10 лучших портов игр с ПК и консолей на Android и iOS
Смартфоны и планшеты давно уже стали полноценными игровыми устройствами, а их производительность превосходит некоторые PC, которые ещё недавно считались вполне себе геймерскими. Неудивительно, что на портативные гаджеты активно переносят и новые игры, и хиты прошлых лет. Так что на сенсорных экранах есть во что поиграть даже тем, кому претят чисто мобильные развлечения: если немного поискать, то без труда можно отыскать даже неофициальные порты Fallout 2 и Half-Life. Собственно, проблема не в том, чтобы найти, а в том, чтобы выбрать из огромного ассортимента найденного. Что ж, в этом мы вам поможем! Кстати, все игры в подборке доступны и на iOS, и на Android.
XCOM: Enemy Within
Перезапущенная XCOM фактически сформировала жанр пошаговой тактики в его современном виде. Почти каждая вторая современная TBS своей боевой системой обязана именно творению Firaxis Games — настолько оно получилось лаконичным, остроумным и гибким. Одним из главных достижений Enemy Unknown стала масштабируемость: игровой процесс отлично адаптировался хоть под мышь, хоть под геймпад, хоть под тачскрин. После того, как игра вышла на всех актуальных платформах, включая PS Vita, пройти мимо мобильных она тоже никак не могла. А следом там же появилось расширенное и дополненное издание Enemy Within.
Да, графику слегка порезали, а интерфейс в очередной раз перелопатили для пущего удобства. Однако в душе это всё та же тотальная война с инопланетянами: сложная и непредсказуемая. Вдобавок ничто из оригинального контента не пострадало. С XCOM 2, правда, картина пока не столь радужная: порт кривоват, страшноват и доступен только на iOS. Зато весь контент и все игровые механики на месте. Впрочем, вам и первой игры, скорее всего, хватит на долгие часы.
Grand Theft Auto: San Andreas
Вряд ли среди тех, кто читает этот текст, найдётся хоть один человек, который никогда не играл в San Andreas. Описывать её в деталях смысла нет: это был огромный и разнообразный экшен с проработанным открытым миром, тонной игровых возможностей и шикарной музыкой. Настоящий opus magnum Rockstar Games. Да, после выхода GTA V вряд ли многие захотят сыграть в San Andreas на PC или консолях. А вот на мобильных устройствах приключения Карла «Си-Джея» Джонсона по сей день чувствуют себя отлично и конкурентов практически не имеют.
Причём порт выполнен очень неплохо: даже управление не слишком раздражает (особенно если играть с геймпадом). Более того, в этой версии подтянули картинку, добавили новые машины, оружие и прочий контент, а ещё расширили сюжетную линию. Так что пройти мобильную San Andreas стоит даже тем, кто изучил оригинал вдоль и поперёк. Ну а если вам и этого будет мало, то имейте в виду: GTA III, Vice City и Bully: Anniversary Edition тоже доступны на смартфонах.
Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords
Ролевые игры сегодня переживают не лучшие времена. Кажется, самый громкий RPG-релиз этого года — переиздание сто раз перепройденной Mass Effect. Ага, той самой, по которой уже в 2007 году все успели пройтись за подрыв жанровых устоев. Так не лучше ли вернуться во времена, когда вода была мокрее, а RPG — ролевее?
Самая подходящая машина времени — дилогия Knights of the Old Republic, одни из лучших игр по «Звёздным войнам». Конкуренция на этом поле, как вы понимаете, весьма жёсткая, но играм повезло выйти в то время, когда BioWare ещё не успела растратить себя на какие-то невнятные поделки и была на коне. Порт первой части получился так себе, а вот над The Sith Lords поработали как следует. Не хватает ей разве что фанатского патча, который возвращает вырезанный контент. Золотой век джедаев, золотой век RPG — что ещё нужно для приятного вечера?
К слову, KotOR — далеко не единственные примеры ролевой DnD-классики на мобильных платформах. Дилогия Baldur's Gate, Icewind Dale, Planescape: Torment — есть из чего выбрать.
Atom RPG
И в продолжение темы переживающего не лучшие времена ролевого жанра: до тех пор, пока существуют игры вроде Atom RPG, он точно не умрёт. Несколько лет назад отечественные разработчики наконец-то исполнили давнюю мечту российского геймдева и создали «наш ответ Fallout». Причём речь здесь идёт главным образом про легендарную вторую часть и её редкую синергию сурового постъядерного будущего, невероятной свободы игрока и безумного мрачного юмора.
Всего этого хватает и в Atom RPG, только место ретрофутуристических США здесь занял родной перестроечный СССР, где по радиоактивным пустошам колесят караванщики на ЗИЛах, остатки партийной верхушки продолжают строить светлое коммунистическое завтра, а сталкеры у костра рассказывают байки про заброшенные пионерские лагеря, населённые мутантами. В сумме получается горячий оммаж классике, пусть и в свежем сеттинге. Старая школа здесь чувствуется во всём: и в лютом хардкоре пошаговых сражений, и в пространных диалогах, и в том, что никто не собирается разжёвывать нам правила этого негостеприимного мира и тащить за руку по нелинейному сюжету.
Неторопливый геймплей отлично подошёл для мобильных платформ, весь контент из старшей версии на месте, а Atom Team регулярно обновляет и улучшает своё детище. В общем, если у вас есть пара сотен свободных часов, то пропускать мобильную Atom RPG нет ни одной причины.
Slay the Spire
Slay the Spire — живой пример проекта, который полюбить куда проще, чем объяснить. Если не вдаваться в подробности механики, то это гибрид коллекционной карточной игры и «рогалика». Обилие карт, монстров, боссов и артефактов дарит солидную реиграбельность, а если учесть, что герои здесь не просто непохожие, а требующие кардинально разного подхода, то зависнуть в этом небольшом с виду приключении можно действительно надолго. Да и брутальную сложность тоже забывать не стоит: от удачи в Slay the Spire зависит ничуть не меньше, чем от правильно подобранной колоды. К счастью, после каждого поражения грамотный баланс заставляет попробовать ещё раз, а не бросить всё от злости.
В порте ничего не порезали, а стильная минималистичная картинка осталась такой же, как на PC и консолях. Разве что интерфейс не всегда делает то, что ты от него ждёшь, но это мелкое неудобство, на которое несложно закрыть глаза.
This War of Mine
Пожалуй, This War of Mine — одна из самых взрослых игр в истории. И одна из самых тяжёлых тоже: в моральном смысле, а не в плане ловкости пальцев. Дело в том, что это симулятор выживания мирных граждан в городе во время войны, причём симулятор до ужаса реалистичный. Нам постоянно навязывают моральные «вилки Мортона» — дилеммы, в которых все варианты плохие. Отнять у пары незнакомых стариков последние лекарства или рискнуть жизнью своего подопечного? Кому отдать единственный паёк: матери или ребёнку? Выстрелить в незнакомца первым или попробовать подружиться? Из ответов на эти вопросы складывается пугающе объёмная картина локального конца света, где нет ни хэппи-энда, ни победителей. Зато есть голод, холод и кучка несчастных выживших, которых от смерти отделяют лишь воля случая да решения игрока.
Мобильная версия ни графикой, ни возможностями, ни атмосферой не уступает версиям для «больших» платформ — так что добро пожаловать в ад.
Limbo
Одной из лучших игр 2010 года стала Limbo — слегка психоделический и чрезвычайно угрюмый хоррор-платформер. Сочетание довольно редкое, но тем не менее отлично работает: путешествие безымянного паренька по чёрно-белому миру насилия и жестокости вышло на удивление глубоким. В поисках пропавшей сестры мальчик не раз и не два попадёт в капкан, погибнет в лапах гигантского паука, свалится в пропасть или умрёт ещё каким-то другим способом. Гарантируем, что без смертей не обойдётся — по крайней мере, в первый раз, — ведь пройти игру можно только методом проб и ошибок. Впрочем, плата за смерти совсем небольшая, точки возрождения расставлены щедро, так что их мгновенно начинаешь воспринимать как центральный элемент игровой механики. В итоге выходит весьма лаконичное и пусть не очень страшное, но крайне атмосферное приключение.
А если Limbo пришлась вам по душе, то обязательно попробуйте Inside от той же студии. Что в Playdead точно умеют лучше всего, так это создавать мощные хорроры с детьми в главных ролях.
The Walking Dead
За что только критики не ругали игры Telltale Games! И нелинейность у них слишком уж линейная, и картинка устаревшая, и стилизация под комиксы посредственная, и геймплей элементарный, и сюжеты наивные… Вот только всё это не помешало успеху The Walking Dead, The Wolf Among Us и Tales from the Borderlands среди игроков. Именно эти скромные независимые «игросериалы» сделали мейнстримом эпизодический формат (как бы мы к нему ни относились). А ещё на равных конкурировали с большим и дорогим интерактивным кино Дэвида Кейджа — и это при совершенно несопоставимых бюджетах и сроках производства.
На самом деле истории здесь ничуть не хуже, чем в большинстве актуальных телешоу, механика «выбор — последствия» до сих пор отлично работает, а слегка устаревшую графику смартфонам точно можно простить. Отличный способ скрасить ожидание The Wolf Among Us 2.
The Witness
Джонатан Блоу — геймдизайнер с очень необычным художественным вкусом, чей почерк не спутать ни с чьим другим. Его The Witness — очень светлая, медитативная и спокойная трёхмерная головоломка. Здесь нет ни экшена, ни драмы, да и сюжета, можно сказать, тоже нет. Мы просто бродим по компактному, но симпатичному открытому миру, изучаем опустевшие постройки, разглядываем таинственные устройства, слушаем аудиозаписи и разгадываем лабиринты.
Собственно, именно на этих самых лабиринтах и завязан основной геймплей, вся остальная игра — просто прогулки от одного пазла до другого. Задачек здесь несколько сотен, но, во-первых, не все они обязательны, и во-вторых, они никогда не повторяются. Нам регулярно подбрасывают новые условия и трюки, так что на загадочном зелёном острове точно не заскучаешь.
А ещё любителям философских головоломок с видом от первого лица стоит попробовать The Talos Principle — на мобильных она тоже есть.
ROME: Total War
Казалось бы, мобильные платформы совершенно не подходят для RTS. Собственно, как правило, так и есть. Однако на любое правило есть исключения, и порт ROME: Total War — одно из них. Хитовая 4Х-стратегия отлично себя чувствует в карманном формате и предлагает вполне взрослый опыт управления Римской империей. Это заслуга двух основных моментов. Во-первых, удобный и аккуратный интерфейс грамотно адаптирован под сенсорное управление и маленькие экраны. Во-вторых, поистине ювелирная оптимизация позволяет рулить огромными армиями даже на бюджетных аппаратах.
В общем, если не обращать внимания на не самую современную картинку (а её на смартфоне всё равно видно не слишком хорошо), то с 2004 года игра совершенно не состарилась. Вечная классика.
Разумеется, ужать в формат топ-10 все достойные внимания порты невозможно: их действительно много, да и выбор лучших — вопрос сугубо субъективный. Поэтому не расстраивайтесь, если ваши любимые игры не попали в этот материал. Лучше расскажите о них в комментариях!