2 мая 2021 2.05.21 5 11K

SaGa Frontier Remastered: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Всё-таки ремастеры — вещь полезная. Например, благодаря очередному, на этот раз от Square Enix, теперь нетрудно поиграть на современных приставках и PC в японскую RPG SaGa Frontier 1998 года выпуска, которая в своё время была достаточно популярна и являлась частью серии, отпочковавшейся от Final Fantasy. Насколько она интересна? Особенно учитывая, что геймплей, вызвавший в своё время неоднозначную реакцию, остался без изменений. Или стоило сделать не ремастер, а ремейк?

Смешались люди, монстры и оценки

Эта серия сначала называлась The Final Fantasy Legend, а её идеологом стал именитый Акитоси Кавадзу (Akitoshi Kawazu), ветеран Square Co. (ныне Square Enix), стоявший у истоков оригинальной «Последней фантазии», а впоследствии продюсировавший  Final Fantasy: Crystal Chronicles и  The Last Remnant.

SaGa Frontier стала уже седьмой частью серии, и она, как и практически все предыдущие, была коммерчески успешной в Японии. Это вообще первые игры в портфеле Square Enix, которые стали продаваться тиражом более миллиона экземпляров.

Отличительных черт у серии было множество. Одна из первых и наглядных — совмещение самых разных миров и стилей, фэнтези с научной фантастикой и откровенными сказками, приправленными юмором. Поэтому и среди играбельных рас тут были не только люди, но и мутанты с монстрами, которые прокачивались, пожирая павших врагов.

Игры серии SaGa всегда отличались очень крутым артом.
Игры серии SaGa всегда отличались очень крутым артом.

А после выхода в 1992 году Romancing SaGa определилась, пожалуй, главная особенность серии — нелинейный сценарий и реиграбельность, когда мы выбираем одного из восьми (как правило) героев и следим за его историей. В разных играх эти истории могут пересекаться и дальше течь по своим ручейкам, а могут и вливаться в одну сюжетную реку. В любом случае всегда соблазнителен вариант посмотреть и попробовать всё.

В Японии, судя по оценкам и продажам, такой подход оценили — та же SaGa Frontier регулярно попадала в топы и сборники лучших игр всех времён для PlayStation. А вот на Западе, где привыкли к более комфортному и организованному, что ли, геймплею, оценки были смешанными.

В 2019-м вышел ремастер Romancing SaGa 3.
В 2019-м вышел ремастер Romancing SaGa 3.

Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что

И действительно, SaGa Frontier даже на фоне других игр серии стоит особняком. Здесь мы выбираем одного из семи главных героев и отправляемся следить за их персональными историями, каждая из которых рассчитана на 8—10 часов.

Среди них есть бывшая супермодель, обвинённая в убийстве своего молодого человека — полицейского; девушка-обезьянка из расы монстров, ищущая артефакты для спасения родного народа; парень, внезапно ставший супергероем, чтобы летать по миру на огромном корабле и сражаться с транснациональной корпорацией зла; и даже робот Т260, отправившийся на поиски батареек и своего предназначения (а реанимировать его поначалу пытается… говорящий осьминог). В общем, герои и истории, мягко говоря, колоритные, есть разные отсылки — в том числе к сказкам про принцесс, которые лежат в гробу и ждут поцелуя.

Выбор, за кого играть, непростой, но в итоге так или иначе пробуешь всех.
Выбор, за кого играть, непростой, но в итоге так или иначе пробуешь всех.

При этом персонажи вольны свободно исследовать мир, перемещаться (почти всегда бесплатно) между регионами и даже планетами, общаться, торговать, выполнять квесты, сражаться — в общем, делать всё, что принято делать в больших исследовательских RPG. Можно даже пересечься с главными героями из других веток — действие происходит в одном и том же мире, и они посещают одни и те же локации.

Но фишка в том, что в SaGa Frontier этой свободы даже по тем временам было много (особенно для западных игроков) — тут нет квестовых маркеров, никто не говорит точно, где искать нужные кольца или руны, куда идти, что делать, чтобы сразу продвинуться по сюжету. Вам просто дают общие разнарядки и отправляют в свободное плавание.

Вариантов, куда идти, всегда множество.
Вариантов, куда идти, всегда множество.

В итоге, играя за ту же бывшую супермодель Эмилию, я то влезал в какие-то дебри, в странные локации со странными монстрами, не нужными мне по сюжету, то попадал на пёстрые ярмарки с торговцами и колдунами, у которых можно (но мне пока не нужно) учиться магии. То совершенно случайно, взяв от отчаяния билет до Манхэттена (да, тут много разных точек назначения), внезапно становился свидетелем сюжетных событий. То есть всё достаточно хаотично.

Где я? И что я здесь забыл?
Где я? И что я здесь забыл?

В случаях с некоторыми другими персонажами даже на старте долгое время было непонятно, куда идти и что делать, а записи в дневнике не особенно помогали — всё тут приходится познавать методом проб и ошибок. И ценой своего времени. Это я вам описываю впечатления от прохождения не оригинала, а ремастера — с этой точки зрения ничего толком не изменилось. Только добавилась сюжетная линия за Фьюза, вырезанная из оригинала.

Чтобы этот герой стал доступен, нужно пройти игру хотя бы раз любым персонажем.
Чтобы этот герой стал доступен, нужно пройти игру хотя бы раз любым персонажем.

Во власти хаоса и рандома

Это же определение — «хаотично» — можно применить и в целом к игровому процессу SaGa Frontier. Всё вроде бы стандартно. К главному герою любой ветки тут же присоединяются ещё два-три персонажа, а потом и больше — их можно разделять на партии и менять в нужное время. Таким отрядом путешествуем, исследуем, выполняем квесты, общаемся, торгуем и сражаемся. Причём драки выполнены по традиционной для JRPG схеме — пошаговые, с выбором, чем, когда и кого атаковать.

Общаться, торговать и слушать музыку в барах, конечно, тоже приходится.
Общаться, торговать и слушать музыку в барах, конечно, тоже приходится.

Но присутствуют и свои изюминки. Есть достаточно специфичные различия между расами, влияющие на сражения и прокачку. По традиции для серии после каждой драки персонажи восстанавливают здоровье. На это тратятся очки жизни, а когда они закончатся, персонаж впадёт в кому и может покинуть партию. Также после каждой драки, даже выигранной одним лишь вашим взглядом в сторону врага, герои тут же прокачивают свои параметры. Какие именно — хаотично определяет сама игра.

Девушки-зэки против полицейских дронов — обычная ситуация.
Девушки-зэки против полицейских дронов — обычная ситуация.

Персонажи могут прямо в бою разучивать новые приёмы и заклинания, экипируемые в разделе Arts, но от чего это зависит и когда произойдёт, опять же не очень понятно. Главное — всегда держать наготове свободное место в вышеупомянутом разделе. То есть вы можете стоически выжить в сложнейшей драке и ничего не выучить, а можете сдуть с одного удара сиротливую морскую звезду и тут же получить новый приём. Ещё персонажи могут проводить совместные комбо, но и здесь толком неясно, при каких условиях это срабатывает, — игра подсказывает, что проще всего, когда ваши подопечные применяют одни и те же приёмы, но это далеко не всегда работает.

Больше комбо и удачных приёмов — больше призов!
Больше комбо и удачных приёмов — больше призов!

Наконец, баланс сложности хаотично скачет от локации к локации, от одного героя к другому. То есть где-то вы можете раскидывать врагов вот, как я сказал, одним взглядом, а где-то будете страдать, толком не понимая, как же победить этих гадов. Даже в одной и той же локации, зайдя туда снова и видя знакомых вроде бы противников, вы не знаете, кого вам подкинут — одну перепуганную лягушку или её же в компании с агрессивными скелетами и феями.

Вот тут, казалось бы, шансов вообще ноль.
Вот тут, казалось бы, шансов вообще ноль.

Поэтому не всегда очевидно, стоит ли заниматься гриндом. Хотя игра буквально кричит об этом — такого количества врагов, которые постоянно прыгают на партию, а после перезахода на карту тут же возрождаются, я нигде не видел. Слава богу, можно в любой момент сбежать из боя без всякого подсчёта шансов, получится это или нет.

В SaGa Frontier Remastered, повторю, всё это осталось практически нетронутым. Авторы, естественно, улучшили картинку, добавили новую сюжетную линию, дополнительные материалы и арты, позволили троекратно ускорить перемещение и сражения (большое спасибо!), но корневые механики и баланс оставили как есть — сохранены даже дыры в экономике, помогающие быстро и нечестно разбогатеть (например, на купле-продаже золотых слитков).

Обновлённая картинка выглядит одновременно олдскульно и вполне прилично.
Обновлённая картинка выглядит одновременно олдскульно и вполне прилично.

К SaGa Frontier Remastered можно относиться по-разному. С одной стороны, это ценнейший артефакт древности, пример первобытного и очень честного, незамутнённого геймплея, где вам дают полную свободу и предлагают путём проб и ошибок выживать, изучать, преодолевать и побеждать. Уверен, многие будут только рады такое сейчас испытать и совершить это ностальгическое и познавательное путешествие назад в прошлое.

С другой стороны, представьте, что даже 20 лет назад игра вызывала неоднозначную реакцию у привыкших к комфорту игроков. Сегодня ни один разработчик и издатель в здравом уме не будет выпускать проект с таким стихийным геймплеем. И с этой точки зрения действительно куда логичнее смотрелся бы ремейк, хоть как-то учитывающий современный ГОСТ. Какая позиция вам ближе — решайте сами, но если считаете себя поклонником и знатоком жанра, то вы просто обязаны хотя бы разок попробовать  SaGa Frontier Remastered: или затянет и влюбит намертво, или быстро отобьёт всякое желание играть дальше.

Плюсы: ремастер культовой RPG, которая теперь вполне прилично выглядит на современных приставках и компьютерах; увлекательные сюжетные линии за разных персонажей плюс одна совершенно новая; высочайший уровень реиграбельности; оригинальные идеи в геймплее; очень приятный и ностальгический саундтрек.

Минусы: все болячки и спорные особенности оригинала остались нетронутыми; много хаоса и рандома в геймплее; далеко не всегда понятно, что надо делать, чтобы продвинуться по сюжету.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

SaGa Frontier Remastered

Платформы
PC | PS4 | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
15 апреля 2021
19
4.1
11 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ремастер неплохой. Хотелось бы конечно, чтобы картинку перерисовывали вручную — некоторая размазанность характерная для AI-рескейлинга бросается в глаза, впрочем через некоторое время внимание на это перестаешь обращать. Радует, что не стали оказуаливать геймплей, который остался непривычно для современного игрока хардкорным. Я имею в виду отсутствие каких бы то ни было маркеров, куда идти, и что делать, и автолевелинг врагов делающий почти бессмысленным тупой гринд — перекачаться, чтобы всех ваншотить не получится. Не радует, но и не удивляет отсутствие русской локализации, причем, в виду нишевости игры, ждать фанатскийй перевод не приходится. Общее впечатление: Ностальгические слезы на глазах и горящая задница от уже почти забытого отношения к игроку, не как к тупому дегенерату. ????

Наконец-то. Эта игра входит в персональный топ-3 любимых игр на PS1. В 90-е SaGa Frontier настолько впилась в мозг, что даже сейчас, спустя 20 лет, помню все сценарии и методы прокачки. Но, увы, думаю, что новых геймеров не привлечет — когда после любого стартового квеста тебе говорят: «ну или теперь, погуляй», это настолько вводит в ступор, что, боюсь, неподготовленный игрок после этого дропнет и больше никогда к этой игре не вернется.

В свое время игра очень запомнилась, но я не смог осилить даже одну историю (играл за Реда), хотя вторую Сагу кое как осилил. 

Как итог, поставил себе целью ее пройти. Месяц назад начал играть в оригинал и узнал про скорый подгон.

Прошел уже за Реда, Блю и Эмилию) Конечно new game + очень сильно игру изменил

Читай также