Лучшие российские игры последних лет

0 1

Лучшие российские игры последних лет

Если полистать страницы старых отечественных журналов о видеоиграх, то складывается впечатление, что российская игровая индустрия появилась на свет в состоянии тяжёлого кризиса. И с каждым годом всё становилось только хуже: словечко «вомгла» возникло не на пустом месте. Но пока игровые журналисты сокрушались о катастрофическом положении дел, игроки со всего мира взахлёб наслаждались «Дальнобойщиками», King’s Bounty, «Корсарами», «Космическими рейнджерами», «Ил-2 Штурмовиком», «Мором», «Тетрисом», в конце концов.

Время прошло, что изменилось? Да, бюджеты Red Dead Redemption 2 российским студиям по-прежнему не светят — но они вообще мало кому светят. Новая Minecraft на широких просторах не возникла, но Minecraft и может быть всего одна. А во всём остальном картина та же: люди со всего мира играют в российские игры. Мы решили вспомнить десяток игр последних лет, над которыми мифическая «вомгла» оказалась не властна.

«Тук-тук-тук»

Лучшие российские игры последних лет

Десять лет назад студия Ice-Pick Lodge получила странное письмо с предложением-требованием сделать игру на основе приложенных материалов — фотографий, заметок, видеозаписей. Таинственная посылка сильно напоминала «письмо счастья» из разряда «перешли это сообщение десяти друзьям, а то твоя мама умрёт». Однако создатели «Мора» решили попытать счастья… Именно так звучит официальная версия появления на свет хоррор-выживалки «Тук-тук-тук».

Главный герой игры — некий мировед, и он, судя по всему, не особо любит покидать своё обиталище. Однако по ночам его дом и близлежащий лес становятся невероятно опасным местом. Отовсюду надвигаются страшные монстры, которых игра называет «гостями»: они просачиваются в дом через разломы, выглядящие как человеческий глаз, гасят в комнатах свет и ищут хозяина. Поначалу у героя простая задача — продержаться в живых до утра. Но потом она усложняется, когда начинает приближаться Бука и полоска нервного напряжения начинает таять на глазах… В общем, игра вышла необычной, стильной и очень странной — вполне в духе Ice-Pick Lodge. Несмотря на простоту «внешней» идеи о выходе из зоны комфорта, она даёт широчайший простор теориям, догадкам, домыслам и всяческим прочтениям. Наконец, она действительно страшная.

Хотя если оценивать её как реальный ответ на «письмо счастья», то что-то с ней не задалось: после выхода «Тук-тук-тук» следующая игра студии появилась лишь через шесть лет и оказалась финансовым провалом. Но это уже совсем другая история.

Beholder

Лучшие российские игры последних лет

Множество игр, сериалов, фильмов и книг всеми силами пытались внушить аудитории простую мысль: тоталитаризм — это плохо. Но мало у кого получилось донести этот посыл убедительнее, чем у авторов Beholder (почитайте, кстати, наше интервью с ними). Даже при том, что её создатели стараются не давать моральных оценок поступкам и решениям героя.

Замысел прост. Главный герой — смотритель многоквартирного дома, населённого живыми и очень разными персонажами: у каждого свои занятия, характеры, цели и проблемы. А обязанность протагониста состоит не столько в том, чтобы следить за исправностью водопровода и наличием лампочек в коридорах, сколько в бдительной слежке за жильцами и доносах о любой подозрительной деятельности. Искать нарушителей долго не придётся: у кого-то в чемоданах контрабанда, кто-то слушает запрещённое радио, а кто-то вроде бы и ничего не делает, но всё равно подозрительный… Не подбросить ли ему что-нибудь в ящик стола? За ним быстро приедут вежливые люди в форме и несимпатичный жилец сгинет где-то в застенках, но герою выплатят денежную премию. А деньги — это лекарства для жены и дочери, это образование для сына, это шанс покинуть страну и оказаться где-то в европейском раю, где не надо постоянно оглядываться.

И вроде бы кажется, что не быть сволочью легко, но на самом деле все события и решения увязаны в такой тугой клубок, что любая выбившаяся ниточка означает смерть. Или героя, или его семьи, или кого-то из обитателей дома.

Punch Club

Лучшие российские игры последних лет

На момент релиза Punch Club многим было трудно поверить, что перед нами отечественный продукт. Хотя, если присмотреться, российские корни в Punch Club очень заметны: и из медведя в названии студии-разработчика, и из массы отсылок на 1980-е и 1990-е, которые лучше всего понятны обитателям СНГ. По сути, вся игра — одна сплошная отсылка к мемам, фильмам, песням, массовой культуре и реалиям тех лет. Куда ни взгляни, увидишь Терминатора, Чака Норриса, Джея и Молчаливого Боба, Бэтмена, Черепашек-ниндзя, «Мортал Комбат» и десятки, сотни, тысячи других пасхалок — вплоть до ковров и балалаек.

Герой Punch Club — талантливый начинающий боксёр, чей отец погиб от руки неведомого убийцы, которому теперь нужно отомстить: в общем, всё как в боевиках 1980-х. Для этого парень строит у себя в гараже примитивный спортзал и начинает прокачивать характеристики тренировками. А чтобы было на что жить, находит работу, заодно участвует в уличных боях, постепенно зарабатывает рейтинг, общается с друзьями… Словом, полная событий жизнь быстро начинает походить на гринд с постоянной нехваткой времени. Но процесс, как ни странно, невероятно затягивает: останавливаться ни в коем случае нельзя, если не хочется, чтоб боксёр потерял форму до того, как свершит правосудие.

Продажи Punch Club уже в первый год принесли создателям — небольшой питерской студии Lazy Bear Games (на момент работы над Punch Club в её штате состояло всего три человека) — миллион долларов. Даже убеждённые пираты признавались, что не могли не заплатить за такую игру. Так что невероятная популярность симулятора уличного боксёра стала неожиданностью прежде всего для самих создателей

Atom RPG

Лучшие российские игры последних лет

Atom RPG чаще всего сравнивают с первыми, классическими частями Fallout, благо сеттинг ядерного постапокалипсиса уж очень похож. К тому же, система характеристик — близкая родственница SPECIAL, а в игру заложены возможности справиться с любым испытанием с любым набором статистик. И, естественно, никто не собирается вести игрока за ручку: задание выдано, сам думай, как и где его выполнять. Но о сравнениях с легендарным творением Брайана Фарго и компании довольно легко забываешь, ведь Атом RPG — до мозга костей русская, во всех своих деталях и аспектах (про Гюльчатай помним?).

Игру есть, за что бранить. За старомодную до полного устаревания графику, за громоздкие и неудобные взаимодействия с инвентарём, за нулевую мотивацию героя, за бесполезную экономику, океан воды в диалогах и глупость искусственного интеллекта… Но всё это чудесным образом забывается, стоит только окунуться с головой в простой сюжет, начать отыскивать кучу отсылок к «постапокалиптическим 1990-м» с Якубовичем и Галустяном или нарваться на моральную дилемму, в которой сквозь привычные хохмы прорывается чья-то боль и страх. А в самостоятельном дополнении «Трудоград», выпущенном в прошлом году, всё это получилось ещё лучше.

The Great Perhaps

Лучшие российские игры последних лет

Есть российские игры, по которым сразу и не скажешь, что их сделали на широких просторах державы. К The Great Perhaps это точно не относится: она сразу выдаёт себя с потрохами. История космонавта с волшебным фонарём, прилетевшего на разрушенную Землю, пропитана хорошо знакомой ностальгией по не таким уж далёким временам СССР. Не случайно у игры столь противоречивые отзывы: она производит куда меньшее впечатление на тех, кто не понимает, почему Цой жив, почему не стоит прогибаться под изменчивый мир и чем прекрасно это ваше далёко.

Разрушенный постсоветский мир у создателей игры получился столь убедительным, что на форумах всерьёз доказывали, будто вот эту мозаику видели на соседней станции метро, а кое-то даже пытался отыскать реальные места по игровым скриншотам. Безрезультатно, конечно же: всё это придумано, но придумано талантливо и с невероятным вниманием к деталям. И пусть не всё с первого раза удалось идеально, название студии Caligari Games стоит запомнить. Тем более что она уже работает над следующим проектом: квестом Whateverland.

«Побег из Таркова»

Лучшие российские игры последних лет

Хардкорный сетевой шутер Escape from Tarkov на слуху уже довольно давно, однако игра до сих пор пребывает на стадии бета-тестирования. Да, её версия всего несколько дней назад сменилась на 0.12.10.2.12528, так что до 1.0 всё ещё очень далеко. Тем не менее разработчики и сообщество ведут себя так, будто релиз давным-давно состоялся. Студия проводит серьёзные чемпионаты, вовсю торгует фирменными футболками, бейсболками и наборами раннего доступа и напропалую выкашивает читеров. Да ещё и снимает сериалы по мотивам игровых рейдов. А игроки сумели пережить неиграбельное состояние альфа-версии, давно привыкли к регулярным обнулениям прогресса и своей массовостью то и дело бьют рекорды онлайна. И даже делают татуировки в честь любимой игры.

Откуда такой фанатизм? Всё потому, что Escape from Tarkov можно без стеснения назвать единственной в своём роде. По размаху амбиций, масштабам и качеству, даже несмотря на то, что даты релиза на горизонте не видать. Разработчики из петербургской студии Battlestate Games не побоялись сделать игру «не для всех», выбить игроков из зоны комфорта, заставить их страдать — и при этом неустанно просить добавки. Весь геймплей заключается в вылазках в вымышленный город Тарков за оружием, ресурсами и припасами, но игровой процесс изобилует деталями, о которых многие другие шутеры в принципе не заботятся. Проработанная система кастомизации оружия, где каждый ствол можно разобрать чуть ли не до последнего винтика, подробная настройка всех элементов экипировки, вплоть до содержимого карманов разгрузочного жилета. Реалистичная физика стрельбы и передвижения, пользовательский рынок, где игроки прямо влияют на колебания цен. Локации, в которых узнаются реальные пейзажи российской глубинки, а не просто их миниатюрные версии.

У малоизвестной студии Battlestate Games из Санкт-Петербурга получилось то, что не осилили именитые творцы подававшей огромные надежды Survarium. В конце концов, в каком другом шутере можно погибнуть от того, что ты забыл вставить в магазин своей пушки патроны?

The Life and Suffering of Sir Brante

Лучшие российские игры последних лет

Небольшая независимая студия Sever словно взяла постулат о «самой читающей» нации за кредо — её первая крупная работа, The Life and Suffering of Sir Brante, практически полностью построена на чтении. Мы читаем дневник дворянина, повествующий обо всём, что происходило с ним с раннего детства до самой смерти (возможно, ранней и очень трагичной), и влияем на его жизненный путь. Как сложились его отношения с высокомерным старшим братом? Сумел ли он спасти семью от схизмы, грозившей раз и навсегда перессорить потомков именитого дома? Помог ли он совершить революцию или встал на сторону системы? Всё это, с одной стороны, весьма реалистично, а с другой — тут творится какая-то мистика. Общество разделено на касты, у всех людей, как у кошек, буквально есть несколько жизней, а каждая смерть приближает к пониманию чего-то совершенно внеземного, немыслимого. Те, кто интересуется «полигонными» ролевыми играми, наверняка узнают эту вселенную: концепцию и сеттинг The Life and Suffering of Sir Brante разработал красноярец Фёдор Слюсарчук, один из авторов вселенной «Талисман».

Loop Hero

Лучшие российские игры последних лет

Если считать, что частью успеха игры обязаны своим издателям, то автобатлеру Loop Hero и его авторам, маленькой студии Four Quarters, повезло с самого начала. Команду взяла под крыло сама Devolver Digital, которая уже не раз доказывала, что у неё невероятный нюх на необычные проекты и нестандартные решения.

В Loop Hero хватает и необычности, и нестандартности. Могущественный лич буквально уничтожил материю пространства и времени, но главный герой, лишившийся памяти, чудом выжил на островке посреди чёрной бездны. Теперь ему нужно заново отстроить погибший мир: вспоминая места, существ, объекты и прочие обрывки прошлого, он возводит посреди бездны новые острова, постепенно складывающиеся в тропу. Вот только власти над героем у нас нет: он движется и сражается сам по себе. Мы лишь помогаем ему вспомнить, а потом используем всплывшие из небытия фрагменты, выкладывая на карту карточки монстров, сокровищ, усилений и локаций. При этом отдельные постройки и территории влияют на героя как сами по себе, так и в сочетании друг с другом, а при определённых условиях мир начинает меняться… Короче говоря, любители экспериментов не скоро оторвутся от изучения возможных комбинаций.

Игровой процесс вышел одновременно непростым, непредсказуемым и затягивающим, из разряда «ну, ещё один кружочек — и спать». Поэтому успех игры выглядит вполне заслуженным: за неделю с момента релиза её тираж превысил полмиллиона, а пиковый онлайн в Steam достиг 51 тысячи человек — совсем неплохо для скромного пиксельного рогалика от независимой студии.

Partisans 1941

Лучшие российские игры последних лет

В былые годы поклонники военных стратегий днями и ночами просиживали за играми серии «В тылу врага», созданными на территории Украины при участии российской компании «1С-СофтКлаб». А теперь московская студия Alter Games выпустила проект, который буквально возвращает нас в тыл врага: «Партизаны 1941». Стратегия в реальном времени вышла в Steam осенью прошлого года и уже успела обзавестись дополнением «Снова в бой».

Поскольку действие игры происходит под носом у захватчиков, а наши герои — партизаны, то основной упор сделан на тихие подрывные операции, проникновение, диверсии, шпионаж и работу с местным населением. Но это не значит, что поклонники решительных мер не могут взять в руки автоматы и выкосить всех немцев на карте: ради такого даже укрытия предусмотрены. А моменты передышек можно посвятить обустройству и развитию партизанского лагеря в глубине леса или отправить своих вояк за грибами или на рыбалку.

Выход «Партизан 1941» игроки встретили отличными отзывами. Хотя по тактической глубине и разнообразию игра не дотягивает (пока?) до лучших частей знаменитых Desperados или Commandos, тот факт, что поклонники игр о Второй мировой могут отвлечься от пляжей Нормандии и непременной клюквы, уже помещает её на почётное место в нашей подборке.

***

Что бы ни говорили о «вомгле» и глубоком затяжном кризисе, по всем параметрам российская игровая индустрия переживает заметный подъём. Отечественные разработки уже занимают до 2% мирового рынка, и эта цифра лишь кажется маленькой.

Мы рассказали о самых важных и заметных играх, но при этом за бортом остались, к примеру, Pathfinder: Kingmaker, к которой приложил руку Крис Авеллон, Breathedge, которая не поразила геймплеем, но приятно удивила чувством юмора авторов, SnowRunner, которая достойно выглядит на фоне остальной серии, или недавняя Demon Skin, созданная единственным разработчиком-самоучкой. А на горизонте уже маячат King's Bounty II, Black Book, «Помни…», Selfloss, и Atomic Heart, от которой ждут очень многого. И мы за то, чтобы самые завышенные ожидания оправдались!
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.