Обзор фильма «На полвека поэзии позже». «Ведьмак» от мира фанатских постановок
«Ведьмак» от Netflix — однозначно один из самых ожидаемых сериалов года. Трудно вспомнить, когда вокруг каждой новости о каком-либо проекте стоял такой ажиотаж. Всё, от кастинга до финальных трейлеров, детально разбиралось, обсуждалось и, по большей части, критиковалось. И вот до премьеры осталась всего неделя, а поклонники творчества пана Сапковского и игр CD Projekt Red вовсю точат вилы и топоры, чтобы устраивать месиво по поводу каждого эпизода. В это самое время группа энтузиастов из Польши наконец-то выложила на YouTube свой долгострой — короткометражку, выросшую в полный метр от фанатов и для фанатов.
Темерия, 1296 год. Двенадцать лет прошло с момента гибели Весемира и Эскеля. Из всех ведьмаков Школы Волка остался только Ламберт, который теперь почти бесцельно слоняется по деревням, укрываясь от охотников за головами. Волею обстоятельств он встречает в корчме старую знакомую — Трисс Меригольд. Та в свою очередь преследует мятежную чародейку, что сбежала из Аретузы, прихватив с собой гримуар Альзура — создателя ведьмаков. Зачем он ей понадобился, неизвестно, но книга не просто так хранилась под замком, и надо её во что бы то ни стало вернуть. Наскоро обменявшись колкостями, Ламберт, Трисс, а заодно бастард Лютика Юлиан отправляются в погоню за колдуньей.
Фильм удачно переносит на экран довольно специфические взаимоотношения Трисс и Ламберта
Первое, что стоит сказать про «На полвека поэзии позже» — это то, что он не ощущается любительским. Низкобюджетным — да, но не любительским. Для сравнения, в мае в российский прокат вышел фэнтезийный хоррор «Время монстров», стоивший немногим дороже (30 тыс. долларов против примерно 25). Так вот, на его фоне «Полвека поэзии» выглядят на порядок масштабнее, разнообразнее и попросту кинематографичнее. А ведь это, на секундочку, просто ролик на YouTube, не претендующий вообще ни на какую кассу. Вот, что значат неподдельный энтузиазм и преданность идее. Создатели четыре года практически без бюджета, «по-партизански», делали и переделывали своё творение. То, что в процессе немало всего пришлось поменять, видно по ранним кадрам. Судя по ним, изначальный сюжет фильма был во многом другим, что, конечно, отразилось на конечном результате, но об этом позже.
В отличие от сериала Netflix, в картине глаза у ведьмаков такие, какими и должны быть по канону, — кошачьи
Безусловно главная ценность «На полвека поэзии позже» — это атмосфера. Так точно воссоздать на экране вселенную Сапковского, в которой переплелись культурные мотивы и Восточной, и Западной, и Северной Европы, ранее удавалось только кудесникам из CDPR. Конечно, судить пока рано, но от кадров сериала Netflix ничем подобным даже не веет. В фильме же мы видим ту самую Темерию, про которую читали или которую топтали копытами Плотвы: все эти овражки, хутора, краснокирпичные руины замков — всё такое знакомое и родное. И снято максимально сочно, с пролётами камеры и роскошными панорамами. Но половину эффекта, конечно, создаёт музыка Катаржины Бониковской, которая во многом подражает саундтреку «Дикой охоты», но также дополняет его довольно минорными мотивами. Всё-таки история в фильме не весёлая — почти все любимые фанатами герои либо уже мертвы, либо вот-вот умрут.
Подбор локаций в фильме просто фантастический
Но те, что остались, представлены очень достойно. Актёры берут не то что игрой, но скорее харизмой. В первую очередь это, конечно, касается Мариуша Дрэжека в роли Ламберта — очень уж колоритный дядька. Добавить белоснежную шевелюру, и получился бы вполне компетентный Геральт, но вечно саркастичный приятель Белого Волка тоже вышел отлично. Остальные по большей части просто соответствуют заданным типажам, но большего от них и не требуется. Разве что злодеи совсем уж блеклые — чародейка с довольно мутной мотивацией и неуёмным либидо, да лысый здоровяк, больше подходящий на роль мини-босса, но точно не финального противника.
С боями всё ни шатко, ни валко. Сняты они преимущественно в полумраке и, кажется, это осознанная попытка скрыть огрехи хореографии. Выглядит она, может, и натуралистично, но при том как-то медленно, неловко и совершенно незрелищно. Редкие спецэффекты, скажем так, приемлемы — вероятно, это максимум того, что можно сделать своими руками и без бюджета.
Сильнее всего дилетантство ощущается не в актёрской игре и не в постановке, а в сценарии. Складывается впечатление, будто в сюжете наметили основные поворотные точки, но как к ним подвести и как распределить их по хронометражу, никто особого представления не имел. Это, вероятно, одно из последствий уже упомянутого переделывания на ходу. Какие-то сцены выкинули, другие оставили будто бы из жалости — слишком классная задумка. Одни диалоги удачные, с шутками и раскрытием персонажей, другие — формальные, нужные исключительно для того, чтобы двигать сюжет. А из-за того, что события довольно неровно распиханы по актам, теряется ощущение цельности, мимо пролетает кульминация, а финал наступает будто бы внезапно. Фильм шёл, шёл и кончился.
Лютика вновь сыграл польский бард Збигнев Замаховский. Эту же роль он исполнял в сериале 2002 года
Но всё это не сильно умаляет достижений команды. Ещё разок: группа польских энтузиастов на пожертвования сняла фильм по «Ведьмаку». Полнометражный. И он отлично выглядит, увлекает, а иногда даже умудряется впечатлять. И мы всё ещё не знаем, можно ли будет то же самое сказать про сериал от Netflix. А пока что «На полвека поэзии позже» — это лучшая экранизация произведений Анджея Сапковского на сегодняшний день и один из самых масштабных фан-фильмов в истории.