Axiom Verge 2
Платформа:
NSW, PC
Жанр:
arcade
Дата выхода:
2021 г.
Разработчик:
Thomas Happ Games
Издатель:
Не указан
Актуально для платформы: PS5
Первая Axiom Verge, даже спустя несколько лет после релиза оставалась изобретательной и запоминающейся метроидванией. До сих пор её можно считать одной из лучших представительниц жанра, и её успех мало кому удалось повторить. Анонс сиквела оказался неожиданностью. Над продолжением создатель оригинала Том Хапп (Tom Happ) тоже работал в одиночку. Правда, называть Axiom Verge 2 сиквелом не совсем корректно — во многом это совершенно другая игра, и в каком-то смысле это скорее недостаток.
Смена обстановки
Взять, к примеру, сюжет. Вступительного ролика в духе анимированного комикса, какой был в первой части, здесь нет — игра начинается с посадки вертолёта и пары диалогов с пилотом, после чего мы уже можем управлять персонажем. Чтобы узнать завязку истории, нужно посидеть в главном меню пару секунд, и тогда стена текста нам расскажет, о чём повествует игра.
А повествует Axiom Verge 2 об Индре Чаудхари, новой главной героине. Она — основательница крупного конгломерата, которая воспользовалась удачным стечением обстоятельств и выкупила почти целиком конкурирующую организацию после того, как её владелица Элизабет Хэммонд пропала без вести в Антарктиде. Хэммонд изобрела сверхсветовой коммуникатор, способный производить вычисления с нулевой задержкой. И когда Индра включила первый его прототип, её ждало сообщение, в котором героиню приглашали в Антарктиду — якобы там она сможет найти свою дочь Самару, которая бесследно исчезла много лет назад.
Людей, готовых пообщаться, здесь значительно больше, чем в оригинале.
Вскоре после прибытия с Индрой происходят странные вещи: она слышит чей-то голос в пещере, из-за провалившегося пола падает в воду, захлёбывается и воскресает. Затем знакомится с представителями «конгломерата разумных машин», которые называют себя её частью, носят имена богов и богинь из шумеро-аккадской мифологии и даруют героине способности. Тут игрока ждёт словесная каша из терминов и имён: начинается всё с того, что на самом деле мы находимся в альтернативной реальности и должны построить портал в наш мир, продолжается укравшими наработки казахами и заканчивается наномашинами.
Уж не знаю, будут ли казахи рады такой репрезентации.
История первой Axiom Verge тоже была переполнена терминами и неохотно позволяла игроку разобраться во всех её деталях, но там это шикарно сочеталось с гнетущей атмосферой и ощущением изолированности от всего мира. Здесь же на судьбу Индры, её дочери, да и всех остальных действующих лиц, наплевать — они абсолютно неинтересны. Потому и записки к середине игры читать уже нет желания.
Именно отсутствие подходящей атмосферы делает повествование в сиквеле таким невыразительным по сравнению с первой частью. Детализированное окружение в духе произведений Ханса Гигера (Hans Giger) сменилось открытыми пространствами — пусть они и стали значительно разнообразнее (тут и ледники, и пустыня, и подводный регион), выглядят зоны за редким исключением блёкло. Визуально ничего в Axiom Verge 2 не запоминается, в то время как цветовая палитра и некоторые элементы декора из оригинала надолго засели в памяти.
Симпатичные локации в игре всё же есть.
Кирка всегда пригодится
Всё это явно указывает на то, как сильно разработчик хотел сделать игру, максимально непохожую на предшественницу. И в геймплее это тоже выражается — если раньше нам регулярно выдавали разнообразное огнестрельное оружие, то здесь мы вооружаемся киркой для ближнего боя и бумерангом для дальнего. То есть драки теперь происходят на куда более коротких дистанциях, да и арсенал несравнимо скуднее.
«Двухкнопочная» боевая система скучновата, а неплохой дизайн противников не сильно помогает. Одно из ключевых нововведений в сиквеле — возможность взламывать закрытые двери и даже противников: замедлить их, заставить сбросить припасы или вообще сделать своими союзниками. Вот только радиус у взлома невелик, так что проще либо вступить в бой, либо вообще пробежать мимо врагов — всё равно они ничего после себя не оставляют. В результате взлом используешь, только когда по сюжету требуется открыть двери.
Ради эксперимента можно пробовать разные пути взлома, но либо о механике забываешь, либо просто лень нажимать на лишние кнопки.
Но самое смешное — боссы. В метроидваниях нас обычно запирают с крупным противником в небольшой комнате и не выпускают, пока мы его не победим или не погибнем. Здесь же все боссы, кроме двух, необязательные — можете пробежать мимо и не получить за это штраф. А оставшиеся двое не доставляют особых проблем, поскольку персонаж после смерти возрождается в той же комнате, а боссы при этом не восстанавливают здоровье. Ну и сами сражения позорные — оппоненты не меняют атаки, медленно передвигаются и разваливаются за считаные секунды.
Вероятно, автор хотел сделать сиквел более доступным, но я бы не назвал первую Axiom Verge сложной. По крайней мере, делать продолжение настолько беззубым не было никакого повода. Особенно если учитывать, что игру можно упростить в настройках ещё сильнее. Поначалу от рук врагов периодически умираешь, но со временем это становится практически невозможно — по мере прокачки героини её запас здоровья и сила атаки становятся так велики, что можно пробегать сквозь снаряды недругов.
Боссов даже жалко убивать — настолько они беспомощные.
Хорошая игра
После стольких абзацев о минусах и недочётах вы наверняка ожидаете низкую оценку, но Axiom Verge 2 всё-таки трудно назвать проходняком. На фоне прошлой игры она действительно выглядит слабо, но это по-прежнему увлекательная метроидвания с интересным дизайном карты и отличной системой прогресса. По мере прохождения получаешь способности, которых не ожидал, и не терпится вернуться в старые области, чтобы воспользоваться ими ради сбора коллекционных предметов.
Таких блистательных идей, как «Разрушитель адреса» из первой части, в сиквеле нет, зато есть другие. В частности, параллельный мир под названием Разлом, в котором мы управляем дроном и забираемся в труднодоступные участки основной карты. У дрона есть свои способности, встречается он с уникальными противниками, и при этом карта Разлома не повторяет обычную. Потому проводить время в Разломе не менее интересно, чем за его пределами.
Пиксели в Разломе заметно крупнее, чем на обычной карте.
То, как новые умения меняют геймплей, радует не меньше, чем в первой игре. Не буду портить впечатления и перечислять все способности, но одного лишь карабканья по стенам достаточно, чтобы сделать исследование карты ещё более захватывающим, чем в начале прохождения. Поскольку в «обычном» мире мы управляем не только Индрой, но и дроном, к концу игры набор активных навыков существенно расширяется.
Прежде чем запускать Axiom Verge 2, нужно помнить, что во многом это совсем не та игра, какой был оригинал. Здесь совершенно другая атмосфера, иной геймплей с изменённой боевой системой и свои «фишки» — какие-то удачные, какие-то не очень. Хотя из-за никчёмных боссов и неинтересной истории кажется, будто разработку игры завершали впопыхах, она остаётся увлекательной метроидванией, в которой хочется изучить всю карту и всё собрать. Но от второй части столь изумительной игры ждёшь значительно большего.
Плюсы: крупная карта, которую исследуешь в лучших традициях метроидваний; отличная система прогресса, постоянно подкидывающая новые способности; благодаря отдельной карте в Разломе кажется, будто получил две игры по цене одной.
Минусы: история неинтересна, а главной героине нет причин сопереживать; примитивная боевая система и низкая сложность; позорные боссы, с которыми чаще всего можно вообще не драться.