставлены без разлётов.
Сзади панели под VESA-заглушкой установлен вентилятор, который охлаждает модуль G-Sync. Впрочем, беспокоиться о нём не стоит: работает вертушка очень тихо, и её не слышно даже на максимальных уровнях яркости подсветки и частоты матрицы.
Сам G-Sync — это самый продвинутый на данный момент модуль, такой же, как и на ранее протестирванном Predator X25. А это значит поддержку максимальных частот матрицы и наличие NVIDIA Reflex Analyzer. Подробнее об этой технологии читайте в нашем обзоре Predator X25, а здесь мы просто напомним, что модуль умеет измерять инпут лаг, показывая задержку между нажатием на кнопку мыши и действием на мониторе. Правда, работает функция с довольно ограниченным списком мышей, да и сами цифры несут мало практического смысла — но кому-то, может, и пригодится.
В Predator X34S также встроен датчик освещённости, как и у X25. Установлен он здесь куда логичнее и удобнее — на верхней кромке, — но по характеру работы не особо отличается от X25. Яркость матрицы он меняет плавно, но, на наш вкус, слишком темнит. Причём темнит даже относительно традиционных 120-150 кд/м².
Подключение и экранное меню
К источникам изображения X34S подключается следующими разъёмами: тремя HDMI, одним DisplayPort и USB 2.0 Type-B. Также есть 3,5-мм выход на наушники и четыре USB 2.0 Type-A: два в нижней части, рядом с остальными разъёмами, и ещё два на левой панели — к ним удобно подключать флешки и USB-донглы беспроводных мышек, клавиатур или, например, гарнитур.
Экранное меню адекватное, а для навигации по нему используются 4-позиционный джойстик и четыре механические кнопки, спрятанные на тыловой панели справа. Разделов семь, и в них настраивается всё что нужно. Первый отвечает за яркость, контраст, высветление тёмных участков (востребованная игроками в сетевые шутеры опция) и снижение интенсивности спектра синего цвета (снижает усталость глаз). Во втором регулируются цвета: гамма, RGB-уровни и температура (Warm, Cool, Normal, Blue Light, User). Третий отвечает за громкость аудио или его полное отключение. В четвёртом настраивается функционал процессора G-Sync: включаются G-Sync Esports, Reflex Analyzer и ULMB. В подразделе Gaming выставляются уровни отклика и частоты развёртки, выводится на экран текущее значение частоты в Гц и зафиксированный прицел нескольких типов (настраивается по положению). Два последних пункта — OSD и System — нужны для кастомизации экранного меню и мелких системных настроек монитора.
Заодно меню предлагает семь заводских пресетов: Racing, Action, Movie, Graphics, Sports, Eco и Standard. Все они отличаются настройками яркости, контраста, работы подсветки и другими нюансами. Наиболее точны по цветопередаче Standard и Eco, которые укладываются в совершенно невероятные для заводской калибровки 0,66 по средней ΔE00 и в 1,34 по максимальной.
Матрица
Матрица — это IPS производства LG, прикрытая полуматовой плёнкой, кристаллический эффект на которой видно только при острых углах обзора. Официальные характеристики матрицы такие: разрешение — 3440х1440, плотность — 109 ppi, частота развёртки в стандарте — 144 Гц, в разгоне — 180 Гц, яркость — до 550 кд, цветовой охват — 10 бит, соотношение сторон — 21:9, изгиб — 1900R.
По реальным замерам почти всё соответствует правде — разве что яркости мы намерили максимум 360 кд, а ещё не совсем поняли, что происходит с цветовым охватом. В системе матрица определяется как 12-битная, но по документам и нашим замерам выше 10 бит она не забирается. Естественно, количество цветов сильно зависит от выбранной частоты. При разгоне до 180 Гц и в родном разрешении больше 8 бит через DisplayPort не пролезает, на 144 Гц доступны 10 бит, ну а при 100 Гц видеокарта готова отдавать и все 12, но матрица их всё равно не отображает.
Что касается подсветки, то здесь W-LED без ШИ-модуляции — а значит, никакого мерцания даже на низкой яркости. По равномерности всё обычно для таких диагоналей: светлые пятна заметны в трёх углах. Аналогично и с температурной равномерностью: правая часть экрана холоднее, левая теплее.
Впрочем, к точности цветопередачи не придраться. Как уже говорили, на режимах Eco и Standart средняя ΔE00 укладывается в 0,66, чего вполне достаточно для профессиональной работы с цветом. А после калибровки средняя ΔE00 получается 0,34 при максимальном разлёте в 1,06 (по красным и синим оттенкам).
Ну а теперь о скорости. Сразу скажем: она не подводит ни «на глаз», ни по замерам. По ощущениям, X34S не уступает 240-Гц TN на Alienware AW2518HF. Это же подтверждают цифры MPRT-теста: 5,1 мс у Acer и 4,8 у TN.
Тут же отметим, что у Acer один из самых адекватных режимов снижения скорости отклика пикселя. Даже в максимальном режиме Extreme не появляются так называемые overshoot-артефакты — шлейфы перед объектом. Аналогично здесь очень адекватный режим ULMB (Ultra-Low Motion Blur), при котором подсветка матрицы отключается после каждого выведенного на дисплей кадра. Обычно яркость в таких режимах сильно падает, здесь же такого нет: никакого отклонения от заданных вручную 120 кд/м². Единственное «но» — работает ULMB только при выключенном G-Sync и при развёртке 100 Гц, но чёткость изображения того стоит.
Что касается инпут лага, то его мы измеряли, опять же, в сравнении с 240-Гц TN. Результат отличный: X34S отстал всего на 0,25 мс.
Последнее, что нужно знать о матрице, — это то, что она поддерживает HDR 400. Однако для правильной реализации полного HDR нужна зональная подсветка и яркость 1000 нит, а у Acer X34S ничего этого нет, поэтому все попытки показать HDR тут сводятся к игре с контрастом, который иногда становится слишком высок.
О формате 21:9 и общих впечатлениях
На этом с формальными замерами всё — расскажу теперь о личных впечатлениях. Acer Predator X34S — мой первый изогнутый монитор с соотношением сторон 21:9. К таким моделям я всегда относился скептически: не мог поверить, что необычные размеры хоть как-то влияют на восприятие кино или игр. Ошибался.
Кино в нативном разрешении и без противных чёрных полос выглядит потрясающе: появляется ощущение глубины, эпичности и масштаба картинки. То же самое и в играх, только к этому добавляется ещё и преимущество в виде увеличенного угла обзора.
Впрочем, есть у 21:9 и проблемы: ролики для YouTube и сериалы в таком формате почти никто не снимает, так что при просмотре по бокам монитора появляются здоровые чёрные полосы. С играми в этом плане гораздо проще: ограничения на 21:9 встречаются всё реже, но надо держать в уме, что ресурсов железа понадобится на 30% больше, чем для обычного QHD. На максимальных настройках в Doom Eternal со своей RTX 2080 Super я получил всего 50 кадров, а в RDR2 — 36. В Warzone, правда, дела получше: хватило на 120-150 fps.
Итоги
Значит ли всё это, что X34S — это идеальный киберспортивный снаряд? Нет, и X34S на это звание даже не претендует: не тот формат и герцовка. В первую очередь это универсальная модель, которая подойдёт и для работы, и для просмотра фильмов/сериалов, и для игр любых жанров. И если не считать мелких недочетов по подсветке, объективно тут придраться не к чему.
Технические характеристики:
Диагональ: 34 дюйма
Матрица: IPS, 10 бит
Покрытие матрицы: полуматовое
Соотношение сторон: 21:9
Разрешение: 3440 x 1440
Размер пикселя/PPI: 0,233/109
Частота обновления: от 100 до 180 Гц
Время отклика, заявленное производителем: 0,5 мс
Измеренное время отклика (MRPT): 5,1 мс
Максимальная яркость: 360 нит
Подсветка: W-LED
Разъёмы: 3x HDMI, Displayport, 4x USB Type-A, USB Type-B, 3,5-мм выход на наушники
Дополнительно: встроенные стерео-динамики, NVIDIA Reflex Analyzer, датчик освещённости, HDR 400, ULMB, G-Sync Esports
Цена на октябрь 2021 года: 100 000 рублей (1380$)