Игра года: Resident Evil Village, Deathloop, Psychonauts 2 и многие другие
О номинации
Выбирать игру года всегда сложнее всего. В эту номинацию попадают очень разные проекты: и в жанровом плане, и в бюджетном, и даже в идеологическом. Ограничений здесь никаких нет, так что угадать, кто окажется победителем на этот раз, практически невозможно. Что ж, тем веселее!
Седьмое место — Black Book
Студия Morteshka со своей «Чёрной книгой» провернула то же, что когда-то сделал мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей»: показала, что русский фольклор отлично сочетается с современной массовой культурой — был бы у создателей талант и желание творить. Конечно, можно сколько угодно кряхтеть о том, какая богатая у нас мифология и какие раньше снимали отличные сказки. Но это было раньше. А что сейчас? Вот этого-то «сейчас» как раз очень не хватало.
Карточная боевая система Black Book по-хорошему зубодробительно сложна, но всё-таки не она заставляет неотрывно сидеть за игрой до самой концовки. Куда сильнее увлекает именно странный и таинственный мир старорусской культуры, который в изложении Morteshka оказался абсолютно незнакомым, суровым и жутким. Это совсем не та радужная утопия, которую рисуют в детских мультиках. Это мир, где новорождённого ребенка могут утащить бесы, на мельнице живут черти, которые всегда не прочь кого-нибудь придушить, а в бане поджидает обдериха, готовая содрать с тебя кожу.
Black Book больше рассказывает, чем показывает — нарисованных, а уж тем более анимированных персонажей и демонов в игре не так уж и много, — но описания, звуки и саундтрек проработаны настолько хорошо, так что воображение легко дорисовывает всё остальное. Выключишь ночью свет, запустишь игру, и через пару минут будто и впрямь оказываешься на узкой тропинке в тёмном лесу, где ни одна ветка не ломается без ведома лешего.
Шестое место — The Forgotten City
От The Forgotten City никто не ждал великих свершений. Хотя сам по себе прецедент, конечно, любопытный: пользовательские модификации для ААА-игр (в данном случае это была Skyrim) не каждый день становятся самостоятельными произведениями. Особенно если учесть, что оригинальный мод был создан разработчиком-одиночкой, который обучался нюансам программирования и геймдизайна прямо в процессе работы над собственным дебютом.
С другой стороны, отсутствие каких-либо ожиданий сыграло The Forgotten City только на руку. Хитроумный детектив в антураже древнего Рима оказался одним из главных и действительно неожиданных открытий 2021 года. Оригинальная модификация и так была выше всяких похвал, однако, развив идею до масштабов полноценной игры, студия Modern Storyteller раскрыла её потенциал как следует. Сценарий, литературные тексты, внимание к деталям, визуальный дизайн, звук, музыка — всё выполнено на высшем уровне, несмотря на малый бюджет и крохотный коллектив разработчиков. Недостаток ресурсов в распоряжении студии порой даёт о себе знать, но он не в силах затмить блестящее творческое видение и очевидную страсть, вложенную в проект. The Forgotten City разработана с таким старанием, словно авторы искренне переживали, что у них не будет второго шанса претворить свою мечту в жизнь, — а теперь за их дальнейшим творчеством будет следить вся игровая общественность.
Пятое место — It Takes Two
«Вместе веселее» — принцип, хорошо понятный и игрокам, и разработчикам. Кооперативных игр много, но лучшими из них всегда оказывались те, которые были заранее рассчитаны на конкретное число участников. Одно дело — грызть какого-нибудь босса, здоровье которого лишь возрастает пропорционально количеству героев, и совсем другое — проходить испытания, требующие чего-то от каждого игрока. Например, если у отдельного пользователя есть своя специализация или если ему доступны какие-то уникальные умения. Подобное эпизодически встречалось и в A Way Out, предыдущей игре студии Hazelight. Но в её новинке It Takes Two эта концепция нашла себе наиболее полное и широкое воплощение.
It Takes Two не изобретает ничего нового, но удачно компилирует уже знакомые всем кооперативные механики. Парочка героев всегда вместе: даже при прохождении по сети экран делится надвое, и вы видите, где бегает ваш партнёр. А для решения любой задачи требуется взаимодействие: один расставляет платформы — другой по ним прыгает; один отвлекает босса — другой с ним расправляется; один управляет перемещением по горизонтали, другой — по вертикали. И каждый раз тут что-то новое: и локации, и умения героев, и механики меняются буквально каждые полчаса. Скучать буквально некогда!
Четвёртое место — Resident Evil Village
Resident Evil — самая стабильная и живучая из классических хоррор-серий. Silent Hill, Forbidden Siren и Fatal Frame уже давно сошли с дистанции, а вот новые эпизоды удивительных приключений Т-вируса и его друзей до сих пор выходят и в кино, и в формате видеоигр. Правда, узнать в Village продолжение игры 1996 года едва ли возможно: она похожа на первую Resident Evil даже меньше, чем седьмая номерная часть.
На этот раз захваченный живыми мертвецами Раккун-Сити сменила восточноевропейская деревенька с заснеженными кособокими избушками. Вакантную позицию Тирана заняла бессмертная гигантесса Альсина Димитреску, которая стала ходячим мемом и секс-символом задолго до выхода самой игры. А хоррор про зомби-мутантов окончательно уступил место натуральному фэнтези — с драконами, вампирами и великанами (пусть даже всей здешней «магии» по закону Артура Кларка в финале найдётся вполне материалистическое объяснение).
При всём при этом именно как хоррор Village скорее не удалась: она не столько пугает, сколько развлекает. Зато в игре скрыт настоящий голливудский аттракцион, где нашлось место и неплохой стрельбе, и пряткам, и погоням, и крафту, и головоломкам. Что уж там, даже битва с ОБЧР присутствует! Главный герой успевает и поохотиться в стиле Far Cry, и порасхищать какие-то гробницы в лучших традициях Tomb Raider, и сразиться с армиями вооружённых скелетов прямиком из Skyrim. Причём вся эта эклектика отменно смотрится, бодро играется и складывается в удивительно цельное произведение, которое несомненно требует продолжения. А оно точно будет: Capcom, в отличие от Konami, своих не бросает. Главное, чтобы в девятой части было поменьше экспериментов и побольше самой Resident Evil. А то так недолго и себя потерять.
Третье место — Deathloop
На первый взгляд Deathloop легко спутать с Dishonored, ведь авторский почерк Arkane Studios видно сразу: и визуальное оформление похоже, и некоторые локации, и часть умений… Но если копнуть хоть немного глубже, обнаружится, что оригинальных трюков у новой игры ничуть не меньше, чем у тех, что уже проверены временем.
Главный фокус, на котором сосредоточены и геймплей, и нарратив, — временная петля, куда попал мучимый похмельем и амнезией главный герой. Раз за разом он просыпается на холодном каменистом пляже странного острова Чёрный риф, чтобы снова взять в руки автомат и разорвать порочный круг… И раз за разом терпит неудачу. Потому что единственный способ выбраться на волю — это уничтожить тех, кто всё это устроил. Причём за один день, иначе все убитые воскреснут, и всё придётся начинать сначала. Вроде бы ничего сложного, ведь у нас в запасе бесконечное количество попыток, солидный арсенал и магические способности. Вот только умирать цели никак не хотят. Особенно Джулианна — местный агент хаоса и наша персональная немезида.
В отличие от других идеологов петли, она не привязана к дневному расписанию, прекрасно знает, чего мы хотим, и делает всё, чтобы этому помешать. Не раз и не два внезапные появления этой чертовки испортят безупречные, казалось бы, планы — однако и это ещё не самое интересное. Роль Джулианны может исполнять не только туповатый ИИ, но и живой человек: вторжения в чужие сессии организованы почти как в Bloodborne. Кто бы мог подумать, что все эти годы жанру не хватало именно асимметричного мультиплеера!
Впрочем, получить удовольствие от Deathloop можно и в одиночку. У неё есть всё, что нужно классному immersive sim: бодрая стрельба, без преувеличения блестящий дизайн уровней и свобода в достижении целей, которую ограничивает только фантазия самого игрока. Стильная внешность и очаровательный саундтрек идут бонусом. Не хватило Deathloop разве что технической стабильности на запуске — иначе была бы игра года, не меньше.
Второе место — Marvel's Guardians of the Galaxy
На достойные воплощения в играх и кино «Стражам галактики» везёт куда сильнее, чем другим супергеройским командам. Сперва дилогия Джеймса Ганна оказалась в числе самых удачных фильмов MCU. Теперь вот интерактивные приключения незадачливых спасителей вселенной внезапно попали на пьедестал лучших игр 2021 года. Спасибо Eidos Montreal, которая разработала перезапуски Tomb Raider, Thief и Deus Ex!
Стараниями разработчиков даже легкомысленные обычно «Стражи» обрели неожиданную глубину характеров и отношений… Не перестав, к счастью, быть собой: лихими, пусть и не слишком везучими, искателями приключений. Они бодро переругиваются друг с другом и постоянно острят в отлично написанных диалогах. Разгадывают головоломки и участвуют в безумных мини-играх. Сражаются на звёздных истребителях и зрелищно выносят целые толпы врагов под аккомпанемент рок-хитов 80-х. В общем, всё как в кино — только лучше.
И даже неважно, что сценарий, по сути, полностью линеен и никакой самодеятельности игрока Guardians of the Galaxy не предполагает. Ей это и не нужно. Ведь перед нами и без того очень цельная, тщательно проработанная и просто чрезвычайно душевная вещь без лутбоксов, микротранзакций и прочего мусора, который Square Enix догадалась оставить в провальных «Мстителях». Наконец-то у «Человека-паука» появился свой дружелюбный сосед — вторая приличная игроизация Marvel за последние годы.
Первое место — Psychonauts 2
Игрой года по версии Игромании частенько становится победитель в номинациях «Лучшая инди» или «Лучшая ААА-игра», но в этот раз чемпион точно не попадает ни в одну из этих категорий. Double Fine — студия достаточно крупная, да и завершалась разработка уже наверняка на деньги Microsoft. Но стартовала она с краудфандинговой кампании, да и амбиции у Psychonauts 2 совсем не космические. Она не пытается совершить революцию — но, с другой стороны, в 2021 году словно никто и не пытается. А в отсутствие прорывных инноваций не грех наградить того, кто лучше всех смог тряхнуть стариной, и в этом плане Psychonauts 2, идеальному сиквелу одной из самых выдающихся игр 2005-го, нет равных.
Как нет равных ей и среди современных релизов. Большие игры в своих трендах ушли очень далеко от того, что было нормой в середине нулевых: сейчас мы искренне радуемся уже тому, что Guardians of the Galaxy — нормальная одиночная игра без сервис-составляющей. Инди-проекты часто не могут развернуться до приличных масштабов, а выдающиеся нарративные работы вынуждены опираться в первую очередь на текст. На их фоне яркая, обширная, разнообразная и подающая сюжет всеми возможными изобразительными средствами Psychonauts 2 выглядит потрясающе.
Да и первая Psychonauts была нетипичной на момент выхода: это трёхмерный платформер с душой классической приключенческой игры в лучших традициях LucasArts. Её герой путешествовал по подсознаниям разных людей, буквально сражаясь с тараканами в их головах и расчищая эмоциональный багаж. Идея ныряния в чужой внутренний мир нередко используется в хоррорах, но Psychonauts была в первую очередь комедией, которая относилась к травмам своих персонажей с лёгкой иронией.
Psychonauts 2 сохранила все составляющие оригинала — кроме, разве что, характерного для старых приключенческих игр инвентаря. Здесь каждый уровень дарит и испытание экшеном и платформингом, и какие-то новые геймплейные механики, и повествование через окружение, и множество шуток, и совершенно уникальный арт-дизайн. Как и It Takes Two, игра не устаёт удивлять — но, в отличие от работы Hazelight, Psychonauts 2 предлагает солидный сценарий, умело продолжающий первую часть и интригующий до самого финала.
Psychonauts 2 — это образцовая игра «среднего класса», не скованная огромными бюджетами и ожиданиями ААА-сегмента и при этом свободная от жёстких ограничений типичных инди-проектов. Она сочетает в себе лучшее от обоих миров: обширные локации ручной выделки и смелые дизайнерские решения, выдающуюся постановку сценок и необычную тематику. За всё это она и получает от Игромании звание лучшей игры 2021 года.
«Великолепная семёрка» в этом году получилась чрезвычайно разнородной. Тут и посконная православная RPG, и чисто мультиплеерный проект на двух игроков, и долгожданное продолжение хита шестнадцатилетней давности. В общем, набор как минимум интересный. А какая игра 2021 года стала лучшей по вашему мнению? Расскажите в комментариях!
Все итоги 2021 года от Игромании