Kapital: Sparks of Revolution
Платформа:
Linux, Mac, PC
Жанр:
simulator
,
strategy
Дата выхода:
28 апреля 2022 г.
Разработчик:
Lapovich Team
Издатель:
1C Entertainment
Актуально для платформы: PC
В современной разработке видеоигр эксперименты — удел сильных. Либо — что встречается куда чаще — признак новичка. Уж кому, а тем, кто делает первые шаги, обычно сложно отказать в амбициозности. С умениями, которые помогают воплотить задуманные инновации в жизнь, бывает по-разному — порой звёзды на небе сходятся, и выходит проект, отличающийся не только оригинальностью, но и качеством исполнения.
Kapital: Sparks of Revolution от белорусской студии Lapovich Team стремится расшевелить застоявшееся болото экономических градостроительных симуляторов. Желание сделать что-то уникальное всегда похвально, но хватило ли навыка для столь сложного проекта?
Хлеба и зрелищ
С ходу определить жанровую принадлежность Kapital не так уж просто. Если взглянуть на скриншоты, то перед нами классический «градосим»: строим домики, обеспечиваем жителей всем необходимым и получаем удовольствие от неизбежно возникающей в процессе городской суеты. Аннотации от самих авторов, впрочем, обещают другое: по их словам, перед нами «стратегия-песочница о классовой борьбе, гибрид сити-билдера и социального менеджера». У меня же по итогам знакомства с игрой сложилось иное мнение, но об этом позже.
Итак, мы видим некое европейское государство начала прошлого века. Недавно отгремела большая война, страна лежит в руинах, но развалины старого мира всегда означают старт чего-то нового. Нам, мэру небольшого городка, только-только начинающего путь к мирной жизни, предстоит управлять поселением и вести его жителей к процветанию.
Детализация городской жизни не впечатляет: ресурсы перемещаются между зданиями мгновенно, а анимация рабочего процесса отсутствует.
Население строго поделено на социальные группы: рабочие, буржуа и дворяне. Первые, самые многочисленные (их всегда примерно в два раза больше остальных) заняты в производстве — например, трудятся на фабриках. Дворяне, как отпрыски знатных родов, к черновой работе непривычны, зато никто, кроме них, не может справиться с административными делами, требующими образования и связей. Буржуа тоже не сидят без дела — на их плечах рыночная деятельность, которая занимает немалую нишу в жизни города.
У каждой группы свои потребности — от обеспечения права на жильё (не нашедшие угол горожане будут ютиться у костров в чистом поле) до развлечений. Стандартная, в принципе, история для подобных стратегий: людишки вечно чего-то хотят, а руководство должно всё как можно быстрее обеспечивать.
Интересно то, что ресурсов у нашего мэра, как правило, немного и на всех их не хватит. Приходится выбирать, кому дать крышу над головой — обычному работяге, который гнёт спину на заводе, или высокородному сэру, что обеспечивает выполнение городских законов. Речь, конечно, не идёт о микроменеджменте каждого жителя — мы всё-таки выступаем в роли градоначальника, решения наши глобальны и не ограничиваются постройкой зданий. Время от времени игрок может принимать законопроекты, которые постепенно открывают не только новые постройки, но и целые геймплейные возможности.
Застройка кварталов однотипными зданиями необходима не для оптимизации логистики (которая здесь отсутствует). Просто так легче контролировать их работу — к сожалению, нормальной статистики и отчётов не предусмотрено.
Бунд!
Это, кстати, очень подкупает, особенно при первом прохождении, — геймплей развивается не количественно, а качественно. Если на первом этапе обустройства города мы заняты простейшими занятиями, вроде обеспечения местных едой, то дальше открываются возможности, связанные с рынком и медициной, но больше всего внимания уделено правопорядку. Силовики в нашем городе всегда найдут занятие — от обычных полицейских патрулей до тайного сыска, вычисляющего бандитские группы и бунтовщиков.
Жители здесь любят публично проявлять свою гражданскую позицию: низкий уровень счастья отдельной социальной группы приводит к тому, что толпа недовольных собирается где-нибудь на отшибе и спустя некоторое время отправляется жечь дворец мэра. Остановить их можно, если выполнить требования, которые не сводятся к банальному «Отдать N единиц ресурса»: обязательно будет побочное задание — например «Обеспечить постройку нескольких домов для рабочего класса». Впрочем, недовольных можно разогнать с помощью грубой силы, вплоть до применения огнестрельного оружия — если не боитесь социального взрыва, конечно.
Поток новых жителей не остановить — город вынужден постоянно расти.
На позднем этапе придётся более плотно заниматься политикой: указания из продвинутого свода законов, открывающегося после изучения и постройки здания Думы, зависят от баланса сил между тремя политическими партиями, каждая из которых поддерживает свой социальный класс. Наконец, в режиме кампании нам ещё и сюжет подкинут, который, впрочем, традиционно выступает в качестве обучения, пусть и растянутого в данном случае на весь игровой цикл.
Геймплейные идеи, вложенные в Sparks of Revolution, — яркий пример стремления придумать что-то новое без оглядки на каноны жанра. И тут, как вы понимаете, пришло время для тех самых но, без которых, к сожалению, не обойдётся. Да, дело в качестве реализации задумок — и не только.
Жертва амбиций
Чем больше в игре возможностей, тем сложнее собрать их в единую, непротиворечивую систему, которая будет не просто адекватно работать, а дарить пользователю удовольствие от созерцания того, что происходит на экране. Здесь же, как это часто бывает, в погоне за богатством фич, разработчики не смогли обойтись без кучи «костылей», которые всё равно не в состоянии сделать геймплей полноценно привлекательным. Я не буду касаться чисто технических особенностей, вроде багов, устаревшей графики и блёклого оформления (хотя, судя по скриншотам старых версий, первоначальные варианты были куда нагляднее), — в таком проекте это далеко не главное. А вот от проблем с балансом и так называемым игровым циклом (gameplay loop) никуда не деться — это бросается в глаза куда сильнее, чем неразборчивые надписи в интерфейсе.
Улицы завалены трупами. Это не следствие эпидемии или войны — просто затраты на захоронение слишком велики, поэтому гробовщики отправлены в неоплачиваемый отпуск.
Для экономических стратегий, где игрок принимает глобальные решения, очень важна подробная статистика — вспомните любого достойного представителя жанра. А в Kapital даже о доходах города можно узнать лишь в общих чертах, не говоря уж о таких тонкостях, как графики прибыли, полноценные отчёты с фильтрами и прочие незаменимые инструменты — ничего этого нет и в помине. Когда у тебя пара фабрик и сотня жителей — ещё куда ни шло, а что делать, когда город разрастается и за текущим состоянием дел уже не уследить вручную просматривая статистику каждого здания?
Работа правоохранительных органов ярче всего подчёркивает главную проблему этой игры — хорошая задумка при слабой реализации.
Управлять экономикой вслепую просто невозможно — последствия решений приходится угадывать, а не предвидеть исходя из знания механик. Геймплей превращается в хаос — ресурсы прибывают и убывают, жители занимаются своими делами, где-то на фоне мелькают потенциально интересные фичи вроде борьбы с преступностью, а мы лишь отстранённо наблюдаем за происходящим. Это не стратегия непрямого контроля, как я надеялся поначалу, но и командовать, вникая в каждую мелочь, не получится — игра просто-напросто не работает так, как должна.
К моменту, когда добираешься до самого интересного — продвинутого законодательства, позволяющего искать поддержку своих решений среди одной из трёх политических партий, геймплей разваливается окончательно.
Если не выполнять требования протестующих, то разгневанная толпа отправится громить город.
Kapital: Sparks of Revolution не полноценный экономический симулятор — слишком скудна здесь экономика. Другой жанр? Но нам не рассказывают историю, сюжетные ходы которой создаются на лету, в зависимости от наших решений, как это подразумевает песочница с indirect control, — для этого не хватает свободы действий и уникальных игровых ситуаций. Это и не головоломка с поиском оптимального решения, искусно скрытая под оболочкой симулятора принятия непростых решений, как, например, Frostpunk (с которой у нашего нынешнего гостя много общих черт).
Что остаётся? Набор интересных идей, слабо связанных между собой, похороненный под ворохом ненужных и просто неработающих механик.
Плюсы: графический дизайн в стиле начала XX века; последовательное внедрение новых механик по мере игры.
Минусы: проблемы с балансом; баги; непрозрачная игровая экономика; многие элементы геймплея не работают так, как задумано.