Insomnis
Платформа:
PC, PS4, PS5
Жанр:
adventure
Дата выхода:
29 октября 2021 г.
Разработчик:
Path Games
Издатель:
Path Games
Актуально для платформы: PC
Помните знаменитую жуткую считалочку из «Кошмара на улице Вязов»? В Insomnis есть похожий стишок — и тоже в исполнении детишек. Правда, не совсем живых, но и не мёртвых в полном смысле этого слова. Их души нам и предстоит успокоить — или разозлить. Решение принимаем в конце, а до этого придётся раскрыть все секреты и тайны мрачного особняка, доставшегося герою по наследству от деда-учёного.
Художественный страх
Да, в Insomnis есть и проклятый старый дом, по которому крадёшься в темноте с фонариком наперевес, вздрагивая от скрипа половиц, вслушиваясь в шорохи и звуки; и учёные с их ужасными экспериментами; и скримеры, когда вдруг оживёт манекен или произойдёт что-то ещё неожиданное и пугающее. Естественно, вокруг полно записок и предметов, которые можно поднять, осмотреть и поставить обратно. В общем, стандартный, казалось бы, набор из типичных клише для ужастиков. Разве что нет пряток с чудищами.
Тут и без монстров не по себе становится.
Но скримеры едва ли назовёшь дешёвыми, в духе многих видеоигровых ужастиков, — они куда логичнее вписаны в происходящее, и авторы так филигранно готовят нас к ним с помощью постепенно нарастающих звуков и такой же музыки, что понимаешь и внутренне готовишься — сейчас что-то будет. И всё равно пару раз я подпрыгнул и матюгнулся — но вот самих авторов ругать совсем не хочется. Повторю, скримеры тут расставлены очень грамотно.
Слышали бы вы, какими звуками это сопровождается.
И они столь же грамотно обыгрываются, вписываются в происходящее. Это не просто чудища, а персонажи, которые никуда не исчезают. Можно пойти за этой девочкой, которая на гифке выше пробежала мимо двери, и увидеть, как в другой комнате она рисует что-то на столе, — а что случится, если подойти к ней, узнаете уже сами.
И в любом случае в Insomnis, притом что это пугающая, неуютная игра, к которой после первого знакомства я даже побаивался подходить во второй раз; которая заставила меня снова вспомнить про валидол, и про свой возраст, и про то, что сердечко уже не то, — так вот, при этом саспенс строится отнюдь не на скримерах.
Просто рисующая девочка тут пугает куда больше, чем выпрыгивающий на вас из темноты волкодав.
Точнее, не только на них. Пугают тут куда искуснее и интереснее. Например, картинами и общим антуражем, интерьером особняка, который, к слову, может меняться. Так, зайдя второй раз в одно из помещений на первом этаже, я чуть не поседел, когда увидел башню из стульев там, где их раньше не было. Вот такие «скримеры» тут и работают лучше всего.
Такие картины в холле сразу настраивают посетителей на нужный лад.
Одновременно отталкивающие и завораживающие своей жуткой, неправильной, больной красотой картины на стенах; зияющие чернотой разбитые зеркала и те места, где они были; множество детских рисунков, карандашей, фломастеров и мягких игрушек, которые могут быть пронзены ножом или ещё чем-то острым. Или такие вот интерьеры:
И все они без перчаток! Куда смотрит Роспотребнадзор?
Всё вокруг тут одновременно пугает и завораживает, заставляя вернуться и всё же выяснить, что же случилось в этом особняке. Драться или прятаться от монстров, повторю, не придётся, а единственный вариант гибели главного героя случается где-то за кадром, но менее страшно от этого не становится.
Недетская история о детях
Да, сюжет в Insomnis захватывает, держит в напряжении и пугает — несмотря на все клише про эксперименты и старые особняки. Пугает в первую очередь осознанием того, что жертвами стали дети-сироты. И хотя то, что именно с ними тут случилось, выясняется далеко не сразу, с самого начала, когда видишь все эти игрушки, детские рисунки и читаешь открытки, которые наш герой ребёнком посылал дедушке — хозяину особняка, — сразу в сердце начинает щемить.
Помимо открыток в качестве коллекционных предметов можно собирать игрушки.
Понятно, что причинение вреда детям или какие-либо намёки на их страдания в играх — это всегда удар ниже пояса и почти запрещённый приём. Но и тут авторы Insomnis не действуют в лоб, прямо и дёшево — никто не терзает бедных деток у вас на глазах, всё опять же более тонко, а мотивация «злодеев» поднимает серьёзные и достаточно сложные с моральной точки зрения вопросы. Поэтому и финальный выбор не такой простой, как может показаться на первый взгляд.
Герой столкнётся с последствиями своего решения.
И пазлы вписаны в историю идеально — тут нет отвлечённых головоломок, подчиняющихся логике гейм-дизайнера, известной только ему самому. Да, в загадках нет ничего суперсложного, зато они необычные и разнообразные. Тут не надо чинить проводку, крутить вентили, искать ID-карты и двигать ящики. Даже подбирать коды к сейфу и к электронному замку нужно ровно по разу на всю игру — и подсказки к ним интересно запрятаны.
Придётся даже короткий фильм посмотреть.
Многое закручено вокруг необходимости расшифровать имена детей, скрытые в загадках, связанных с буквами. Где-то нужно правильно сыграть мелодию на пианино, где-то — одеть манекен, определив по детскому рисунку, чего ещё не хватает. Есть, конечно, и пазлы, связанные с картинами и рисунками.
Вот тут нужно внимательно слушать упомянутый мной в самом начале детский стишок.
Где-то загадки совсем уж печальные — для их разгадки нужно определить время смерти или, например, найти тела в морге. Зато однажды придётся вспомнить детство и сыграть в знаменитое «Мемо».
Эту нарисованную «магическую» дверь придётся открыть.
Insomnis можно пройти за полтора-два часа. Но это очень насыщенные полтора-два часа, в которые уместились уйма событий, загадок, тайн, неожиданных, пугающих встреч и открытий, а также пачка валидола и одно непростое решение. Всем бы так — не растекаться мыслью по древу, растягивая прохождение, а выдать лаконичный, концентрированный саспенс и эмоциональную драму, бьющую не в бровь, а в глаз.
Плюсы: увлекательная история; игра умеет пугать — и делает это интересно и с выдумкой; много по-своему необычных загадок; отличная работа со звуком.
Минусы: игра очень короткая; оптимизация не на высоте, а модели персонажей кажутся совсем уж устаревшими.