Обзор Encodya
Кибердеревня Петросяния
Encodya — это классический «point & click» квест от инди-студии Chaosmonger и Николы Пиовизана. Первоначально игра вышла на PC в январе этого года и теперь добралась до консолей. Взяв под управления сразу двух персонажей: девятилетнюю девочку и её робота, вы отправитесь на тусклые улицы Нео-Берлина, в поисках всякого хлама, которым вы должны спасти мир от киберзависимости и постиронии, но какой ценой?
ПРАВОВАЯ ОГОВОРКА
Данный обзор не ставит перед собой задачу очернить игру. Однако, чтобы предоставить нашим читателям наиболее полное и адекватное представление об игре, мы должны выявлять имеющиеся в ней достоинства и недостатки. Рецензия на игру – это продукт анализа и литературного творчества на стыке различных жанров, поэтому в ней могут обыгрываться некоторые стереотипы, иногда они даже изобличаются. Встречающиеся ниже сравнения и отсылки обусловлены содержанием самой игры и используются, чтобы передать замысел её авторов (или то как его понял автор обзора).
Редакция сайта никоим образом не оправдывает любого рода дискриминацию на основе расы, пола, возраста или политических взглядов. Мы тоже любим роботов!
Игра вышла на Xbox One, Xbox Series X|S, PlayStation 4/5 и Nintendo Switch. У нас на обзоре версия для Xbox Series S, которая лишена оптимизации или хоть каких-нибудь улучшений. Для российского региона доступна локализация на уровне интерфейса и субтитров. Все диалоги полностью озвучены на английском языке.
Только представьте: 2062 год, Нео-Берлин – центр остатков европейской цивилизации в тёмном будущем, утопающий в огнях неоновой рекламы и коррупции. Пока толстосумы из властей и приближённых к ним корпорации купаются в роскоши, большинство населения вынужденно прозябать в нищете, спуская каждую копейку на лишнюю минуту пребывания в киберпространстве, становясь киберзависимыми. На вершине этой порочной пирамиды стоит Мэр города – Мистер «Дональд» Рампф (по внешнему виду, фамилии и повадкам нетрудно догадаться, на каких двух политиков намекают авторы). Опьянённый властью коротышка держит весь город в своих руках и уже готов переизбрать себя на третий срок, через подконтрольное ему электронное голосование киберзависимых людей, но в глубине своей коррумпированной души он понимает, что у его империи есть слабое место.
Здесь в игру вступаем мы, точнее пара наших героев: девочка Тина девяти с половиной лет и её робот-телохранитель/нянька СЭМ-53 (2053 это год рождения Тины), приставленный к ней в качестве бесплатной социальной помощи от государства (вместо материнского капитала). Оставшись без родителей в совсем юном возрасте, Тина старается выжить как может, укрываясь от непогоды на крыше в самодельном шалаше под защитой неумолимо дряхлеющего робота. Еду приходится добывать в городских помойках, едва сводя концы с концами. Однажды, во время поисков припасов и запчастей для робота, Тина случайно узнаёт, что её отец на самом деле гениальный учёный, который поручил ей спасти мир от киберзависимости, а ключ к этому сокрыт в СЭМе. Но вот незадача, код разблокируется только в день её десятилетия, а Мэр Рампф уже в курсе замысла отца и бросил все силы полиции на поиски робота. Протянуть ещё полгода в бегах, у них вряд ли получится, так что Тина и СЭМ решают отправиться в опасное путешествие в поисках способа обойти блокировку, выполнить наказ отца и (как обычно) спасти мир.
Никола Пиовизан [Nicola Piovesan] – итальянский кинорежиссёр короткометражных, анимационных, документальных фильмов и музыкальных клипов. Лауреат множества наград европейских и американских фестивалей независимого кино и прочая, прочая, прочая… С 2019 года маэстро решил заняться видеоиграми и Encodya – его первая работа. Причём это непросто игра, а часть своей более масштабной практически мини-вселенной. Начало было положено получасовым научно-фантастическим боевиком Attack of the Cyber Octopuses (2017г.), действие которого происходит в Нео-Берлине 2079 года и Тина (та самая Тина) является одной из главных героинь картины. Затем вышла анимационная короткометражка Robot Will Protect You (2018г.), рассказывающая о детстве Тины (всё той же Тины) и её роботе СЭМе. Поскольку мультфильм был снят в 3D, то после его завершения у автора на руках осталась куча материала, из которого он и решил сделать игру. К сожалению, найти картины мастера непросто, но те, кто их видел, будут лучше понимать происходящее и, скорее всего, получат гораздо большее удовольствие от Encodya, чем рядовые геймеры.
Звучит интригующе. Сам Никола Пиовизан (основатель студии и директор игры) описывает Encodya не иначе как: «The sweetness and creativity of Studio Ghibli in a Blade Runner alike setting, with the humor and game style of Monkey Island». Посыл считывается чётко. Железный ангел-хранитель Тины с чистым сердцем и добродушным характером располагает к тому чтобы сопереживать в первую очередь ему. Киберпанк в изводе 80-ых годов всё так же в моде и способен, парадоксальным образом, осовременить практически любой проект. Прямые отсылки к легендарным квестам Тима Шейфера и Рона Гилберта вы также без труда найдёте в игре, как правило, они представлены в виде секретов, за которые в довесок вы получите доступ к эскизам игры и некоторым достижениям.
Для прохождения Encodya вам предложат два варианта: «Простой» (с подсветкой активных предметов и подсказками) и «Сложный» (без подсвечивания и подсказок). Сюжет в любом случае не изменится, но за прохождение на максимальной сложности вы получите ещё больше материалов по игре и достижения. Подсказки органично вплетены в диалоги между СЭМом и Тиной. Тина как бы спрашивает у робота совета, а СЭМ проводит анализ ситуации и даёт вполне логичные рекомендации. До многих из них на самом деле можно дойти своим умом, а вот помощь со стороны нашего железного друга не лучшим образом сказывается на его устаревших микросхемах. Подсветка объектов, к сожалению, работает уже не так гладко – подсвечиваются далеко не все предметы, а активные зоны не подсвечиваются вовсе, так что прочёсывать всю локацию, тыча носом персонажей буквально в каждый угол, всё равно придётся.
Разработчики Encodya заявляют, что часть предметов и локаций могут располагаться в разных местах случайным образом при каждом новом прохождении, чтобы сделать опыт разных игроков более индивидуальным.
Шутки и диалоги по крайне мере первых двух глав игры прописаны с изюминкой. Поскольку в управлении у нас два разных героя, то общаются и взаимодействуют они с окружающим миром по-разному: Тина не может понять сленг продавца в магазине электроники, значит с ним может поговорить СЭМ, а обиженный электрик, наоборот, ненавидит всех роботов, так что к нему лучше подходить, переключившись на Тину. Есть шутки, где игра высмеивает социальные проблемы кибернетического Нео-Берлина будущего, в котором эксплуатировать человека всё равно дешевле, чем тратиться на робота. Для Encodya также не чужда самоирония насчёт клише собственного жанра. Хотя с точки зрения геймплея всё довольно прозаично и скучновато, в том смысле, что в игре нет головоломок «на подумать», вроде математических задачек, хитрых механизмов, пазлов или вообще хоть какого-нибудь другого геймплея, за рамками поиска нужных предметов, либо их комбинаций. Неигровые персонажи часто просто выдают нам список с предметами для поиска и посылают на все четыре стороны. Обшарили все локации, нашли, принесли – задание выполнено. Сами локации разбиты на несколько зон, между которыми можно мгновенно перемещаться с помощью карты. Сохраняться игра будет автоматически, но можно делать это и вручную.
Несмотря на широкий охват разных стилей, такая эклектика отлично работает на арт-дизайн и атмосферу игры. Буквально с первых минут знакомства с игрой, погружаясь в электронную мелодию загадочного эмбиента в качестве музыкального сопровождения, ты уже готов присоединится к СЭМу и Тине в их приключениях. Их своеобразная дружба и взаимоотношения, наверно, самое лучшее (и проработанное), что есть в истории Encodya, жаль только, что сама игра оказывается неспособна вывезти амбициозный замысел.
[По]гибли на лезвии бритвы
Многообещающее описание Encodya заманивает доверчивых игроков своими перспективами. Невольно начинаешь рисовать в своём воображении кинематографичный киберпанк-квест, но реальность полна разочарований. По сюжету оказывается, что Энкодия – это название альтернативного киберпространства в виде зелёных лесов и лужаек, где придётся потратить слишком много времени и нервов, которое должно подменить киберпространство Мистера Рампфа, чтобы спасти людей от киберзависимости. Каким образом замена одного киберпространства на другое киберпространство поможет избавиться от киберзависимости? Вопрос, на которой в игре есть свой ответ, но я не буду вам его спойлерить, чтобы вы не словили кринж раньше времени.
Официально заявлено свыше 30-ти персонажей, но серьёзно прописаны только два: СЭМ и Тина. Других NPC, способных рассказать вам хоть чуть-чуть осмысленную историю, с трудом можно насчитать до десяти, остальные же плоские как фанера. Даже главный злодей, гибрид Гитлера и Трампа, Мистер Рампф, просто злой дядька, который бегает за вами, но никак не может поймать, потому что он глупый злой дядька, вот такая арка персонажа. Ради интереса вы, конечно, можете поболтать с роботом-охранником о том, почему он вас не пропускает:
— Вы нас пропустите?
— Нет!
— А почему?
— Потому что нельзя!
— Точно не пустите?
— Да точно!
— А может всё такие можно?
— Нет, нельзя!
Ведь шутка повторенная десять раз становится в десять раз смешнее, вот вам и пять тысяч строчек диалогов (одна из фич игры на официальном сайте).
Прежде чем мы перейдём к дальнейшим недостаткам, ещё раз напомню, что у нас на обзоре версия для Xbox Series S. Судя по всему, никакой специальной оптимизации нет. С разрешением картинки всё сложно и неоднозначно. Игровой интерфейс и 3D модели выглядят более чётким в отличие от всего остального. Задний фон и окружение любой локации города заметно размыты, вероятно из-за низкого разрешения исходного арта. Отчего герои смотрятся как бы оторванными от него, не говоря уже об отсутствии их отражения в лужах и игнорирование других визуальных эффектов. Получается, что все подвижные фигуры на экране живут своей жизнью, отдельно от декораций на заднем плане. По мере дальнейшего прохождения внутри Энкодии (начиная с третьей главы), осознаёшь, что рисовка Нео-Берлина оказывается была ещё вполне сносной.
Баг или Фича?
Как бы ни страдало эстетическое восприятие картинки, это далеко не самое страшное. Всё-таки первая игра студии, да и с художественной точки зрения, фон не то чтобы плох, а то что его не смогли нормально прикрутить к игре, как минимум не вина художника. Настоящая катастрофа в Encodya – это управление и взаимодействие с объектами на экране и инвентарём. Казалось бы, квест, «point & click» – указал и нажал, но для консолей разработчики Encodya решили пойти альтернативным путём.
В PC-оригинале всё как обычно: водим по экрану курсором в виде белого крестика, находим интерактивные объекты и ищем, что из собранного хлама будет взаимодействовать друг с другом и окружением. Просто и понятно. «Но на консолях же не играют мышкой», размышляет условный геймдизайнер, «у вас же там геймпад, значит и курсор вам не нужен». Так совпало, что Encodya попала к нам на обзор сразу после Röki, тоже инди-квест без курсора, тогда в чём проблема? Разница в том, что управление в Röki изначально сделано для геймпада. Более того, даже в PC-версии Röki курсора нет. То есть суть не в самом крестике на экране, а в том как выстроена система управления. После девяти часов прохождения Encodya на Xbox от начала и до конца (исключительно ради обзора) мне на 100% очевидно, что вся игра заточена под мышь с курсором. Подсказки, которые даёт робот, говорят об этом, в диалогах игры красной нитью проходят шутки, обыгрывающие то, что происходило бы при наведении курсора, в конце концов, в игре есть интерактивные зоны, которые можно обнаружить только курсором. Я потратил более получаса на прохождение простейшей загадки (два скрина ниже), только из-за того, что персонаж неспособен «увидеть» датчик, расположенный между роботом и компьютером.
Самое забавное, что на скриншотах в описании игры в Microsoft Store курсор таки имеется ? Хорошо, курсора нет, при подключении мыши к консоли он тоже не появляется – поняли, приняли, смирились, сматерились – возвращаемся к игре. Как же тогда объединять предметы внутри инвентаря? Рассказываю: открываем «Инвентарь», выбираем первый предмет, нажимаем на него, выбираем в контекстном меню «Использовать», после чего инвентарь автоматически закрывается, вновь открываем «Инвентарь», выбираем второй предмет, нажимаем «использовать П1 на: П2», подтверждаем выбор. Если с первого раза не угадали, то открываем «Инвентарь», выбираем следующий предмет… короче говоря, сделано крайне недружелюбно.
Притом что багов как таковых нет: скрипты работают, правильно угаданные предметы взаимодействуют, персонажи не застревают и не проваливаются. То есть формально, с технической точки зрения, игра проходима, но сам процесс будет виртуально бить по рукам за каждое действие.
Игра пройдена на Xbox Series S, все скриншоты сделаны в этой версии.
В итоге перед нами интригующая, но довольно нишевая история для тех, кто в теме. А вот как у самостоятельного квеста у Encodya слишком много серьёзных недоработок. Тут вам и архаичная графика, спорный сюжет, загадки лишённые логики и сломанное управление. Первая половина игры, где перед нами начинает разворачиваться история маленькой девочки и её робота-няньки в трущобах Нео-Берлина, ещё способна поддерживать интерес, но дальнейшее прохождение в фальшивых декорациях «волшебной кибер-страны» и развязка неумолимо скатываются в полное разочарование и окончательно хоронят удачный сеттинг и многообещающее начало.
Encodya вышла 5 ноября 2021 года на всех актуальных консолях Xbox, PlayStation и Nintendo. Цена в Microsoft Store составляет 29.99 долларов. Интерфейс и субтитры на русском языке.