GTA: The Trilogy – The Definitive Edition: Потраченный ремастер
Не так давно весь мир подшучивал и горевал над особенностями испанской реставрации. У них там что не год, то новый талантливый ремастер картины или скульптуры. То классику прокачают до современного искусства, то девушку, и так не особо красивую, превратят совсем уже в Дональда Трампа. Я далёк от высокого искусства, а потому искренне недоумевал, как можно взять и вот так просто отдать что-то уникальное, обожаемое и очень дорогое непонятно в чьи руки.
Но два года назад бахнула Warcraft III: Reforged. Разразился скандал, Blizzard понесла финансовые и репутационные потери, бывшие фанаты превратились в ненавистников… Игровая индустрия сделала выводы, верно? Оказывается, нет. Целых три ремастера GTA синхронно приземлились на те же грабли: сразу в день релиза в переизданиях отыскали уйму багов, а «улучшенную» картинку растащили на мемы. Я даже не буду пытаться выяснить, кто во всём этом виноват: Rockstar Games, Take-Two Interactive или маленькая Grove Street Games — студия, которая раньше занималась только портами игр на мобильные устройства и консоли, а тут внезапно не справилась с ремастером трёх огромных песочниц.
Вся суть GTA: The Trilogy в одном кадре
Испанская реставрация
Хотя на самом-то деле трилогия играбельна. Клод, Томми и Си-Джей прыгают, бегают, стреляют, противники убиваются, машины воруются, кампания проходится без проблем (ну почти). А на руках у персонажей теперь гордо красуются по пять здоровенных пальцев, каждый размером с японскую редьку. Для счастья многого не нужно, однако здесь важно учитывать не только, какими вышли ремастеры, но и в каких условиях они вышли. Я имею в виду вполне прозаичные вещи: цену, наличие альтернатив, практическую пользу и (в данном случае) нанесённый ущерб.
Выкрутив дальность прорисовки на максимум, разработчики вынуждают «наслаждаться» мыльными пейзажами под пиксельными облаками
Начнём по порядку. Стоимость ремастера составляет 4279 рублей за ПК-версию в России или 60 долларов в англоязычных интернетах. Тот же ценник, что красуется на абсолютно новых AAA-играх. В качестве альтернатив существовали оригинальные игры и библиотека модов, но издатель предусмотрительно изъял их из продажи, чтобы не оставить потребителю выбора. Какая же тогда от ремастеров польза? Картинку омолодили лет на семь (в случае San Andreas) или десять (в случае GTA 3), когда нужно было на семнадцать или двадцать соответственно. Местами точечно исправили геймплей, выпустили на новых консолях и… На этом список плюсов заканчивается.
Теперь пройдемся по недостаткам. В попытке улучшить графику художники изуродовали часть персонажей и визуальный стиль игры в целом: мрачная история о преступниках смотрится слишком мультяшной из-за чересчур яркой цветовой палитры. Пользовательские моды недоступны, а часть музыки исчезла из ротации радиостанций, так как издатель зажал денег на продление лицензий. В день релиза лаунчер Rockstar отключился на сутки, отрубив всем ПК-игрокам доступ к GTA Online и Red Dead Online. Как выяснилось, разработчики прибегли к этой мере, чтобы подчистить ремастер от лишней музыки и вырезать эротическую мини-игру, которую уже вычищали из файлов San Andreas 15 лет тому назад.
Более-менее терпимой «пластической операции» подвергли только лица главных героев (но даже на них лучше смотреть издалека). Физиономии остальных NPC — отдельный вид психоделического искусства, который бьёт наповал с любого расстояния
Американский психопат
Но да ладно, самая жара релизных дней позади. Rockstar принесла извинения и пообещала вернуть оригинальную трилогию в магазин. Игровая индустрия ещё раз сделала выводы, все успокоились. Самое время оценить переиздание вне контекста и дать новой трилогии шанс, тем более что оригинальные версии игр тоже были далеки от идеала. Всё же GTA — отличный пример того, как за чувство юмора и самоиронию игроки готовы простить проблемы, которые похоронили бы любую «серьёзную» игру. Заносчивых зануд поносят за любую запинку, а харизматичным раздолбаям везде рады: GTA как раз всегда была про беспредел и балаган, но никак не про выверенный до миллиметра геймплей.
Этот дух разнузданной свободы никуда из ремастеров не делся. В постановочных сценах, как и раньше, глумятся над всем, чем только можно, не жалея никого вне зависимости от пола, цвета кожи и сексуальной ориентации. Каждая часть трилогии рассказывает историю, где все персонажи действительно равны, ведь сценаристы по всем проходятся катком. Здесь есть сатира, но нет морализаторства и проповедей. Здесь есть плохие копы, плохие чёрные, плохие белые, плохие азиаты, плохие итальянцы, плохие русские. Плохие чёрные копы, в конце-концов. Каждый найдёт в сюжетах что-то про себя, свой город или район. Здесь есть даже актуальная для современной России проблема: засилье рэперов из фастфуда.
Никого не напоминает?
Однако самый сок — это, конечно, хаос, который можно устроить в любой момент и в любом месте. На ПК все старые читы работают, так что вышел на перекрёсток, ввёл код на оружие и вперёд: в GTA читерство — на сто процентов морально-нейтральная практика. Неуклюжие пешеходы, гуляющие в раскоряку, будто так и просят проехаться по ним или хотя бы вмазать бейсбольной битой. В детстве почему-то особенно нравилось мочить низкополигональных старушек, видимо, компенсируя вежливое отношение к бабушкам в реальной жизни. И ведь раньше совсем не смущало, что искусственный интеллект у NPC в открытом мире ни к чёрту. Никакого инстинкта самосохранения, они порой даже прыгают не в сторону от машины, а прямо под колёса: с такими пешеходами ездить по тротуарам — одно удовольствие. Мы с друзьями даже соревновались, кто больше собьёт и передавит, врезавшись в толпу на всей скорости (прямо вижу, как эту фразу цитируют в ток-шоу о вреде видеоигр).
В других песочницах, вроде Far Cry, люди слишком рьяно уворачиваются от машин, будто и впрямь хотят жить. То ли дело в GTA
Но это всё было раньше. Сейчас мы говорим о ремастерах, которые по умолчанию должны быть лучше оригинала, — в противном случае начерта они тогда нужны? Если придурковатые прохожие это «не баг, а фича», исправлять которую было бы преступлением, то искусственный интеллект NPC в миссиях определённо стоило бы доработать. Напарники, которых необходимо дотащить живыми до конца задания, мало того что обожают стоять прямо на линии огня, закрывая обзор, так ещё и озадачивают совсем странным поведением. Они спокойно могут сесть в машину к копам… когда вы оба удираете от полицейских. Противники тоже тягой к жизни не отличаются, что вроде как должно помогать, вот только порой миссии требуют сохранить их здоровыми и невредимыми. Свалившийся с моста по своей же неосмотрительности папарацци, за которым нужно гоняться в миссии Evidence Dash в GTA 3, тут же вызывает несправедливый геймовер и вполне справедливые маты.
Города действительно стали гораздо краше. Но это заслуга системы освещения нового движка
Хорошо, снизим планку запросов: положим, что ремастеру не обязательно быть лучше во всём. Достаточно, чтобы он просто делал игру капельку современнее. Но тогда те элементы, которые не стали качественно лучше, должны быть хотя бы не хуже. Однако ремастеры притащили с собой кучу багов и сомнительных художественных решений: знаменитый адский дождь, из-за которого ничего не видно, это лишь верхушка айсберга. Grove Street Games не просто проделала плохую работу — она создала мир, изучать кривизну которого интереснее, чем играть в большинство современных песочниц. Кто-то наткнулся на полуостров, обтянутый человеческими лицами. На моих глазах Си-Джей слез с мотоцикла, наступил в друга и застрял в нём. Ну а в пригороде Сан Фиерро я наткнулся на волшебный мост, который виден только издалека, а стоит к нему приблизиться, как он сразу прячется в Нарнию.
Проблема в том, что далеко не каждый баг забавен. Так, миссия «Сделано в раю» из San Andreas, где нужно ограбить банк с неуравновешенной подельницей Каталиной, постоянно вылетает с сообщением о критической ошибке: то в самом начале, то в середине, то за пару метров до финала. Параллельно с этим на Си-Джея постоянно орёт его милая подружка — дескать, он не удержал заложников в прицеле. Но загвоздка в том, что по вине ещё одного бага заложники появляются не лицом к протагонисту, а боком, стоя друг за другом. С каждым вылетом и визгом Каталины обстановка накаляется, а под конец хочется лишь снести ремастер с компьютера и вернуться через год-два, когда Rockstar выполнит обещание и доведёт игры до ума.
Для тех, кто столкнётся с этой ошибкой: баг лечится, если после вылета загрузиться не с автосейва, а с ручного сохранения. Тогда и заложники будут стоять правильно, и из игры не выкинет
Ищущий да обрящет
В то же время, было бы нечестно по отношению к Grove Street Games не уделить внимания положительным моментам. Тем более что отыскать их всё-таки можно, если постараться. Новшества особенно бросаются в глаза, если запустить ремастеры, предварительно поиграв в оригиналы. Тогда становится заметно, что старичков не преобразили, а скорее замаскировали: местами неплохо, но чаще небрежно, нанеся толстый слой макияжа поверх морщин. На идеально ровных, словно нарисованных в Paint поверхностях автомобилей и мотоциклов теперь красуются реалистичные блики. Кое-где деталей стало больше. На сельские дороги насыпали гальки, на проезжую часть накидали рваных шин. В одном месте асфальт расковыряли, в другом, наоборот, починили. В домах проработали интерьер, прорисовку улучшили, повесили новые портреты. Растительность — трава и деревья — теперь выглядит гораздо приятнее, в отличие от лиц персонажей. А специально для любителей эпика прокачали огонь и взрывы. Иногда даже слишком. Бывает, что от падения одного единственного самолёта начинается такое световое шоу, будто где-то рядом разодрались трансформеры.
Кузов 2004 года, зато блики — современные
В геймплее изменений куда меньше. Да, ещё меньше. Самое крутое — контрольные точки. Теперь после гибели не нужно каждый раз бежать сначала из больницы до точки выдачи миссии, а потом до места перестрелки. Это удобство сложно переоценить — Grove Street Games перенесла элементарный, но дико полезный фикс из мобильных портов, и он экономит кучу времени. Также во всех играх появилось колесо выбора оружия. Целиться стало удобнее, прицел движется гораздо плавнее, это чувствуется. А помните садистское задание с вертолётиком, словно придуманное Сатаной на спор? В нём поменяли управление: раньше наклонять и поворачивать вертолётик приходилось с помощью цифрового блока клавиатуры, а теперь — с помощью мышки. Так что миссия влёгкую проходится с первой попытки.
Остальные правки — не более чем бижутерия. Хорошо, что они есть, но никто бы не расстроился, если бы их не было. К мини-карте прицепили периодически сбоящий GPS-навигатор, показывающий кратчайший легальный путь к цели. В San Andreas бег теперь самый обыкновенный, долбить по «Пробелу» для ускорения бесполезно — зажимаем Shift и вперёд на максималках в закусочную. Там тоже ожидает одно мега-полезное новшество. Появилось меню выбора порций! Раньше тормозной официант поочерёдно доставал из-под прилавка то салатик, то целую пиццу, а сейчас всё как у людей — смотрим на табло, тыкаем пальцем и жиреем себе на здоровье.
Вся эта мелочь, конечно, хуже не делает. Но когда в очередной раз сталкиваешься с багом или видишь девушку с лицом Фантомаса, сложно отделаться от мысли, что лучше бы разработчики потратили время на пару десятков тестов и тщательную проработку картинки, чем на вот это вот всё.
Как бы ни казалось студийным боссам, что сделать ремастер просто, на самом деле это совсем не так. Чтобы переиздание вышло крутым, нужно очень хорошо понимать, за что игру любят и ценят, и ни в коем случае ничего не испоганить. Нужно тонко чувствовать стиль и настроение оригинала и оставить их максимально нетронутыми. И уж точно сделать всё возможное, чтобы не наполнить переиздание новыми ошибками и недостатками. Это работа долгая, сложная, кропотливая и затратная. Take-Two и Rockstar решили проделать её силами маленькой студии всего за два с лишним года. Итог закономерен. Игровое сообщество «вежливо» попросило больше так не делать — одного потраченного ремастера нам хватит за глаза.