Essays on Empathy
Платформа:
PC
Жанр:
rpg
Дата выхода:
18 мая 2021 г.
Разработчик:
Deconstructeam
Издатель:
Devolver Digital
Актуально для платформы: PC
Испанский коллектив Deconstructeam выпустил лишь две коммерческие игры, зато какие — даже спустя несколько лет с теплотой вспоминаешь и Gods Will Be Watching, и The Red Strings Club. А в перерывах между этими релизами разработчики посещали «геймджемы» — мероприятия, на которых за пару дней нужно создать игру на заданную тему. Именно из таких коротеньких развлечений (и не только) состоит сборник Essays on Empathy.
Набор идей
Игры Deconstructeam славятся не только интересными историями с захватывающими диалогами, но и невероятной атмосферой. В них всё продумано до мелочей: какая музыка и когда включится, насколько долгую паузу сделает персонаж перед следующей репликой, как геймплейные механики переплетаются с повествованием. Всему этому, конечно, уделяют внимание и другие разработчики, но испанская команда так глубоко погружает в свои миры, как неспособны это сделать многие.
Меню выбора игр оформлено очень симпатично.
Игры в Essays on Empathy можно описать так же — какую-то сделали за два дня, какая-то была готова через три, но за это время авторы успели очень многое и остались верны своему стилю.
Самое яркое впечатление оставила Behind Every Great One, депрессивная история о домохозяйке, муж которой — сильно увлечённый работой художник. Весь геймплей — ходьба по квартире и взаимодействие с предметами: гладишь вещи, моешь посуду, поливаешь цветы. Но всё успеть невозможно, и очень быстро день заканчивается, после чего выслушиваешь упрёки мужа по поводу невыполненных «обязанностей». Приезжают гости, которые не следят за языком, у супруга возникают проблемы, да ещё и каждую ночь он приставать начинает.
Пятно на полу так никто и не вытрет, пока вы не захотите сами.
Разработчики умело передают внутреннее состояние героини — то камеру слегка наклонят, то экран покроют фильтром. Хотя превыше всего здесь, конечно, диалоги. Да и когда узнаёшь, ради чего муж тратил столько времени, малейшая симпатия к нему пропадает. Заканчивается игра на клиффхэнгере, и, даже если не знать, что это проект для «геймджема», открытый финал кажется правильным выбором.
Также на интересном моменте обрывается 11.45: A Vivid Life — самая странная и экспериментальная игра в сборнике, как описывают её авторы. Это история о девушке, которая уверена, что её скелет принадлежит кому-то другому. Она крадёт рентгеновский аппарат, берёт с собой аптечку и уезжает в глушь. Мы сканируем её внутренности и находим в теле странные объекты, после чего хирургическим методом или как-то иначе вытаскиваем их и изучаем.
Действительно.
Прелесть этой игры в том, что природу объектов определяете вы сами — вам лишь дают несколько вариантов. Хотите связать их с семейными ссорами и драками — пусть будет так, а если хотите отыгрывать роль сумасшедшей, то пусть во всём будут виноваты русские спецслужбы. Изучив каждую странную деталь в своём организме, девушка складывает у себя в голове пазл и проговаривает выводы на диктофон. Короткое, но действительно необычное развлечение, которое в формате двухчасовой игры вряд ли бы сработало.
Без «филлеров» никуда
Остальные игры тоже интересны. Конечно, не все одинаково качественны — о каких-то вы вряд ли вспомните уже на следующий день. К примеру, The Bookshelf Limbo — игра о странном существе, которое пришло в книжный магазин и выбирает комикс в подарок отцу на день рождения. У этого развлечения есть милая предыстория: друг коллектива приехал погостить к разработчикам в свой юбилей и решил, что лучшим подарком будет совместное создание игры. Получилось симпатично, но ничем не запомнится.
Серьёзных цитат и отзывов в The Bookshelf Limbo больше, чем смешных, потому игра не очень интересна.
То же можно сказать о Dear Substance of Kin — мрачном и очень атмосферном приключении, где в роли шамана-котельщика мы исполняем желания деревенских жителей. Авторы признаются, что это были их робкие шаги в сторону игр-песочниц, и отсутствие опыта трудно не заметить — много бессмысленной ходьбы и мало хронометража для раскрытия истории.
В сборник также попали Zen and the Art of Transhumanism и Supercontinent Ltd. Оба проекта вдохновили разработчиков на создание The Red Strings Club и в немного модифицированном виде были перенесены сюда. Первый рассказывает об андроиде Акара-184 и создании имплантатов, меняющих личность, а второй — о Брендисе, совершающем телефонные звонки. В Supercontinent Ltd даже есть древо целей в духе последних Assassin’s Creed — нужно внимательно изучать комнату и общаться с людьми на разные темы, собирая данные.
Телефонные номера придётся запоминать или записывать, ведь при наборе их не показывают.
Шутка за шуткой
Главное развлечение в Essays on Empathy — De Tres al Cuarto, самая продолжительная
игра в подборке. На протяжении полутора часов мы наблюдаем историю о двух стендаперах, которые в перерывах между выступлениями говорят на жизненные темы. Для разработчиков это важный релиз — он был своеобразной отдушиной в период карантина, когда коллектив не мог нормально трудиться.
В De Tres al Cuarto есть элемент карточной игры — перед началом стендапа можно модифицировать колоду с действиями. Карты символизируют пропуски (скверные хохмы, которые никому не «заходят»), слабые шутки, подводки (продолжающие диалог выступающих) и идеальные панчлайны. Сначала говорит ваш товарищ, после чего из колоды случайно вытаскиваются три карты — может, не повезёт и вы получите три пропуска.
Без знания английского сборник проходить нет смысла.
За удачные шутки дарят очки вдохновения, и их же дают в конце обычных разговоров с товарищем. Тратить их нужно либо на покупку новых карт, либо на улучшение (или уничтожение) имеющихся. Блестящая задумка, да и шутки часто получаются удачными.
Можно лучше
Чем сборник Essays on Empathy огорчает, так это ощущением, что его собирали «на коленке». Оформлен он прелестно: тут и описания игр, и галереи с изображениями, и даже видеоролики о каждом проекте — смотреть их очень интересно. Но сами игры запускаются в отдельных окнах и исключительно в оконном режиме; развернуть их можно лишь комбинацией Alt + Enter, а выйти — лишь через Alt + F4. Сохранений тоже нет — в половине игр они и не нужны, но в остальных пригодились бы. То есть какими эти проекты были на «геймджемах», такими их и оставили.
Знакомая игра, только интерфейс чуть другой.
Вдобавок они могут «забаговать». Например, в Behind Every Great One посреди прохождения героиня подлетела к потолку, из-за чего ходить по квартире и открывать двери стало невозможно. Пришлось проходить всё заново.
Зато это позволило обратить внимание на ещё одну «фишку» игры — о том, что вы не успеете сделать в первый день, муж будет говорить за столом. Во второй раз я специально занимался другими делами, и реплики у него изменились. Мелочь, но всё равно круто, что такой незначительной детали уделили внимание в демо для «геймджема».
Конечно, от Deconstructeam ждали совсем не этого. Хотелось видеть новую полноценную сюжетную игру часа на четыре, которую в декабре будут включать в списки лучших по итогам года. Но обстоятельства сложились так, что ничего лучше этого сборника студия пока предложить не может. Несмотря на техническое несовершенство Essays on Empathy, о потраченном на неё времени не жалеешь — это возможность посмотреть, какие интересные идеи витают в головах у талантливых разработчиков, и внимания они определённо достойны.
Плюсы: набор из небольших, но интересных игр с необычными идеями; симпатично оформленное меню с галереей и видеороликами о каждом проекте.
Минусы: игры запускаются в оконном режиме и могут «забаговать»; пара проходных проектов.