Обзор Disciples: Liberation
Disciples: Liberation — это новейшая часть культовой серии пошаговых стратегий. Игра разработана студией Frima и издана Kalypso Media для PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X|S и PC.
Разработчики позиционируют игру как зрелое, темное фэнтезийное приключение, которое приглашает игроков вновь отправиться в Невендаар. От вас зависит, как сложится история дитя железа и неба, Авианны. С какими фракциями вы подружитесь? Кто встанет рядом с вами? Кто выживет, а кто умрет? Выбор — это все в Disciples: Liberation, и есть только один способ увидеть, к чему он приведет.
Мы полностью прошли версию на PlayStation 5, что заняло у нас немало времени (60 часов), и наконец готовы поделиться с вами свежими впечатлениями!
Интересный, но дырявый сюжет
Сюжет начинается довольно типично: наша героиня Авианна проходит путь от своего относительно незаметного начала до того, как становится центральным персонажем темной фэнтезийной истории, затрагивающей множество различных тем. Те, кто знаком с предыдущими выпусками серии Disciples, встретят некоторые наименования, упоминаемые тут и там. Но это все еще самостоятельная игра, действие которой происходит все еще в том же мире.
Кстати, о героине и ее спутниках и спутницах. Да, теперь у нас есть фиксированная главная героиня, которая изначально не принадлежит ни к одной фракции. В своих приключениях ее сопровождают ключевые союзники, с которыми она может общаться и воевать бок о бок. Всего в игре девять компаньонов.
Девушка в главной роли, возможность заводить романы с парнями, и даже с другими девушками, или выступать в роли свахи (секса здесь вообще очень много) — все это выглядит очень модно, молодежно и трендово.
Сюжет, квесты, напарники — здесь тоже все современно. Авианна и ее товарищи должны объединиться и спасти Невендаар, а для этого, в первую очередь, ей стоит заключить крепкие союзы с фракциями. Сюжетных и побочных заданий очень много, некоторые из них весьма оригинальны, и решать их можно по-разному. Однако здесь следует пожурить разработчиков за недосказанность.
Что такого особенного в Авианне, откуда вообще взялись ее до сих пор неупоминавшиеся способности? Знала ли она, что является потомком древней расы? Почему она так отстраненно, если не сказать, саркастически отнеслась к проявлению своей силы? Почему она вдруг почувствовала себя обязанной возродить некий Иллиан, построенный неизвестно кем? На все это сценаристы просто не дают ответов.
Удобное и привычное перемещение
В ходе приключения мы побываем на землях орд нежити, эльфийских кланов, Империи и Легиона Проклятых — все локации действительно уникальные и атмосферные, соответствующие сеттингу. Так, в пылающих землях Легиона Проклятых проходит настоящая содомия, где демоны собирают кровь из бойцовых ям, и просят нас найти сбежавших зомби, чтобы приготовить из них любимые блюда.
По локациям вы будете передвигаться в основном верхом на лошади, что позволит сравнительно быстро преодолевать большие расстояния. Вам даже не нужно спешиваться с лошади, чтобы вступить в разговор или выполнять другие действия. Когда Авиана заходит в помещения, она автоматически слезает с лошади, тем самым позволяя вам более пристально изучить окружение.
В остальном геймплей не сильно изменился: мы перемещаем главного героя по карте, захватываем лесопилки, шахты с железом и золотом, а потом используем все это как для строительства и улучшения зданий, так и для прокачки снаряжения, а также для использования осколков, дающих пассивные бонусы тем, кто их носит.
А еще на карте есть фонтаны, восстанавливающие здоровье, и источники маны. Иногда встречаются препятствия, которые могут разрушить только определенные напарники. И чтобы открыть эту их способность, вы должны сначала выполнить их задания. Ну и, конечно, тут и там затаились персонажи с желанием дать нам квест или настучать по голове.
Мультиплеер на костылях
В дополнение к однопользовательской кампании разработчики зачем-то добавили многопользовательский режим для игры против друзей или незнакомцев, позволяющий каждому игроку выбирать класс Авианны, состав армии и компаньонов в сетевых стычках 1 на 1. Режим оказался настолько неинтересен игрокам, что поиск оппонента у меня занимал не меньше 10 минут. Спрашивается — зачем?
Старая добрая пошаговая тактика
Те, кто знаком с King’s Bounty, Heroes of Might and Magic, предыдущими играми серии Disciples и другими пошаговыми стратегиями, почувствуют себя как дома, когда окажутся на сетчатом поле боя. Система инициативы, возможность отложить ход или занять оборонительную позицию — старая классическая схема боя снова в строю.
Однако разработчики Disciples: Liberation добавили вкусную вишенку на старый любимый торт. Помимо победы над вражескими армиями, в бою вам предстоит решать различные задачи, такие как: выжить определенное количество раундов, убить определенного юнита, не дать умереть компаньонам и так далее. 3D-сетка включает в себя различные элементы, которые необходимо учитывать во время боя: лучники и заклинатели не могут атаковать через препятствия и вам надо учитывать различные статусные эффекты, которые можно наложить на противника (отравление, кровотечение, горение, слепота, живучесть и т.д.).
Есть множество более тонких деталей, которые позволяют увлечь, развлечь и бросить вызов. Но если вы не любитель тактических сражений и долгих анимаций (и почему нельзя было сделать ускорение, как в какой-нибудь Fire Emblem?), достаточно нажать кнопку Conquer и битва пройдет сама по себе. Однако это относится только к тем сражениям, которые не являются частью сюжета, и вы должны быть сильнее вражеского отряда.
Вердикт:
Плюсы:
- Глубокая тактическая боевая система.
- Разнообразный дизайн мира.
- Много художественного текста.
Минусы:
- Дыры в сюжете.
- Долгие анимации без возможности их ускорения.
- Выбор часто приводит к предсказуемым последствиям.
Подводя итог, можно сказать, что Disciples: Liberation — это смесь пошаговой стратегии и ролевой игры. В ней много уникальных приемов классических черт обоих жанров и разработчики успешно скомбинировали их. Если вы любите RPG старой школы, приятное ощущение от сделанного выбора, пошаговую боевую систему и много текста — этот проект для вас. С другой стороны, если вы переиграли в игры подобного плана, Disciples: Liberation вряд ли перевернет ваш мир. Стоит также упомянуть, что разработчики приняли несколько спорных решений, касательно затруднительного восстановления здоровья и маны, отсутствие мини-карты, баланса ряда юнитов на начальных этапах, малюсенький режим PvP (о котором и рассказать-то нечего) и прочее.
Что касается меня, я бы сказал, что, проходя Disciples: Liberation, возникло ощущение, будто я играю во что-то знакомое, но все еще приятное. Свобода в создании собственной нации, исследование, бои, и что мне лично больше всего понравилось — упор на персонажей, приносили покой в мою душу и медитативное удовлетворение. Весьма приятная игра для зимнего вечера за чашкой чая!
Итоговая оценка:
7.5/10