Наследие Minecraft: Пять лучших игр про строительство
В отличие от симуляторов выживания, игры про строительство существуют уже довольно давно — как минимум несколько десятков лет. Правда, раньше они редко выходили за рамки специфических жанров вроде градостроительных симуляторов. Minecraft же своим примером показала, что постройка баз, жилищ и прочих объектов вполне уместна даже там, где строительство не выступает основной целью, — как, например, в тех же «выживалках». Предлагаем вам ознакомиться с пятёркой лучших, на наш взгляд, игр, где постройкам отводится одна из ключевых ролей.
Terraria
У Minecraft было немало последователей, однако Terraria опередила с релизом не только их, но и сам оригинал. Пока Маркус Перссон тянул резину с бета-версией своего детища, маленькая студия Re-Logic вдохновилась его творчеством, придумала двумерную адаптацию той же идеи и претворила её в жизнь за считанные месяцы. Terraria точно так же бросает игрока в огромном, полном опасностей мире без каких-либо чётких инструкций. Поначалу попытки исследовать окрестности часто оборачиваются смертью — повсюду много врагов, и примитивным оружием от них не отбиться. Поэтому сначала нужно как-нибудь соорудить себе убежище, а затем в поисках ценных ресурсов углубляться в земные недра, постепенно выстраивая цепь тоннелей и присоединяя всё новые пещеры к своей подземной империи.
От своего прародителя Terraria отличалась упором на экшен: больше видов врагов и оружия, более толковая прокачка, полноценные сражения с боссами… Именно проходить Terraria и сложнее, и увлекательнее, чем Minecraft. А патчи, выходившие на протяжении всех десяти лет после релиза, сделали мир игры ещё более богатым и самобытным, что помогло Terraria успешно пройти испытание временем. Это по-прежнему достойная альтернатива Minecraft для тех, кто предпочитает 2D. В плане строительства вы ограничены только своей фантазией: можно отгрохать хоть средневековую крепость, хоть гигантскую статую, хоть хитроумный механизм. И, конечно, веселее всего заниматься архитектурой вместе с друзьями.
Space Engineers
Space Engineers повезло появиться в нужном месте и в нужное время. В 2013 году рынок ещё не был перенасыщен «выживалками», тем более посвящёнными исследованию космоса. И хотя появившаяся в раннем доступе игра сперва предлагала лишь творческий режим, полностью нацеленный на строительство, именно он и сделал Space Engineers популярной. Правило «развлеки себя» идеально ложилось на возможности, которые открывала низкая гравитация и бесконечная пустота космоса. Исследование неизвестных планет, проектирование самых разных (от маленьких истребителей до «Звёзд смерти») кораблей с достоверной физической моделью, строительство космических станций и портов на орбите, планетарные базы в полых астероидах. Тут хоть занимайся созиданием, хоть устраивай масштабные баталии на собственноручно сконструированных кораблях.
А когда в игре наконец появился режим выживания вместе с поддержкой модов, из просто интересного, но недоразвитого концепта Space Engineers превратилась в полноценную игру для любителей майнить астероиды и передвигаться исключительно гиперпрыжками. Если раньше с ней всё было довольно однозначно, то сейчас уже наверняка и не скажешь, какой режим геймерам больше по душе — выживальческий или творческий.
ARK: Survival Evolved
Дебютный проект Studio Wildcard ещё до выхода из раннего доступа разошёлся тиражом около 5,5 млн копий. Причиной столь впечатляющих продаж послужил не только стремительный рост популярности жанра, но и необычный сеттинг: выживать нужно было на футуристическом острове прямиком из «Парка Юрского периода». В мире ARK: Survival Evolved обитает множество доисторических созданий всех форм и биологических видов, от юрких рапторов и твердолобых трицератопсов до тираннозавров, гигантских кальмаров и много кого ещё. И если в начале приключения приходится орудовать деревянным копьём, добывая себе еду, то на высших этапах развития разные кланы выживших штурмуют базы друг друга верхом на динозаврах — в том числе летающих. Да ещё и с винтовками наперевес.
Успех ARK впоследствие привёл не только к появлению консольных портов игры, но и к созданию нескольких спин-оффов, а также полноценного сиквела с заделом на сюжетную кампанию. Главную роль в продолжении ARK, к слову, исполнит Вин Дизель, который, по собственному признанию, наиграл в первую часть более 1000 часов. На фоне персонажа Доминика Торетто из «Форсажа», прочно закрепившегося за актёром, не обошлось без шуток про братство и племя, но кто знает — в первый раз у авторов всё получилось. Вдруг и сиквел не ударит в грязь лицом?
Satisfactory
Satisfactory от Coffee Stain Studios (авторов незабвенной Goat Simulator) — это Factorio от мира «выживалок». Если там потерпевшему крушение астронавту требовалось освоить природные ресурсы планеты, чтобы, в конце концов, сконструировать ракету и убраться прочь с чужой планеты, то здесь игроку, будучи сотрудником корпорации, нужно наладить целую планетарную фабрику. Элементов выживания в игре практически нет — Satisfactory делает ставку на строительство комплексных производственных цепочек. Зачем трудиться в поте лица, если можно полностью автоматизировать добычу ресурсов, обработку сырья и его доставку в пункт назначения? Километры конвейеров развозят компоненты в десятки сборщиков, а готовый продукт отправляется прямиком к космическому лифту — для доставки на нужды корпорации. Насосы качают воду и нефть для генераторов, линии электропередач снабжают производство энергией, а разные секторы фабрики сообщаются между собой железной дорогой.
Словом, пазл получается довольно замысловатый, но при этом увлекательный — особенно если вы в своё время увлекались «производственными» модами для Minecraft, но не получили от них той глубины и вариативности, что ждали. Пускай мир в Satisfactory не процедурный, исследовать его можно десятки часов напролёт, не зевая от скуки. А социальный комментарии на тему экологии, которую корпоративная экономика приносит в жертву собственной жадности, идёт необязательным бонусом.
Valheim
Valheim очень удачно сделала ставку на сеттинг скандинавской мифологии. Её разработка началась в 2018 году: тогда вышла God of War, которая убедила авторов грядущего инди-хита в том, что викинги — это модно. А до раннего доступа Valheim добралась в январе 2021-го, аккурат после релиза Assassin's Creed Valhalla — экшена в открытом мире, лишённого той эмерджентности, что присуща играм про выживание и строительство. Именно этот запрос публики Valheim успешно и удовлетворила, гармонично вобрав в себя элементы многих предшественниц.
В отличие от многих коллег по инди-цеху, Valheim и её история о павшем викинге, которого сослали в мир-тюрьму, уже в рамках раннего доступа предложила уйму контента и массу механик. Позаимствованные у The Legend of Zelda: Breath of the Wild готовка еды и параметры персонажа подогревают интерес к исследованию: какие ресурсы таит в себе очередная неизведанная область, что в итоге получится, если смешать в котле первое, второе, третье и десятое? А тут внезапно выясняется, что новой локации царит вечная мерзлота, и без тёплого кителя (или специального зелья) смерть настигнет героя очень быстро. Как много «выживалок» заставляют игрока проветривать помещение, чтобы его подопечный не откинул копыта от отравления угарным газом? А как вам реалистичная физика деревьев, из-за которой криво спиленный ствол может прибить лесоруба? В Valheim можно построить хоть Вайтран, хоть Эйфелеву башню, но делать это нужно с соблюдением правил безопасности — иначе несчастных случаев на рабочем месте не миновать. Впрочем, именно непредсказуемые ситуации, возникающие благодаря реалистичной физике, и запомнились публике, что подтверждается массовыми восторгами в Steam.
А какие ещё игры про игры про строительство, достойные внимания, вы можете вспомнить? Расскажите нам в комментариях!